- Морские вести России

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЗАЕМНО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Транспортное дело России №03 (2009)

Хасанов И.Ф., к.э.н, генеральный директор ОАО «Инвестиционное агентство»

В работе также рассмотрены новые, еще мало изученные российской наукой вопросы создания и развития заемно-инвестиционной системы региона, проанализирован накопленный в России опыт в исследуемой области, разработаны предложения по формированию и принципам работы заемно-инвестиционной системы в регионах РФ.

 

Ключевые слова: регион, бюджет, инвестиции, инфраструктура, система, заем, облигация.

 

MODEL OF FORMATION OF REGIONAL EXTRA-INVESTMENT SYSTEM

Hasanov I., The general director of Open Society «Investment agency»

In work new, still questions of creation a little studied by the Russian science and developments of extra -investment system of region also are considered, the experience stored in Russia in investigated area is analysed, offers on formation and principles of work of extra-investment system in regions Russian Federations are developed

 

Key words: region, the Budget, investments, the Infrastructure, system, the Loan, the Bond.

 

Переход экономики страны к рыночным отношениям обусловил то, что в настоящее время при решении задач социально-экономического развития подведомственных территорий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации надеются не только на финансовую помощь федерального бюджета, а вынуждены все больше рассчитывать на собственные ресурсы. На уровне регионов и муниципалитетов это проявляется в сужении базы формирования доходной части бюджета за счет перераспределения в пользу федерального бюджета налогов и нормируемых отчислений, при этом все большая часть расходов возлагается на региональный и местный бюджеты.

Экономия бюджетных расходов на территории региона связана в первую очередь с уменьшением дотационной нагрузки по жилью и компенсации эксплуатационных издержек на содержание устаревшей и неэкономичной инфраструктуры при ее повсеместной неразвитости. Недостаточность инвестиций по этим направлениям не позволяет ограничивать дотации, а финансирование этих проектов в полном объеме невозможно без чрезмерного роста их дефицита.

Еще одним направлением экономии средств региональных бюджетов и централизованных поступлений является сглаживание экстремальных (пиковых, сезонных) расходов. В условиях неравномерных и дозированных поступлений средств в бюджеты всех уровней возникает потребность в разовых кредитах, что можно исправить за счет развития всего комплекса финансовых инструментов в регионе.

В то же время регионы располагают значительными долями участия, в том числе в виде разрешительных прав (лицензий, квот и паев), во многих перспективных проектах, которые могут выступать залогом при привлечении средств инвесторов.

Эффективность участия регионов в реализации масштабных и выгодных проектов своими силами прямо связана с созданием независимого от других элементов финансово-бюджетной системы источника средств, прежде всего заемных, которые могут быть мобилизованы у юридических и физических лиц, как российских, так и зарубежных.

Решение финансовых проблем субъектами Российской Федерации в условиях рецессии и спада экономики, когда почти повсеместно бюджеты всех уровней (от федерального до местного) сводятся с дефицитом, является задачей не из легких. Вместе с тем возросшая экономическая самостоятельность регионов не только дает возможность для проявления большей инициативы местным администрациям, но и налагает на них большую долю ответственности за проводимую в рамках подведомственной территории экономическую политику.

Одним из направлений решения проблемы дефицита региональных бюджетов, реализации региональных инвестиционных программ, ослабления зависимости регионов от дотаций федеральных органов власти является создание региональной заемно-инвестиционной системы.

Практика показывает, что только регулярная эмиссия региональных ценных бумаг различных типов, рассчитанных на разных инвесторов, с разной целевой функцией, с разным обеспечением, взаимно дополняющих друг друга в обращении на первичном и вторичном рынках, сочетающаяся с комплексом бюджетных мероприятий и использованием целевых кредитных линий, способна привести к ощутимому оздоровлению финансовой системы регионов.

Цель региональной заемно-инвестиционной системы заключается в привлечении региональным правительством путем эмиссии облигаций дополнительных финансовых ресурсов с последующим их использованием на пополнение своего бюджета, ликвидацию кассовых разрывов, а также кредитование (частично льготное) наиболее значимых региональных социальных и производственных инвестиционных программ. При этом получение регионом прибыли, как правило, не является непосредственной целью региональной заемно-инвестиционной системы, так как с ее помощью решаются в основном задачи снижения текущей нагрузки на расходную часть бюджета и пополнения его доходной части за счет активизации хозяйственной жизни региона.

В пределах целостной региональной заемно-инвестиционной системы финансовые ресурсы привлекаются в регион на сравнительно благоприятных условиях (ставка доходности по ним, как правило, ниже ставки кредитования, срок обращения облигаций сравнительно более длительный и т.д.), что обеспечивает возможность решения в регионе неотложных финансовых и социальноэкономических проблем.

Региональная заемно-инвестиционная система позволяет решать ряд задач:

1. Финансирование текущего дефицита регионального бюджета. Масштабные затраты местных властей, как правило, носят сезонный характер, поэтому для одноразовой мобилизации крупных, финансовых ресурсов требуются крупные заемные средства.

2. Погашение ранее размещенных долговых обязательств. При этом фактически осуществляется рефинансирование задолженности. Но решение этой проблемы возможно лишь при наличии доверия к эмитенту, его финансовой осмотрительности и недопущения откровенных пирамидальных схем, которые рано или поздно обязательно приводят к банкротству эмитента (дефолту) и «обвалу» созданной им пирамиды.

3. Сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в региональные бюджеты (ликвидация кассовых разрывов).

4. Обеспечение коммерческих банков, инвестиционных институтов и других финансовых структур высоконадежными растущими резервными активами, не замораживающими их капитал.

5. Привлечение значительных финансовых ресурсов для нужд региона в случае финансирования собственных местных программ и капиталоемких проектов без увеличения налогового бремени на предприятия и отвлечения средств регионального бюджета. Наиболее приоритетными направлениями функционирования региональной заемно-инвестиционной системы являются решение жилищной проблемы и развитие региональной инфраструктуры.

6. Отработка элементов долгосрочной региональной заемноинвестиционной системы и совершенствование технологии выпуска и размещения ценных бумаг в регионе.

Успешное проведение заимствований и реализация региональных социально-экономических проектов за счет инвестирования привлеченных по региональным займам средств составляет основную задачу региональной заемно-инвестиционной системы.

Предлагаемая ниже концепция формирования региональной заемно-инвестиционной системы базируется на двух основных позициях:

-         анализ возможных вариантов региональных заимствований показал, что подготовка и выпуск единичных займов вне единой региональной заемно-инвестиционной системы бывает, оправдан крайне редко;

-         при подготовке и создании региональной заемно-инвестиционной системы следует учитывать ярко выраженный консерватизм отечественного финансового рынка к новым неизвестным доселе эмитентам, их эмиссионным ценным бумагам и инвестиционным программам (проектам).

Содержание исходных стартовых условий создания региональной заемно-инвестиционной системы определяют в основном:

-         с одной стороны, бюджетно-финансовое состояние эмитента, а также экономическая ситуация в регионе и ее прогнозные оценки;

-         с другой стороны, общая характеристика состояния финансового и фондового рынка, прогнозируемые тенденции их динамики, а также перспективы развития экономической и политической ситуации в России.

Из 87 российских регионов заемно-инвестиционная система создана только в г. Москва. Среди городов России собственную заемно-инвестиционную систему имеет только городской округ город Уфа. Именно их опыт можно применить при создании этой системы в Республике Башкортостан и других регионах Российской Федерации.

В идеологию заемно-инвестиционной системы Москвы заложено ускоренное развитие города за счет привлеченных средств. Именно так осуществляется развитие большинства ведущих городов мира.

Отличительной особенностью заемно-инвестиционной системы Москвы является ее полная ориентация на инвестиции. Инвестиции двух видов: в городские коммерческие проекты на возвратной и платной основе и инвестиции в объекты городской инфраструктуры, финансируемые через программу Правительства Москвы и не предполагающие непосредственной отдачи. Соответствующая доля долга по ним обслуживается городским бюджетом.

Москвой на сегодня накоплен опыт «централизованного» привлечения инвестиций, «централизованного» формирования городского инвестиционного ресурса, когда Правительство Москвы посредством выпуска облигационных займов обеспечивает финансирование городской инвестиционной программы, обеспечивает финансирование - на принципах окупаемости и возвратности - инвестиционных проектов, имеющих существенное значение для развития Москвы.

На сегодняшний день организационно-технологический комплекс

-         Московская заемно-инвестиционная система, позволяет городу:

-         выпускать несколько видов облигационных займов одновременно;

-         проводить привлечение денежных средств на внутренних и внешних финансовых рынках в необходимых объемах;

-         финансировать из привлекаемых средств городские инвестиционные проекты;

-         осуществлять подготовку и реализацию инвестиционных проектов;

-         обеспечивать контроль целевого использования и возвратности заемных средств.

Наличие заемно-инвестиционной системы позволяет Москве привлекать средства под невысокий процент.

Принципы заемно-инвестиционной системы, наличие которой позволяет формировать, а в дальнейшем - поддерживать постоянный объем заемных средств, направляемых на инвестиционные нужды Москвы, была утверждена Постановлением Правительства Москвы №681 от 13 августа 1996 года «О системе городских займов Москвы».

В качестве основных организационных принципов системы заимствования можно назвать следующие:

Во-первых, это опора, преимущественно, на органы управления Правительства Москвы. В тоже же время, для выполнения функций, связанных с размещением, депозитарным обслуживанием и т.д., привлекаются профессиональные участники рынка ценных бумаг и банки.

Во-вторых, это наличие единого координирующего органа в лице Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка, который отвечает за организационную работу, связанную с проведением займов.

Третье - это наличие единой инфраструктуры, включающей торговые системы, системы депозитарного учета, уполномоченные банки, уполномоченных дилеров, другие необходимые элементы, которая обеспечивает размещение и обслуживание займов, а также удовлетворяет единым стандартам качества предоставляемых финансовых услуг инвесторам.

Данный подход к формированию организационной структуры системы заимствования обеспечивает минимально возможную административную нагрузку на займы и продвижение на рынок новых типов городских обязательств в сжатые сроки.

Механизм же заимствования через выпуск разных типов облигаций, при условии достаточного объема эмиссии и соответствующей инфраструктурной поддержки, позволяет существенно удешевить занимаемые деньги. Соответственно, качественно расширяется и круг проектов, финансирование которых возможно за счет привлекаемых средств. При этом центральное место занимает, как уже было сказано, координация процессов привлечения и инвестирования средств.

Стратегическое управление Московской заемно-инвестиционной системой осуществляет Инвестиционно-экономический Совет Москвы, возглавляемый Ю. М. Лужковым. Принятие решений о финансировании инвестиционных проектов также является прерогативой Инвестиционного-экономического Совета Москвы.

Инвестиционные проекты, финансирование которых проводится за счет средств городских облигационных займов, проходят всестороннюю экспертизу.

Оперативное управление заемной и инвестиционной частями системы осуществляет Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка правительства Москвы.

Важнейшим условием успешной реализации идеи муниципального заимствования является проведение эффективной инвестиционной политики, предполагающей продуманную систему вложения средств в инвестиционные проекты.

Стратегией развития, положенной в основу Московской заемноинвестиционной системы, предусматривается три основных этапа:

На начальном этапе (1997г.) для финансирования были отобраны и реализованы проекты с высокой степенью готовности со сроком проектного цикла не более 1,0 - 1,5 года. Это сделано для того, чтобы снизить риски, сократить время на подготовку проектов и воспользоваться готовыми системами реализации проектов.

Стратегия второго этапа (1998 - 1999 гг.), предполагала более сложную инвестиционную политику, опирающуюся на специальную систему подготовки и реализации проектов. На этом этапе появилась возможность для перехода от инвестиций ”точечного” характера к комплексным проектам. Параллельно делается акцент на форсированное развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности, улучшение инвестиционного климата, оживление и нормализацию фондового рынка столицы.

На третьем этапе (2000-й и последующие годы) масштабы финансирования инвестиционных проектов за счет займов должны превысить инвестиции из бюджета. Объектами инвестирования станут преимущественно комплексные программы социально-экономического развития. В составе инвестиционного портфеля предусматриваются проекты с относительно небольшой доходностью, а иногда и вовсе не имеющие таковой, но имеющие социальное значение.

Положительный эффект, полученный в результате успешного внедрения в Москве заемно-инвестиционных технологий, безусловно, не остался незамеченным в регионах. Напротив, он вызвал значительный интерес и предложения о распространении московского опыта.

Таким образом, региональная заемно-инвестиционная система представляет собой целостный механизм управления процессом привлечения регионом заемных средств и финансирования за счет них наиболее значимых для региона инвестиционных проектов.

Создание региональной заемно-инвестиционной системы является составной частью долгосрочной программы расширения инвестиционных возможностей региона.

Основными организационными принципами региональной заемно-инвестиционной системы являются следующие:

-         опора на региональные органы управления и привлечение профессиональных участников рынка ценных бумаг и коммерческих банков;

-         наличие единого координирующего органа, осуществляющего оперативное управление региональной заемно-инвестиционной системой и подотчетного Правительству региона;

-         разделение финансовых ресурсов регионального бюджета и региональной заемно-инвестиционной системы, ведение раздельного бухгалтерского учета и баланса;

-         формирование целостной и полноценной инфраструктуры регионального рынка ценных бумаг, которая обеспечивает успешное размещение и обслуживание региональных займов, а также удовлетворяет инвесторов по стоимости и качеству предоставляемых им финансовых услуг.

В мае 2002 года Администрация города Уфы разместила первый внутренний облигационный заем на 300 млн. рублей. Состоявшийся выход на рынок нового муниципального заемщика продемонстрировал одну важную особенность: сегодня инвесторы готовы брать риски муниципальных бюджетов при условии качественного исполнения их доходной части и строгой финансовой дисциплины. Исполнение бюджета в свою очередь зависит от налоговых платежей местных предприятий. Таким образом, приобретая облигации Уфы, инвесторы фактически покупали риск топливно-энергетического и машиностроительного комплексов Башкортостана, большинство предприятий которых сконцентрировано в столице республики.

Еще одна особенность уфимских займов – широкий спектр направлений использования привлеченных средств – от реализации инфраструктурных проектов до строительства коммерческой недвижимости и выдачи кредитов местным предприятиям. Реализация всех мероприятий по привлечению и размещению ресурсов была поручена ОАО «Инвестиционное агентство» - предприятию, специально созданному городской администрацией для этих целей. В итоге у столицы Башкортостана сформировалась собственная парадигма инвестиционно-заемного процесса.

Все пять уфимских займов отличались друг от друга. Отличие это состояло, прежде всего, в их основных параметрах: срок заимствований вырос с 1 года до 3 – 4-х лет, купонный период также увеличился с 3 до 6 месяцев, ставка купона снизилась с 14% до 8,38% годовых. Таким образом, можно говорить о тенденции удлинения и удешевления заимствований.

Причины, обусловившие в целом невысокую стоимость городских заимствований, скрываются не просто за счастливым стечением обстоятельств – размещениям облигаций предшествовала целенаправленная работа эмитента по повышению кредитного качества предлагаемого инструмента.

На наш взгляд, главную роль в успешных размещениях уфимских займов сыграли следующие факторы:

-         городской бюджет является слабодефицитным и успешно исполняется по доходам и расходам;

-         в городе сосредоточены крупнейшие в республике предприятия нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической промышленности, машиностроения и транспорта. Налоговые платежи этих предприятий наряду с подоходным налогом обеспечивают существенную часть доходов городского бюджета;

-         вся документация облигационных займов была тщательно проработана специалистами генерального агента;

-         важным аргументом стали заявленные инвестиционные цели займов.

Перечисленные обстоятельства убедили инвесторов в том, что им предлагается хорошо защищенный и качественно проработанный инструмент от надежного заемщика.

 

Рис.1

 

В настоящее время производственные показатели большинства городских предприятий демонстрируют позитивную динамику, и нет оснований, предполагать, что налоговые поступления от них в ближайшие годы могут существенно снизиться. Риски, связанные с топливной ориентацией экономики города, компенсируются консервативной финансовой политикой городской администрации. Уфа не привлекала значительных заимствований, которые не могла бы обслуживать.

Для того чтобы поддержать ликвидность и устойчивость заемно-инвестиционной системы, оставшиеся сверх инвестированных в городские проекты средства были направлены на кредитование, выбранных на конкурсной основе, предприятий города. Их отраслевая структура выглядит следующим образом.

Значительная часть средств была направлена на кредитование предприятий городской инфраструктуры. Прежде всего, на обновление основных фондов городских предприятий и строительство автомагистралей, приобретение дорожной техники и ремонт самих дорог. Кредиты выделены 178 предприятиям. Общий объем кредитования за счет средств городских займов составил 4,2 млрд. рублей.

 

Рис.2

 

Такое структурное соотношение определяется выбранной городом стратегией развития заемно-инвестиционной системы, которая заключается в следующем:

Обеспечить своевременное и полное исполнение городом своих обязательств перед инвесторами без привлечения для этих целей новых займов и средств основного бюджета, для чего необходимо поддерживать высокую ликвидность и доходность инвестиций.

Содействовать развитию городской инфраструктуры и решению жилищной проблемы.

Способствовать экономическому росту в городе Уфе путем реконструкции и обновления основных фондов, пополнения обо

ротных средств существующих предприятий промышленности и других отраслей экономики города Уфы, а также путем создания новых перспективных и современных предприятий и производств.

За 7 лет функционирования городской заемно-инвестиционной системы достигнуты следующие результаты:

-         обеспечена самоокупаемость и самофинансируемость системы;

-         зарегистрированы в Минфине России и размещены среди российских инвесторов 5 городских облигационных займа на общую сумму 2 млрд. рублей;

-         своевременно и в полном объеме погашены четыре городских облигационных займа на общую сумму 1,5 млрд. рублей;

-         сейчас в обращении находится один городской облигационный заем сумму 500 млн. рублей со сроком погашения в декабре 2009 года;

-         выделены бюджетные кредиты 178 предприятиям на общую сумму 4,2 млрд. рублей;

-         в городской бюджет в 2002-2008гг. поступило за пользование бюджетными кредитами 706 млн. рублей, расходы на обслуживание облигационных займов города составили 558 млн. рублей, чистая прибыль (маржа) городского бюджета составила 148 млн. рублей;

-         осуществлены лизинговые поставки оборудования и техники для предприятий города на сумму 780 млн. рублей;

-         городом Уфа от ведущего мирового рейтингового агентства Standard&Poor“s получен высокий международный кредитный рейтинг (ВВ-, прогноз стабильный) и национальный кредитный рейтинг (ruАА-, прогноз стабильный);

-         МУП «Уфаводоканал» в конце 2003 года подписало с Минфином России соглашение о привлечении субзайма Всемирного Банка для финансирования строительства третьей очереди городской канализации на сумму 18,9 млн. долларов сроком на 15 лет, в целях завершения данного проекта в конце 2007г. подписано кредитное соглашение с ЕБРР на сумму 500 млн. рублей сроком на 13 лет;

-         МУП «УЖХ» в начале 2006г. подписало Кредитное соглашение с ЕБРР о привлечение долгосрочного кредита на 10 лет в сумме 360 млн. рублей для финансирования проекта технического перевооружения и модернизации городской системы теплоснабжения в целях экономии тепловой энергии в жилом секторе;

-         совместно с ЕБРР готовится к реализации проект улучшения системы управления дорожным движением в городе Уфе и создания муниципальных парковочных комплексов на сумму 1 млрд. рублей.

Городским властям Уфы удалось создать самоокупаемую заемно-инвестиционную систему. Более того, размещение облигационных займов приносит еще и то, что трудно оценить деньгами – опыт. Развивается рынок наших ценных бумаг. Появляются новые проекты, прозрачнее становится бюджетный процесс.

 

Таблица 1. Показатели развития заемно-инвестиционной системы города Уфы

 

Таким образом, региональная заемно-инвестиционная система (РЗИС) представляет собой целостный механизм управления процессом привлечения регионом заемных средств и финансирования за счет них наиболее значимых для региона инвестиционных проектов.

Основными организационными принципами РЗИС являются:

-         опора на региональные органы управления, с привлечением в систему профессиональных участников рынка ценных бумаг, банков и других инвестиционных институтов, а также создание при необходимости новых недостающих элементов инфраструктуры регионального фондового рынка;

-         наличие единого координирующего органа, осуществляющего оперативное управление региональной заемно-инвестиционной системой, действующего на принципах самоокупаемости и подотчетного Правительству региона;

-         разделение финансовых ресурсов регионального бюджета и региональной заемно-инвестиционной системы и сфер инвестирования, при котором средства бюджета используются для финансирования государственных капитальных вложений, как правило, не предполагающих окупаемости, а финансовые ресурсы РЗИС - для финансирования инвестиционных проектов на принципах срочности, возвратности и платности;

-         формирование целостной и отвечающей требованиям времени инфраструктуры регионального фондового рынка, обеспечивающей размещение и обслуживание региональных займов, организацию их вторичного рынка и поддержание ликвидности обязательств, а также удовлетворяющей инвесторов по качеству и стоимости предоставляемых им финансовых услуг.

Целью создания функционирования региональной заемно-инвестиционной системы является достижение в регионе долгосрочного экономического роста, увеличение налоговых поступлений, обеспечение занятости населения и развитие регионального фондового рынка.

Основным элементом финансовой стратегии РЗИС является поэтапный выход региона на фондовый рынок, сопровождающийся исследованием инвестиционного поля региона, ожиданий потенциальных инвесторов и их финансовых возможностей, видов, качества и стоимости услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг и банков, содействием формированию необходимых элементов регионального фондового рынка, созданием гарантийных (залоговых) фондов системы.

На функционирование РЗИС и ее эффективность большое влияние оказывают макро- и микроэкономические условия, складывающиеся в мире, Российской Федерации и в самом регионе. Анализ этой ситуации требуется для правильного выбора форм заимствований, их срока, объема и направлений инвестирования финансовых ресурсов РЗИС.

Финансовые ресурсы РЗИС целесообразно, на наш взгляд, направлять на создание двух фондов: инвестиционного и страхового (резервного). Управление данными фондами осуществляют региональный орган по управлению РЗИС и уполномоченный банк, который обслуживает счета фондов, и размещает средства фондов по направлениям, определенным Инвестиционным советом региона и органом по управлению РЗИС.

Возвратность средств инвестиционного фонда РЗИС, направленных на финансирование региональных инвестиционных проектов обеспечивается активами предприятий, которым предоставляется финансирование. Данные активы образуют залоговый фонд системы, управление которым целесообразно, на наш взгляд, поручить специализированному менеджеру, выбранному на конкурсной основе.

Накопленный регионами опыт и наработанные технологии позволяют в сжатые сроки перейти на новый уровень, использующий более совершенные инвестиционные технологии. Их суть - обеспечение привлечения и присоединение на стартовом и последующих этапах реализации проектов инвестиционного капитала, не связанного с увеличением регионального долга.

 

Литература:

1.        Баринов В. Муниципальные облигации. – М.: Русская Деловая Литература, 1997. – 160 с. [1].

2.        Клыков В., Зейналов А.А. Московские городские займы: альтернативы, надежность, эффективность. – Бюллетень. – М., 1999. [2].

3.        Монография. Башкортостан – 2015: стратегия развития. – Уфа: РИО БАГСУ, 2004. – 440 с., с прил. с.105-109. [3].

4.        Хасанов И. Монография. Заемно-инвестиционная система как механизм реализации региональной инвестиционной политики. - М.: Издательство «Палеотип», 2007.-140с. [4].

5.        Хасанов И. Облигационные займы города Уфы //Рынок ценных бумаг.- 2003.- №21 (252).- с.71. [5].

6.        Хасанов И. Основные итоги развития инвестиционно-заемной системы города Уфы (опыт и перспективы) //Рынок ценных бумаг.- 2005.- №13 (292).- с.72-74. [6].

7.        Хасанов И. Публичные заимствования как источник финансирования программ развития городской экономики. Опыт города Уфы // Рынок ценных бумаг.- 2002.- №24 (231). - с.67-68. [7].

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2009)