Дальневосточные регионы борются с кадровым дефицитом в судостроении

19.07.2018   Российская экономика
Дальневосточные регионы борются с кадровым дефицитом в судостроении

Судостроительные предприятия Дальнего Востока с ростом количества заказов на производство кораблей начали ощущать нехватку специалистов. Кадровый дефицит ощущается практически повсеместно, и, по словам экспертов, он складывается сразу из нескольких факторов: это развитие судостроительной отрасли региона и высокая загрузка верфей, недостаток профильных образовательных учреждений, а кое-где и сравнительно невысокая зарплата вкупе с непростыми и даже вредными условиями труда.

Эта проблема уже побудила предприятия к активному взаимодействию с учебными заведениями и повысила конкуренцию за молодых судостроителей. Корр. ТАСС пообщались с руководством верфей, вузов и студентами о будущем судостроения на Дальнем Востоке.

Проблемы кадрового обеспечения судостроительной отрасли будут обсуждаться на Международном дальневосточном морском салоне, который впервые пройдет во Владивостоке 26-28 июля. В профильной сессии будут участвовать региональные власти, судостроительные компании и эксперты. Также вопросы кадрового обеспечения дальневосточных проектов регулярно становятся темой для обсуждения на Восточном экономическом форуме, который ежегодно проходит в сентябре во Владивостоке. Производство растет

Сегодня судоверфи на Дальнем Востоке уже загружены заказами на годы вперед. В портфеле заказов одной только судоверфи «Звезда» на сегодняшний день свыше 25 судов. Это танкера типа «Афрамакс», арктические челноки, суда снабжения, мелкосидящий ледокол. Спуск на воду и сдача заказчику первого заказа - многофункционального судна снабжения ледового класса - запланирован на 2019 год. Кроме этого ведется активная работа по заключению ещё порядка 15 контрактов, среди которых танкер-челнок ледового класса, суда снабжения и суда-газовозы. На Амурском судостроительном заводе строятся три корвета для Минобороны РФ, два судна снабжения для «Газфлота» и два парома для линии Ванино - Холмск. Сверх этого у Минобороны РФ есть намерения заказать еще несколько малых ракетных катеров. Интерес к строительству судов проявляют и рыболовецкие компании.

На судостроительных предприятиях Хабаровского края сегодня уже занято около 4,5 тыс. человек, сообщили ТАСС в правительстве региона. Но в связи с заключением ряда новых контрактов на строительство судов гражданского и военного назначения на предприятиях уже наблюдается дефицит основных производственных рабочих. По экспертной оценке, для выполнения текущих заказов необходимо привлечь до 200 человек.

По мнению руководителя Агентства по развитию человеческого капитала (АРЧК) на Дальнем Востоке Валентина Тимакова, кадровый дефицит в судостроительной отрасли связан с «узким» рынком труда и высоким спросом. В таких специалистах на Дальнем Востоке сейчас остро нуждаются несколько крупных работодателей. На сегодняшний день в этой отрасли на Дальнем Востоке заняты порядка 20 тысяч человек, а в ближайшие годы рынок труда в этой сфере вырастет на 45%.

Дефицит кадров

Практически на каждом судостроительном заводе Дальнего Востока сегодня отмечается нехватка кадров. И хотя качество подготовки выпускников в целом устраивает предприятия, их количество часто оказывается меньше, чем нужно. Как рассказал ТАСС начальник отдела подбора и обучения персонала Амурского судостроительного завода Тимофей Бажайкин, проблема кадрового дефицита стоит довольно остро.

«В настоящее время Амурский судостроительный завод (ПАО «АСЗ») испытывает острый дефицит рабочих основных судостроительных специальностей. Это сборщики корпусов металлических судов, сборщики-достройщики, электросварщики, слесари-монтажники. В настоящее время сварщиков для нашего завода готовит единственное в городе профильное учебное заведение - судомеханический техникум», -- рассказал Бажайкин.

По его словам, сборщиков для предприятия на сегодняшний день не готовит ни одно специальное профессиональное учебное заведение Комсомольска-на-Амуре. Исключение составляет Комсомольский-на-Амуре государственный университет, но оттуда приходят специалисты, которые получают инженерные специальности. И с таким высоким уровнем подготовки они не хотят начинать свою карьеру в цехах основного производства.

«Недостаточно высокий уровень заработной платы, непростые, а порой вредные условия труда - основные факторы, влияющие на плохой приток кадров на завод. Нас также беспокоит появление в Дальневосточном регионе серьёзного конкурента на рынке судостроения - нового судостроительного комплекса «Звезда» в Приморье. И, прежде всего, в вопросах перехвата кадров. Условия работы и уровень зарплаты там, по нашим сведениям, на порядок выше», - рассказал представитель АСЗ.

Но и на самом судостроительном комплексе (ССК) «Звезда» ощущается кадровый дефицит, и эта проблема, по словам заместителя генерального директора по персоналу Бориса Калинина, общая для всего российского судостроения. При этом строительство судов повсеместно требует множества специалистов с разными направлениями подготовки, что тоже осложняет их поиск.

Учат все

Учитывая потребности в подготовленных специалистах судостроения и судоремонта, многие каждое предприятия имеют собственные программы обучения студентов. Есть такая программа, например, на заводе имени Октябрьской революции. На АСЗ также работает собственное бюро обучения и технической подготовки персонала.

Но основными поставщиками судостроителей различных специальностей остаются техникумы и вузы. Один из них - Морской государственный университет (МГУ) им. адмирала Невельского - суммарно по всем направлениям выпускает по 40 студентов в год. Здесь с помощью партнеров вуза среди судоверфей созданы специальные технологические лаборатории, рассказал ТАСС декан морского технологического факультета МГУ им. Невельского Владимир Дацун.

«Практические знания студенты получают в подразделениях МГУ, оснащенных современным оборудованием, многое у которого приобретено на средства предприятий края. Это лаборатории и производственные участки научно- образовательного центра, уникального подразделения МГУ, чье оснащение произведено с помощью Роснефти», - рассказал Дацун.

Но на каждый выпуск из 40 студентов этого вуза стоит буквально очередь из работодателей. Кроме «Звезды» это «Центр судоремонта «Дальзавод», НТК «Алькор», ЗАО «Морская инженерная компания ПРБ», Российский морской регистр судоходства, Славянский судоремонтный завод и многие другие.

«У меня масса вариантов для выбора будущего места работы. К нам приходит очень много работодателей, крупных и небольших предприятий, которые стараются нас заинтересовать. Помимо высокой зарплаты они обещают нам постоянно развитие, учебные командировки за счет компании, в том числе в Корею», - рассказала ТАСС студентка третьего курса МГУ им. Невельского по специальности «оборудование и технологии сварочного производства» Елена Вахромеева.

Опережающее обучение

Учитывая серьезный и продолжительный дефицит рабочих рук, в решение проблемы включаются региональные власти. План действий правительства Хабаровского края подразумевает регулирование приема в учебные заведения, обеспечение дальнейшего внедрение принципов дуального образования, проведение практики студентов на реальном производстве. Хотя последний пункт силами вузов и верфей уже исполняется. Среди мер правительство также называет программу строительства жилья с государственной поддержкой для молодых специалистов.

«Вместе с тем в Хабаровском крае имеется успешная практика по снижению потребности в кадрах для отрасли судостроения. Так, на Амурском судостроительном заводе с 2011 года действует базовая кафедра «Технология судостроения» ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» с целью подготовки необходимых специалистов прямо на месте», - рассказали ТАСС в региональном правительстве.

Вводятся и дополнительные курсы по дефицитным специальностям в уже работающих учебных заведениях. На базе Хабаровского колледжа отраслевых технологий и сферы обслуживания и Комсомольского-на-Амуре судомеханического техникума созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций, реализующие краткосрочные образовательные программы, в том числе по профессиям «Сборщик - достройщик судовой», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Сварщик».

В целом судостроительная отрасль Республики Саха (Якутия) в настоящее время обеспечена кадровым составом, заявили ТАСС в Минтрансе республики. Но с учетом планируемой реализации проекта по созданию высокотехнологичной Жатайской судоверфи для обеспечения ее кадрами заключено соглашение с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

По информации Минвостокразвития, региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов действуют в семи дальневосточных регионах. При этом количество привлеченных специалистов по всем специальностям пока измеряется десятками и сотнями: в 2015 году - 68 человек; в 2016 году - 265 человек; в 2017 году -- 544 человека. Между тем правительство РФ утвердило концепцию демографического развития Дальнего Востока, согласно которой к 2025 году здесь должны появиться 300 тыс. новых жителей.


Теги: 
Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале Правительство Иркутской области утвердило правила организации туризма и отдыха на Байкале, чтобы обе...

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику Северный флот России заявил, что новая система «Триумф С-400» была установлена на архипелаге Новая З...

Российская экономика

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019 Объединенная судостроительная корпорация приняла участие в Международной выставке и конференции по г...

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины»

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины» «Регуляторная гильотина» должна отменить ряд устаревших нормативных актов. Профильные компании обесп...

Транспортная политика

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути Власти Карелии предложили включить Беломорско-Балтийский канал (ББК) в состав Северного морс...

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности Предложенное  Минвостокразвития РФ изменить порядок регистрации   маломерных суд...

Морские порты

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов На этой неделе в рамках выставки «НЕВА-2019» в Санкт-Петербурге состоялась VII ежегодная конференция...

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения В Махачкалинском филиале ФГУП «Росморпорт» 18 сентября 2019 года проведены командно-штабные учения в...




Морской транспорт

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов Сухогруз «Вячеслав Анисимов», действующий в интересах Северного флота, доставил продовольствие, веще...

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск»

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск» Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» организовал ознакомительную экскурсию на ледоко...

Речной транспорт

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия»

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия» 20 сентября 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду сух...

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна На ПАО «Ярославский судостроительный завод» 19 сентября приемочной комиссией принято в эксплуатацию ...

Ж/Д транспорт

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области Для повышения комфорта пассажиров холдинг «РЖД» совместно с АНО «Единая транспортная дирекция» 27 се...

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники Необходимость перевода железнодорожных перевозок на подшипники кассетного типа ранее обосновывали в ...

Авто транспорт

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего Власти Свободного Амурской области потратят 20 млн рублей на проектирование нового автомобильного пу...

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре Об этом журналистам в   кулуарах Восточного экономического форума сообщил директор &n...

Аналитика

Транспортная политика

Актуальные задачи отрасли

Актуальные задачи отрасли В повестке дня – меры по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути, ...

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания В Москве 5 июля, накануне Дня работников морского и речного флота, прошло совместное заседание Колле...

Морские порты

Победу одержали профессионализм и ответственность

Победу одержали профессионализм и ответственность На 20-й сессии Комитета Черноморского меморандума (ЧМ), состоявшейся в апреле этого года в б...

Мы работаем для моряков

Мы работаем для моряков Одной из ключевых функций, возложенных на капитана морского порта, является выдача дипломов, квалифи...

Морской транспорт

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года Совет директоров ПАО «Совкомфлот» рассмотрел результаты работы группы компаний в 2018 году. Год был ...

Речной транспорт

С учетом природных особенностей

С учетом природных особенностей Основные судоходные пути в границах Беломорско-Онежского бассейна это: трасса Беломорско-Балтийского...

На арктических реках началась навигация

На арктических реках началась навигация Администрация осуществляет содержание внутренних водных путей на территории семи самостоятельных бас...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...