ГТЛК приобретает у «Кузбассразрезугля» проект строительства терминала «Лавна» в Мурманской области - Морские вести России

ГТЛК приобретает у «Кузбассразрезугля» проект строительства терминала «Лавна» в Мурманской области

25.10.2016

Морские порты

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) приобретает у «Кузбассразрезугля» (КРУ, входит в УГМК Искандара Махмудова и партнеров) проект строительства в Мурманской области угольного терминала «Лавна» на 18 млн тонн. КРУ отказался от проекта из-за его возможного удорожания и отсутствия внятной грузовой базы. ГТЛК будет искать инвесторов для проекта, а после его реализации планирует продать долю стратегу. Но найти его будет непросто, считают в отрасли.

Совет директоров ГТЛК одобрил приобретение ООО «Морской торговый порт “Лавна”«, владеющего проектной и исходно-разрешительной документацией на строительство одноименного угольного терминала, раскрыла в пятницу лизинговая компания. Проект выкупается у КРУ, владеющего «Лавной» через ООО «Розана». О том, что ГТЛК может выкупить проект, “Ъ” сообщал еще в феврале 2015 года, источники “Ъ” тогда отмечали, что КРУ потратил на проектные и изыскательские работы 600–700 млн руб. А в марте того же года замминистра транспорта Виктор Олерский говорил, что ГТЛК также выкупит у КРУ права аренды земли под терминал (около 300 га), а также часть оборудования с терминала угольной компании в Эстонии. КРУ решил выйти из проекта из-за его удорожания вследствие девальвации рубля (цена выросла тогда до 40–50 млрд руб. с 17,6 млрд руб.), а также отсутствия грузовой базы, говорили собеседники “Ъ”. В ГТЛК заявили “Ъ”, что «решение по сделке принималось в соответствии с директивой Минтранса», но ее стоимость и сроки не раскрываются. В УГМК отказались от комментариев.

Угольный терминал «Лавна» на 18 млн тонн (три очереди по 6 млн тонн) должен стать ключевым объектом Мурманского транспортного узла, но перспективы последнего в целом довольно туманные. Так, в 2014 году вице-премьер Аркадий Дворкович поручил сократить госфинансирование узла на 31,5 млрд руб., а средства направить на развитие портов Азово-Черноморского бассейна. Тогда за проект вступилась «Роснефть», которая указывала, что создает в Кольском заливе инфраструктуру для шельфовых проектов в Арктике. В конце 2015 года «Роснефть» начала выкуп ЗАО «НТ “Лавна”«, владеющего документаций на нефтеналивной терминал «Лавна», у «Синтез Петролеум» (была основана группой «Синтез» Леонида Лебедева, на март контролировалась ликвидируемой Petrosol Holdings), но позже отказалась от идеи строительства терминала, говорилось в протоколе госкомиссии по Арктике.

Но ГТЛК не собирается сворачивать угольный проект: там говорят, что компания планирует обеспечить привлечение финансирования и после выкупа ООО «Розана» «продолжит работу с потенциальными инвесторами» (они не называются). «Предполагаемые вложения в строительство и оборудование портового комплекса находятся в пределах 20 млрд руб.»,— говорят в ГТЛК, добавляя, что финансирование «может быть реализовано с использованием механизмов лизинга через компанию». Компания в дальнейшем планирует привлечь и стратегического инвестора «через продажу доли в проекте».

В ГТЛК говорят, что грузовая база для «Лавны» оценивалась на стадии бизнес-плана проекта и учитывает увеличение объемов экспорта энергоугля, перевод грузопотоков из портов Прибалтики на российские порты и освоение новых рынков сбыта. «Строительство угольного комплекса усиливает конкурентную позицию РФ в Балтийском и Арктическом бассейнах, создает здоровую конкуренцию на рынке перегрузки угля, в том числе и с точки зрения экологии»,— отмечают в ГТЛК. При этом актуализируемая сейчас стратегия развития угольной отрасли РФ до 2030 года не предполагает роста экспорта в страны ЕС (60–84 млн тонн в год), но рассчитана на удвоение поставок в страны АТР (до 130 млн тонн).

Один из собеседников “Ъ” в отрасли указывает, что проект мог бы быть интересен прежде всего СУЭК Андрея Мельниченко, основному угледобытчику в Мурманской области, но у компании есть собственные портовые мощности и не намечается такого прироста добычи. Других возможных интересантов собеседник “Ъ” не видит. В СУЭК отказались от комментариев. Но источник “Ъ”, знакомый с позицией компании, говорит, что она «инвестирует только в собственные проекты»

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ