Дальневосточные регионы борются с кадровым дефицитом в судостроении

19.07.2018   Российская экономика
Дальневосточные регионы борются с кадровым дефицитом в судостроении

Судостроительные предприятия Дальнего Востока с ростом количества заказов на производство кораблей начали ощущать нехватку специалистов. Кадровый дефицит ощущается практически повсеместно, и, по словам экспертов, он складывается сразу из нескольких факторов: это развитие судостроительной отрасли региона и высокая загрузка верфей, недостаток профильных образовательных учреждений, а кое-где и сравнительно невысокая зарплата вкупе с непростыми и даже вредными условиями труда.

Эта проблема уже побудила предприятия к активному взаимодействию с учебными заведениями и повысила конкуренцию за молодых судостроителей. Корр. ТАСС пообщались с руководством верфей, вузов и студентами о будущем судостроения на Дальнем Востоке.

Проблемы кадрового обеспечения судостроительной отрасли будут обсуждаться на Международном дальневосточном морском салоне, который впервые пройдет во Владивостоке 26-28 июля. В профильной сессии будут участвовать региональные власти, судостроительные компании и эксперты. Также вопросы кадрового обеспечения дальневосточных проектов регулярно становятся темой для обсуждения на Восточном экономическом форуме, который ежегодно проходит в сентябре во Владивостоке. Производство растет

Сегодня судоверфи на Дальнем Востоке уже загружены заказами на годы вперед. В портфеле заказов одной только судоверфи «Звезда» на сегодняшний день свыше 25 судов. Это танкера типа «Афрамакс», арктические челноки, суда снабжения, мелкосидящий ледокол. Спуск на воду и сдача заказчику первого заказа - многофункционального судна снабжения ледового класса - запланирован на 2019 год. Кроме этого ведется активная работа по заключению ещё порядка 15 контрактов, среди которых танкер-челнок ледового класса, суда снабжения и суда-газовозы. На Амурском судостроительном заводе строятся три корвета для Минобороны РФ, два судна снабжения для «Газфлота» и два парома для линии Ванино - Холмск. Сверх этого у Минобороны РФ есть намерения заказать еще несколько малых ракетных катеров. Интерес к строительству судов проявляют и рыболовецкие компании.

На судостроительных предприятиях Хабаровского края сегодня уже занято около 4,5 тыс. человек, сообщили ТАСС в правительстве региона. Но в связи с заключением ряда новых контрактов на строительство судов гражданского и военного назначения на предприятиях уже наблюдается дефицит основных производственных рабочих. По экспертной оценке, для выполнения текущих заказов необходимо привлечь до 200 человек.

По мнению руководителя Агентства по развитию человеческого капитала (АРЧК) на Дальнем Востоке Валентина Тимакова, кадровый дефицит в судостроительной отрасли связан с «узким» рынком труда и высоким спросом. В таких специалистах на Дальнем Востоке сейчас остро нуждаются несколько крупных работодателей. На сегодняшний день в этой отрасли на Дальнем Востоке заняты порядка 20 тысяч человек, а в ближайшие годы рынок труда в этой сфере вырастет на 45%.

Дефицит кадров

Практически на каждом судостроительном заводе Дальнего Востока сегодня отмечается нехватка кадров. И хотя качество подготовки выпускников в целом устраивает предприятия, их количество часто оказывается меньше, чем нужно. Как рассказал ТАСС начальник отдела подбора и обучения персонала Амурского судостроительного завода Тимофей Бажайкин, проблема кадрового дефицита стоит довольно остро.

«В настоящее время Амурский судостроительный завод (ПАО «АСЗ») испытывает острый дефицит рабочих основных судостроительных специальностей. Это сборщики корпусов металлических судов, сборщики-достройщики, электросварщики, слесари-монтажники. В настоящее время сварщиков для нашего завода готовит единственное в городе профильное учебное заведение - судомеханический техникум», -- рассказал Бажайкин.

По его словам, сборщиков для предприятия на сегодняшний день не готовит ни одно специальное профессиональное учебное заведение Комсомольска-на-Амуре. Исключение составляет Комсомольский-на-Амуре государственный университет, но оттуда приходят специалисты, которые получают инженерные специальности. И с таким высоким уровнем подготовки они не хотят начинать свою карьеру в цехах основного производства.

«Недостаточно высокий уровень заработной платы, непростые, а порой вредные условия труда - основные факторы, влияющие на плохой приток кадров на завод. Нас также беспокоит появление в Дальневосточном регионе серьёзного конкурента на рынке судостроения - нового судостроительного комплекса «Звезда» в Приморье. И, прежде всего, в вопросах перехвата кадров. Условия работы и уровень зарплаты там, по нашим сведениям, на порядок выше», - рассказал представитель АСЗ.

Но и на самом судостроительном комплексе (ССК) «Звезда» ощущается кадровый дефицит, и эта проблема, по словам заместителя генерального директора по персоналу Бориса Калинина, общая для всего российского судостроения. При этом строительство судов повсеместно требует множества специалистов с разными направлениями подготовки, что тоже осложняет их поиск.

Учат все

Учитывая потребности в подготовленных специалистах судостроения и судоремонта, многие каждое предприятия имеют собственные программы обучения студентов. Есть такая программа, например, на заводе имени Октябрьской революции. На АСЗ также работает собственное бюро обучения и технической подготовки персонала.

Но основными поставщиками судостроителей различных специальностей остаются техникумы и вузы. Один из них - Морской государственный университет (МГУ) им. адмирала Невельского - суммарно по всем направлениям выпускает по 40 студентов в год. Здесь с помощью партнеров вуза среди судоверфей созданы специальные технологические лаборатории, рассказал ТАСС декан морского технологического факультета МГУ им. Невельского Владимир Дацун.

«Практические знания студенты получают в подразделениях МГУ, оснащенных современным оборудованием, многое у которого приобретено на средства предприятий края. Это лаборатории и производственные участки научно- образовательного центра, уникального подразделения МГУ, чье оснащение произведено с помощью Роснефти», - рассказал Дацун.

Но на каждый выпуск из 40 студентов этого вуза стоит буквально очередь из работодателей. Кроме «Звезды» это «Центр судоремонта «Дальзавод», НТК «Алькор», ЗАО «Морская инженерная компания ПРБ», Российский морской регистр судоходства, Славянский судоремонтный завод и многие другие.

«У меня масса вариантов для выбора будущего места работы. К нам приходит очень много работодателей, крупных и небольших предприятий, которые стараются нас заинтересовать. Помимо высокой зарплаты они обещают нам постоянно развитие, учебные командировки за счет компании, в том числе в Корею», - рассказала ТАСС студентка третьего курса МГУ им. Невельского по специальности «оборудование и технологии сварочного производства» Елена Вахромеева.

Опережающее обучение

Учитывая серьезный и продолжительный дефицит рабочих рук, в решение проблемы включаются региональные власти. План действий правительства Хабаровского края подразумевает регулирование приема в учебные заведения, обеспечение дальнейшего внедрение принципов дуального образования, проведение практики студентов на реальном производстве. Хотя последний пункт силами вузов и верфей уже исполняется. Среди мер правительство также называет программу строительства жилья с государственной поддержкой для молодых специалистов.

«Вместе с тем в Хабаровском крае имеется успешная практика по снижению потребности в кадрах для отрасли судостроения. Так, на Амурском судостроительном заводе с 2011 года действует базовая кафедра «Технология судостроения» ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» с целью подготовки необходимых специалистов прямо на месте», - рассказали ТАСС в региональном правительстве.

Вводятся и дополнительные курсы по дефицитным специальностям в уже работающих учебных заведениях. На базе Хабаровского колледжа отраслевых технологий и сферы обслуживания и Комсомольского-на-Амуре судомеханического техникума созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций, реализующие краткосрочные образовательные программы, в том числе по профессиям «Сборщик - достройщик судовой», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Сварщик».

В целом судостроительная отрасль Республики Саха (Якутия) в настоящее время обеспечена кадровым составом, заявили ТАСС в Минтрансе республики. Но с учетом планируемой реализации проекта по созданию высокотехнологичной Жатайской судоверфи для обеспечения ее кадрами заключено соглашение с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

По информации Минвостокразвития, региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов действуют в семи дальневосточных регионах. При этом количество привлеченных специалистов по всем специальностям пока измеряется десятками и сотнями: в 2015 году - 68 человек; в 2016 году - 265 человек; в 2017 году -- 544 человека. Между тем правительство РФ утвердило концепцию демографического развития Дальнего Востока, согласно которой к 2025 году здесь должны появиться 300 тыс. новых жителей.


Теги: 
Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Total и Eni приостановили платежи за поставки в апреле грязной нефти из «Дружбы»

Total и Eni приостановили платежи за поставки в апреле грязной нефти из «Дружбы» Выплаты последуют только после того, как будет согласована компенсация за поставки некондиционной не...

TechnipFMC получила контракт на проектирование и строительство «Арктик СПГ- 2»

TechnipFMC получила контракт на проектирование и строительство «Арктик СПГ- 2» Запуск первой очереди проекта завода по сжижению природного газа запланирован на 2023 год.

Российская экономика

В августе начнется добыча газа для заполнения «Силы Сибири»

В августе начнется добыча газа для заполнения «Силы Сибири» Добыча газа на Чаяндинском месторождении в Якутии для заполнения экспортного газопровода в Китай «Си...

Транзит повышенных обязательств: акционеры ОТЛК ЕРА поставили задачу перевезти 1 млн контейнеров в год

Транзит повышенных обязательств: акционеры ОТЛК ЕРА поставили задачу перевезти 1 млн контейнеров в год Президент Акционерного общества «Объединенная транспортно-логистическая компания  – Еврази...

Транспортная политика

Минтранс выполнит поручение по открытию ж/д части Крымского моста раньше срока

Минтранс выполнит поручение по открытию ж/д части Крымского моста раньше срока Министерство транспорта РФ   выполнит поручение президента РФ Владимира Путина по &nb...

Транспортное развитие Петербурга и Балтийского бассейна обсуждено в рамках поездки вице-премьера Акимова и руководства Минтранса

Транспортное развитие Петербурга и Балтийского бассейна обсуждено в рамках поездки вице-премьера Акимова и руководства Минтранса Замминистра транспорта – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков принял участие в мероприятиях рабо...

Морские порты

Туманные перспективы порта Оля

Туманные перспективы порта Оля Экперты, опрошенные Morvesti.Ru, весьма осторожны в оценках темпов развития этого порта.

Актуальные вопросы повышения привлекательности порта Ейск

Актуальные вопросы повышения привлекательности порта Ейск Подробно о тенденциях развития порта журналу «МП» рассказал капитан морского порта Ейск Сергей Гречк...




Морской транспорт

Годовое общее собрание акционеров ОАО «ММП»

Годовое общее собрание акционеров ОАО «ММП» 17 мая в Мурманском морском пароходстве прошло годовое собрание акционеров, на котором решались ключ...

На ВСЗ спустили на воду второе судно в серии из четырех новейших крупнотоннажных рыбопромысловых судов проекта KMT01

На ВСЗ спустили на воду второе судно в серии из четырех новейших крупнотоннажных рыбопромысловых судов проекта KMT01 17 мая на Выборгском судостроительном заводе (входит в состав Объединённой судостроительной корп...

Речной транспорт

В Амурводпути обсудили подготовку судоходной трассы для завоза грузов на Амурский ГПЗ

В Амурводпути обсудили подготовку судоходной трассы для завоза грузов на Амурский ГПЗ На площадке Благовещенского РВВП под председательством руководителя Администрации Амурского бассейна...

В Комсомольске-на-Амуре открыли речную навигацию с задержкой из-за мелководья

В Комсомольске-на-Амуре открыли речную навигацию с задержкой из-за мелководья Открытие речной навигации в Комсомольске-на-Амуре произошло позже обычных сроков примерно на неделю ...

Ж/Д транспорт

Начальником Московской железной дороги назначен Михаил Глазков

Начальником Московской железной дороги назначен Михаил Глазков 20 мая генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров представил коллективу ...

«Цифровая логистика» освобождает от уплаты агентского вознаграждения поставщиков подвижного состава

«Цифровая логистика» освобождает от уплаты агентского вознаграждения поставщиков подвижного состава ООО «Цифровая логистика» на прошедшем сегодня совещании у генерального директора – председателя прав...

Авто транспорт

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения Все работы идут по графику и завершатся в IV квартале 2019 года, сообщает ФКУ Упрдор «Вилюй».

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто Трафик Крымского моста составил  5 млн автомобилей за прошедший с момента открытия год. Об...

Аналитика

Транспортная политика

На пути к реализации целей и задач

На пути к реализации целей и задач В Москве в стенах ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова состоялось итоговое заседание Коллегии Федерально...

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность В феврале 2019 года в Сочи завершился Российский инвестиционный форум, который стал традиционным мер...

Морские порты

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Развитие южных портов России

Развитие южных портов России Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых ...

Морской транспорт

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

Речной транспорт

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспорт...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Безопасность мореплавания

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...