Дальневосточные регионы борются с кадровым дефицитом в судостроении

19.07.2018   Российская экономика
Дальневосточные регионы борются с кадровым дефицитом в судостроении

Судостроительные предприятия Дальнего Востока с ростом количества заказов на производство кораблей начали ощущать нехватку специалистов. Кадровый дефицит ощущается практически повсеместно, и, по словам экспертов, он складывается сразу из нескольких факторов: это развитие судостроительной отрасли региона и высокая загрузка верфей, недостаток профильных образовательных учреждений, а кое-где и сравнительно невысокая зарплата вкупе с непростыми и даже вредными условиями труда.

Эта проблема уже побудила предприятия к активному взаимодействию с учебными заведениями и повысила конкуренцию за молодых судостроителей. Корр. ТАСС пообщались с руководством верфей, вузов и студентами о будущем судостроения на Дальнем Востоке.

Проблемы кадрового обеспечения судостроительной отрасли будут обсуждаться на Международном дальневосточном морском салоне, который впервые пройдет во Владивостоке 26-28 июля. В профильной сессии будут участвовать региональные власти, судостроительные компании и эксперты. Также вопросы кадрового обеспечения дальневосточных проектов регулярно становятся темой для обсуждения на Восточном экономическом форуме, который ежегодно проходит в сентябре во Владивостоке. Производство растет

Сегодня судоверфи на Дальнем Востоке уже загружены заказами на годы вперед. В портфеле заказов одной только судоверфи «Звезда» на сегодняшний день свыше 25 судов. Это танкера типа «Афрамакс», арктические челноки, суда снабжения, мелкосидящий ледокол. Спуск на воду и сдача заказчику первого заказа - многофункционального судна снабжения ледового класса - запланирован на 2019 год. Кроме этого ведется активная работа по заключению ещё порядка 15 контрактов, среди которых танкер-челнок ледового класса, суда снабжения и суда-газовозы. На Амурском судостроительном заводе строятся три корвета для Минобороны РФ, два судна снабжения для «Газфлота» и два парома для линии Ванино - Холмск. Сверх этого у Минобороны РФ есть намерения заказать еще несколько малых ракетных катеров. Интерес к строительству судов проявляют и рыболовецкие компании.

На судостроительных предприятиях Хабаровского края сегодня уже занято около 4,5 тыс. человек, сообщили ТАСС в правительстве региона. Но в связи с заключением ряда новых контрактов на строительство судов гражданского и военного назначения на предприятиях уже наблюдается дефицит основных производственных рабочих. По экспертной оценке, для выполнения текущих заказов необходимо привлечь до 200 человек.

По мнению руководителя Агентства по развитию человеческого капитала (АРЧК) на Дальнем Востоке Валентина Тимакова, кадровый дефицит в судостроительной отрасли связан с «узким» рынком труда и высоким спросом. В таких специалистах на Дальнем Востоке сейчас остро нуждаются несколько крупных работодателей. На сегодняшний день в этой отрасли на Дальнем Востоке заняты порядка 20 тысяч человек, а в ближайшие годы рынок труда в этой сфере вырастет на 45%.

Дефицит кадров

Практически на каждом судостроительном заводе Дальнего Востока сегодня отмечается нехватка кадров. И хотя качество подготовки выпускников в целом устраивает предприятия, их количество часто оказывается меньше, чем нужно. Как рассказал ТАСС начальник отдела подбора и обучения персонала Амурского судостроительного завода Тимофей Бажайкин, проблема кадрового дефицита стоит довольно остро.

«В настоящее время Амурский судостроительный завод (ПАО «АСЗ») испытывает острый дефицит рабочих основных судостроительных специальностей. Это сборщики корпусов металлических судов, сборщики-достройщики, электросварщики, слесари-монтажники. В настоящее время сварщиков для нашего завода готовит единственное в городе профильное учебное заведение - судомеханический техникум», -- рассказал Бажайкин.

По его словам, сборщиков для предприятия на сегодняшний день не готовит ни одно специальное профессиональное учебное заведение Комсомольска-на-Амуре. Исключение составляет Комсомольский-на-Амуре государственный университет, но оттуда приходят специалисты, которые получают инженерные специальности. И с таким высоким уровнем подготовки они не хотят начинать свою карьеру в цехах основного производства.

«Недостаточно высокий уровень заработной платы, непростые, а порой вредные условия труда - основные факторы, влияющие на плохой приток кадров на завод. Нас также беспокоит появление в Дальневосточном регионе серьёзного конкурента на рынке судостроения - нового судостроительного комплекса «Звезда» в Приморье. И, прежде всего, в вопросах перехвата кадров. Условия работы и уровень зарплаты там, по нашим сведениям, на порядок выше», - рассказал представитель АСЗ.

Но и на самом судостроительном комплексе (ССК) «Звезда» ощущается кадровый дефицит, и эта проблема, по словам заместителя генерального директора по персоналу Бориса Калинина, общая для всего российского судостроения. При этом строительство судов повсеместно требует множества специалистов с разными направлениями подготовки, что тоже осложняет их поиск.

Учат все

Учитывая потребности в подготовленных специалистах судостроения и судоремонта, многие каждое предприятия имеют собственные программы обучения студентов. Есть такая программа, например, на заводе имени Октябрьской революции. На АСЗ также работает собственное бюро обучения и технической подготовки персонала.

Но основными поставщиками судостроителей различных специальностей остаются техникумы и вузы. Один из них - Морской государственный университет (МГУ) им. адмирала Невельского - суммарно по всем направлениям выпускает по 40 студентов в год. Здесь с помощью партнеров вуза среди судоверфей созданы специальные технологические лаборатории, рассказал ТАСС декан морского технологического факультета МГУ им. Невельского Владимир Дацун.

«Практические знания студенты получают в подразделениях МГУ, оснащенных современным оборудованием, многое у которого приобретено на средства предприятий края. Это лаборатории и производственные участки научно- образовательного центра, уникального подразделения МГУ, чье оснащение произведено с помощью Роснефти», - рассказал Дацун.

Но на каждый выпуск из 40 студентов этого вуза стоит буквально очередь из работодателей. Кроме «Звезды» это «Центр судоремонта «Дальзавод», НТК «Алькор», ЗАО «Морская инженерная компания ПРБ», Российский морской регистр судоходства, Славянский судоремонтный завод и многие другие.

«У меня масса вариантов для выбора будущего места работы. К нам приходит очень много работодателей, крупных и небольших предприятий, которые стараются нас заинтересовать. Помимо высокой зарплаты они обещают нам постоянно развитие, учебные командировки за счет компании, в том числе в Корею», - рассказала ТАСС студентка третьего курса МГУ им. Невельского по специальности «оборудование и технологии сварочного производства» Елена Вахромеева.

Опережающее обучение

Учитывая серьезный и продолжительный дефицит рабочих рук, в решение проблемы включаются региональные власти. План действий правительства Хабаровского края подразумевает регулирование приема в учебные заведения, обеспечение дальнейшего внедрение принципов дуального образования, проведение практики студентов на реальном производстве. Хотя последний пункт силами вузов и верфей уже исполняется. Среди мер правительство также называет программу строительства жилья с государственной поддержкой для молодых специалистов.

«Вместе с тем в Хабаровском крае имеется успешная практика по снижению потребности в кадрах для отрасли судостроения. Так, на Амурском судостроительном заводе с 2011 года действует базовая кафедра «Технология судостроения» ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» с целью подготовки необходимых специалистов прямо на месте», - рассказали ТАСС в региональном правительстве.

Вводятся и дополнительные курсы по дефицитным специальностям в уже работающих учебных заведениях. На базе Хабаровского колледжа отраслевых технологий и сферы обслуживания и Комсомольского-на-Амуре судомеханического техникума созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций, реализующие краткосрочные образовательные программы, в том числе по профессиям «Сборщик - достройщик судовой», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Сварщик».

В целом судостроительная отрасль Республики Саха (Якутия) в настоящее время обеспечена кадровым составом, заявили ТАСС в Минтрансе республики. Но с учетом планируемой реализации проекта по созданию высокотехнологичной Жатайской судоверфи для обеспечения ее кадрами заключено соглашение с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

По информации Минвостокразвития, региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов действуют в семи дальневосточных регионах. При этом количество привлеченных специалистов по всем специальностям пока измеряется десятками и сотнями: в 2015 году - 68 человек; в 2016 году - 265 человек; в 2017 году -- 544 человека. Между тем правительство РФ утвердило концепцию демографического развития Дальнего Востока, согласно которой к 2025 году здесь должны появиться 300 тыс. новых жителей.


Теги: 
Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес»

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес» Впервые за 44-летнюю историю Государственного морского университета имени адмирала Федора Федоровича...

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие Митинг памяти и шлюпочные гонки прошли в пятницу на Соловках в честь 80-летия со дня создания Солове...

Российская экономика

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу Российские производители намерены поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу.

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2»

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2» В Москве расценивают затягивание Данией рассмотрения заявок Nord Stream 2 AG как нарушение принципов...

Транспортная политика

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации 122-я сессия Совета ИМО состоялась в штаб-квартире ИМО в период с 15 по 19 июля. В ее работе приняли...

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Морские порты

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море В морском порту Калининград прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море.

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ УК «Востокуголь» закрыло сделку по покупке проекта угольного терминала «Север» у ООО «Открытый порт...




Морской транспорт

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней Верховный суд Гибралтара предоставил властям право на задержание иранского супертанкера Grace 1 еще ...

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер Круизный лайнер Nautica длиной 181 метр ошвартовался у пирса дальних линий Мурманского филиала ФГУП ...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов Вопрос прекращения деятельности «Российских железных дорог» на рынке грузовых перевозок требует глуб...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...