Эксперты высказались за принятие закона о лоцманской службе

06.02.2019   Транспортная политика
Эксперты высказались за принятие закона о лоцманской службе 5 февраля в Российском государственном университете нефти и газа (НИУ) им. Губкина состоялся экспертный «круглый стол» на тему: «Обеспечение безопасной проводки судов (газовозов, танкеров и др.) с опасным грузом в акваториях портов и на сложных (в том числе, арктических) маршрутах. Современные угрозы», организованный Центром стратегических оценок и прогнозов и факультетом комплексной безопасности ТЭК. В обсуждении приняли участие эксперты проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов, представители ФГУП Росморпорт, Федерального агентства морского и речного транспорта ФГКУ «Администрация СМП», лоцманы, российский профессиональный союз моряков, межрегиональный профессиональный союз лоцманов, представитель ООО «Газпром флот» по направлению безопасность мореплавания, институт Европы РАН и другие представители экспертного сообщества. Модератором «круглого стола» выступила координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова.

Эксперт рабочей группы Минтранса РФ по вопросам лоцманской деятельности Владимир Егоркин рассказал о международной практике лоцманских служб и обеспечении безопасной проводки судов с опасным грузом. А также сделал доклад на тему регулирования лоцманской деятельности в России. Своё выступление эксперт начал с тезисов капитана Бишопа, в которых морской топ менеджер INTERTANKO на Конференции EMPA 27 мая 1999 г. однозначно говорит, что ответ на попытки либерализовать лоцманское дело и разрешить свободную конкуренцию лоцманских служб будет один – безопасность мореплавания будет скомпрометирована. «Меня просили объяснить, что хотят клиенты от лоцманов. Это много, однако мы знаем точно, что мы не хотим – системы, которая создавала бы угрозу безопасному входу танкеров в порт и выходу из него. Последствия могут быть катастрофическими. Поэтому следует приложить все усилия к обеспечению 100% безопасности операций в любой момент. Это именно то, что от нас требуют наши клиенты. Непрерывное повышение квалификации является и сегодня важнейшей обязанностью в мире танкерных перевозчиков и урезание необходимого тренажерного обучения является неприемлемым. Мы обязаны сделать все, чтобы поддерживать высокие стандарты лоцманского обслуживания. INTERTANKO также очень рад сотрудничать с EMPA. Приветствуем ваши усилия, направленные на достижение высочайших стандартов качества», - привёл цитату Бишопа эксперт.

О преобразовании системы организации лоцманского обеспечения в России в соответствии со стратегической перспективой развития Севморпути и ростом грузопотоков на водных транспортных артериях рассказала в своём выступлении координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова. «В международной практике безусловным приоритетом морской лоцманской проводки является безопасность мореплавания, что подчёркивается в резолюциях и рекомендациях Международной ассоциации лоцманов (IMPA). В различных странах лоцманская проводка осуществляется государством в лице государственных лоцманских служб либо на некоммерческих принципах, так называемая система «Self Employеd Pilot». Лоцманский сбор расходуется исключительно на цели обеспечения лоцманской проводки судов. На момент вынесения Постановления Конституционного суда РФ в 2004 году по лоцманской жалобе в России не было частных лоцманских компаний. Лоцманская деятельность на тот момент осуществлялась государственными либо негосударственными некоммерческими организациями, принадлежавшими лоцманам. В течение года никакого законодательного урегулирования деятельности негосударственных организаций во исполнении Постановления КС не последовало, уточнения их организационно-правовой формы тоже. Этим воспользовались частные предприниматели, и с 2005 года начали создаваться частные лоцманские компании. До конца Решение КС за 15 лет так и не было выполнено, и в итоге на протяжении этого периода значительная часть лоцманского сбора утекает из сферы безопасности мореплавания в пользу нескольких лиц малого и среднего бизнеса. Государство в лице ФГУП Росморпорт ежегодно несёт убытки, примерно на сумму прибыли частников (порядка 500 млн. рублей), лоцманский сектор не развивается, а в карманах частников-не лоцманов ежегодно безвозвратно пропадает 3-6 хороших лоцманских катеров, которых так не хватает сейчас в лоцманских службах. В результате все эти 15 лет из-за отсутствия в законодательстве некоммерческого принципа лоцманской деятельности и определения характера лоцманского сбора как целевого, мы имеем одни проблемы, убытки и перекосы. Лоцманская деятельность, одна из основных составляющих безопасности мореплавания, не лицензируется, нет национального стандарта лоцманских организаций и нигде не прописаны требования и критерии к ним», - отметила Анна Горнова.

Неутешительную статистику привёл Владимир Егоркин: «Имея в своём составе менее 1/3 всех лоцманов и работая в 15 исключительно прибыльных портах из 67, частные лоцманские компании получают немногим меньше половины всего лоцманского сбора, выводя большую часть полученных средств из лоцманской сферы. В среднем в последние 5-10 лет сумма годового лоцманского сбора по стране составляет около 2,5 млрд. рублей. Государственные организации получают немногим более 1,5 млрд. рублей, имея около 650 лоцманов и выполняя около 200 000 лоцманских работ. Частные лоцманские компании получают около 1 млрд. рублей и, имея около 250 лоцманов, выполняют лишь около 50 000 лоцманских работ. При этом несколько частных предпринимателей (не лоцманы), которые не несут практически никаких рисков и которым государство гарантирует стабильный доход, выводят из лоцманского сектора и сферы безопасности мореплавания около 500 млн. руб. ежегодно в виде теневого дохода через фирмы «однодневки», различные аффилированные компании и завышение себестоимости лоцманской проводки в 2-7 раз по сравнению с реальной, что видно из отчётов ФГУП «Росморпорт». Практически все частные компании не имеют своего флота и работают на арендованных катерах. Работая менее эффективно, они захватили высокодоходные порты и прибыльную часть лоцманских услуг, что никак не объясняется только рыночной конкуренцией. Из того же лоцманского сбора оплачиваются и «откаты» агентам за привлечение выгодных судов».

В ходе дискуссии участники отметили, что из-за невыполнения в течение 15-ти лет решения Конституционного суда в части законодательного урегулирования деятельности лоцманских организаций образовалась правовая коллизия. Принцип безопасности мореплавания вступил в прямое и явное противоречие с принципом извлечения прибыли. Так, деятельность морских лоцманов и цели лоцманской проводки подробно регламентированы в шестой главе КТМ, по которому работает государственное предприятие ФГУП Росморпорт, выполняя государственные функции и предоставляя лоцманские услуги всем без исключения судам в соответствии с приоритетами и целями лоцманского обслуживания, принятыми во всём мире. Частные лоцманские компании руководствуются у нас Гражданским кодексом, в котором нет обязанности для коммерческой компании обслуживать все нуждающиеся в лоцманской проводке суда, т.к. цель их деятельности - извлечение максимальной прибыли. При такой ситуации рынка добросовестной конкуренции невозможно получить в принципе.

Эксперты констатировали тот факт, что в частных лоцманских компаниях нет профсоюзов, что также играет не на пользу безопасности мореплавания. Повышение доходности хозяев частных лоцманских компаний достигается путём интенсификации труда лоцманов, нарушений инструкций, регламентирующих их работу и отдых, а ломаны беззащитны от произвола хозяев. Усталость лоцманов часто является скрытой причиной многих аварийных инцидентов. Правовая неопределённость создаёт как дисбаланс в лоцманском секторе в целом, так и отсутствие положительных стимулов развития профессионализма непосредственно у самих лоцманов.

Анна Горнова обратила внимание на парадокс, когда дискуссия о том, как эффективно организовать деятельность 900 морских лоцманов в стране ведётся уже 20 лет! Пользуясь допущенными лазейками в правом поле, оппонентами лоббируется закон о СРО в интересах 20-30 человек собственников малого и среднего бизнеса на безопасности мореплавания, которые уже давно с лихвой окупили все свои вложения, а то и вовсе ничего не вкладывали. При этом всем известно, что механизм СРО показывает себя в России далеко не с самой лучшей стороны. Понимая причины происходящего, сегодня видно, конструкция СРО открывает лазейки для организации стивидорами, нефтяными компаниями, судовладельцами своих частных лоцманских компаний и в итоге мы получим постоянный конфликт интересов (в том числе тарифный) между лоцманскими компаниями судовладельцев, стивидоров, грузовладельцев ввиду их различного коммерческого интереса на рынке. «В данном случае для судовладельцев удобнее разговаривать о тарифах с государством нежели с объединением коммерсантов, упуская при этом в сторону из безопасности мореплавания ещё и часть лоцманского сбора. Логично, что государство не заинтересовано чрезмерно повышать лоцманский сбор, уменьшая привлекательность портов и отраслевое ведомство, контролируя государственную лоцманскую службу, легко сможет держать баланс между безопасностью мореплавания и коммерческой привлекательностью портов», - подчеркнула координатор проекта «Морская политика».

Участники «круглого стола» обсудили подготовленный законопроект о создании лоцманской службы в форме Федерального автономного учреждения (ФАУ), которое обеспечит эффективную работу порядка 900 морских лоцманов во всех 67 портах РФ, включая малодеятельные северные порты, обеспечит целевое использование и прозрачное администрирование лоцманского сбора. ФАУ-модель, которая самодостаточна, предсказуема, надёжна, в которой нет места для коррупции. Увеличения тарифов, несмотря на некоторые перекосы, не потребуется и расчёты показывают, что даже текущего объёма лоцманского сбора с учётом высокодоходных портов хватит для содержания всех подразделений ФАУ в том числе хватит на обслуживание малодеятельных портов. Участники высказались за скорейшее принятие подготовленного законопроекта о создании в России единой лоцманской службы.

«ФАУ - оптимальная организационно-правовая форма как для исправления всех текущих недостатков и противоречий, так и дальнейшего развития лоцманского сектора с учётом географических особенностей России, перспективы её морской деятельности и экономической стратегии. Ведь речь идёт об огромной России с её Арктикой, Дальним Востоком, Крымом, Каспием, разнообразием климатических зон, которую никак нельзя сравнивать с небольшой страной Евросоюза, где лоцманское законодательство таких стран как Голландия, Германия, Франция, Испания, Англия писалось столетиями. Надо чётко ориентироваться на то, что морская экономика сегодня - это Китай, Япония, страны АТР, БРИКС. В данном случае законодательство должно быть максимально лаконично, ясно, компактно и прямого действия. Безопасность мореплавания не допускает возможности различных толкований. С принятием данного законопроекта Россия получит современную самодостаточную укомплектованную современными катерами Лоцманскую службу на уровне передовых стран мира»,- подытожила Анна Горнова.

О проблемах и перспективах развития Северного морского пути (по итогам декабрьского совещания в Правительстве РФ» участников проинформировал руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН, эксперт проекта «Морская политика» Валерий Журавель.

Затем участники затронули вопросы расширения лоцманских функций в сферу транспортной безопасности и их дополнения с учётом киберугроз. Перед участниками выступил заместитель руководителя ГК «Инжиниринговые Технологии» Константин Межанков. В настоящее время факультет комплексной безопасности ТЭК разрабатывает программу повышения квалификации «Обеспечение информационной безопасности морской деятельности» для лоцманов и сотрудников, обеспечивающих безопасность на судне совместно с ГК «Инжиниринговые технологии».

3337.JPG

Источник: Центр стратегических оценок и прогнозов

Теги: 
Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Главгосэкспертиза одобрила II и III этапы проекта российской сухопутной части «Северного потока 2»

Главгосэкспертиза одобрила II и III этапы проекта российской сухопутной части «Северного потока 2» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по проекту увеличения подачи газа на участк...

Итоги второго этапа экспедиции «Плавучего университета Волжского бассейна-2019» встревожили ученых

Итоги второго этапа экспедиции «Плавучего университета Волжского бассейна-2019» встревожили ученых Ученые Волжского государственного университета водного транспорта и вузов-партнеров подвели первые и...

Российская экономика

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4%

Приморье в I полугодии увеличило экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4% Предприятия Приморского края в I полугодии 2019 года увеличили экспорт рыбы и морепродуктов на 20,4&...

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей

На модернизацию двух астраханских судозаводов требуется 2,8 млрд рублей Крупнейшие в Астраханской области судостроительные заводы «Лотос» и «Красные   Баррикады» ...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП»

В прогимназии 61 Мурманска заменили 28 окон с помощью АО «ММТП» В школах Мурманска активно идет подготовка к новому учебному году. Важно вовремя обновить классы и п...

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования

Для Лоцмейстерского поста в Таганрогском заливе построят цех по ремонту навигационного оборудования Эксперты Ростовского филиала Главгосэкспертизы России рассмотрели проектную документацию и результат...




Морской транспорт

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий»

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий» Его также обязали выплатить штраф в размере $2,5 тыс.

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии

ПУС «Мир» принял участие в празднике Schwedenfest в Германии 15 августа 2019 года парусник «Мир» ФГУП «Росморпорт» прибыл в морской порт Висмар (Германия)...

Речной транспорт

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино 16 августа возобновилось движение судов на «Канале имени Москвы» между шлюзами №7 и №8. Таким образо...

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов С 15 августа введено ограничение по осадке судов от Осетрово до устья р.Вилюй (2348 км р.Лена...

Ж/Д транспорт

В I полугодии текущего года внедрение ресурсосберегающих технологий на Октябрьской железной дороге позволило сэкономить свыше 48 млн рублей

В I полугодии текущего года внедрение ресурсосберегающих технологий на Октябрьской железной дороге позволило сэкономить свыше 48 млн рублей Достижение такого эффекта стало возможным благодаря реализации мероприятий в рамках проекта «Внедрен...

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай

С Северной железной дороги отправлен первый контейнерный поезд в Китай 17 августа с Северной железной дороги отправлен тестовый контейнерный поезд в КНР. В его составе - 6...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...