Волны гнева: почему россияне протестуют против китайских проектов

15.03.2019   Российская экономика
Волны гнева: почему россияне протестуют против китайских проектов Кировский районный суд Иркутска приостановил возведение китайского завода по розливу воды на Байкале, сообщает Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура. Петиция против этого проекта собрала почти миллион подписей, и это не единственный пример недовольства населения экономической активностью КНР в стране. Чего опасаются россияне и что об этом думают в Поднебесной?

Не разлей вода

В среду премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минприроды проверить на «соответствие самым современным экологическим стандартам» проект завода по розливу воды на озере Байкал. «Эта тема стала очень острой», — подчеркнул глава правительства.

Речь идет о заводе в поселке Култук на юге Иркутской области. Строительство ведет «Аквасиб» — частная компания, на 99% принадлежащая гражданину КНР Цзюй Гофа (еще одним процентом владеет его русская супруга Олеся Мульчак).

«Аквасиб» планирует брать воду со дна Байкала, перекачивать по подводному трубопроводу длиной в несколько километров на предприятие, которое сейчас строится на берегу озера, разливать по бутылкам и экспортировать в Китай, Южную Корею и Монголию.

Плановая мощность завода — 528 тысяч литров воды в сутки. Первая очередь вводится в эксплуатацию в декабре, на полную мощность предприятие выйдет к 2021 году.

Этот проект возник в 2013-м. За пять лет компания «Аквасиб», по словам ее представителей, получила положительное заключение экологической экспертизы в соответствии с законом «Об охране озера Байкал», а также все предусмотренные законодательством разрешения на строительство.

Однако местные жители выступили резко против. В 2017-м один из них разместил на сайте change.org петицию с требованием остановить строительство. Под ней подписалось уже более 900 тысяч человек.

«Ученые подтверждают, что строительство завода нанесет значительный ущерб Байкалу, который и так уже страдает от экологических проблем», — отмечается в документе. В частности, могут пострадать перелетные птицы, традиционно останавливающиеся в этом районе.
К тому же неподалеку от стройки находятся места гнездования птиц, занесенных в Красную книгу. «Это обстоятельство не было учтено при выдаче разрешения на строительство», — подчеркивает автор петиции.

Тем не менее в январе строительство вступило в активную фазу. Местные обратились в Западно-Байкальскую межрайонную прокуратуру с требованием проверить соблюдение экологических норм. Нарушения выявили сразу.

«При осмотре установлено, что строительная площадка объекта захламлена отходами, а временное их накопление осуществляется на территории, не оборудованной в соответствии с требованиями законодательства», — сообщила прокуратура. Кроме того, на стройке обнаружены разливы топлива, которые могли привести к загрязнению байкальских вод.

Представители юридической службы «Аквасиба» в ответ сообщили, что проверяющие нашли лишь «два мешка мусора и пятно от автомобильного топлива, сейчас территория уже очищена». Тем не менее, 15 марта Кировский районный суд Иркутска приостановил возведение предприятия, сообщает Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура.

Русским нельзя — китайцам можно

Теперь противникам завода может помочь лишь правительство. Эксперты отмечают, что, помимо традиционного отношения к Байкалу как к экологической жемчужине России, недовольными гражданами движет и вполне обоснованное чувство несправедливости.
Ведь китайской компании строительство комбината на берегу озера чиновники разрешили, а местным жителям запрещают возводить дома на берегу и требуют снести все, что было построено до внесения в закон «Об охране озера Байкал» поправок об обязательной экологической экспертизе.

Явные привилегии получил не только владелец «Аквасиба». Как сообщает сайт «Гуаньча» (принадлежит Шанхайскому институту стратегических исследований и выражает официальную точку зрения Пекина), китайцы скупают участки на берегу Байкала и ведут там активное строительство.

«Если по закону купить землю не удается, они нанимают российского посредника, на которого оформляется недвижимость, но фактическим ее владельцем становится гражданин КНР, — уточняет издание. — На приобретенной под предлогом строительства дачи или жилого дома земле появляются в итоге многоэтажные гостиницы и другие элементы туристической инфраструктуры».

«Гуаньча» цитирует одного из китайцев, вложившего в недвижимость на Байкале около 12 миллионов долларов и фактически признающего, что вся эта деятельность нелегальна. «Получение разрешений на строительство и экологических согласований может занять около трех лет, а это слишком долго», — объяснил он изданию.

Российские надзорные органы китайских нарушений почему-то не замечают, хотя за согражданами следят неусыпно, болезненно наказывая за мельчайшие отклонения от норм.

Общественное негодование в связи с китайским проектом на Байкале — самый резонансный, но отнюдь не уникальный случай. Так, на прошлой неделе в Моргаушском районе Чувашии местные жители на общественных слушаниях выступили против строительства молочного завода китайской компании «Сычуань-Чувашия».

Китайцы купили участок площадью 40 гектаров, на котором планируют возвести перерабатывающее предприятие, административное здание для упаковки готовой продукции, столовую, магазин и кафе, а также физкультурно-оздоровительный комплекс. Представители «Сычуань-Чувашия» пообещали, что все торгово-развлекательные объекты будут доступны и местному населению.

Однако им не поверили. На слушаниях люди жаловались, что китайцы уже огородили стройплощадку, перекрыв подъездные пути к земельным участкам, выделенным для личного подсобного хозяйства.

Правила поведения в России

Недовольство китайскими проектами — проблема прежде всего местных и региональных властей, заинтересованных в инвестициях, создании новых рабочих мест и увеличении налоговых поступлений.

Так, проект байкальского завода по розливу пресной воды предусматривает 1,5 миллиарда рублей инвестиций и 150 рабочих мест. Плюс стабильный поток налоговых платежей.

Неудивительно, что глава Бурятии Алексей Цыденов в начале марта заявил, что «все эти крики и волнения — вообще ни о чем».

«Что касается опасений на тему, что воды в озере не останется, могу привести только один пример: если мы возьмем все, что проходит сегодня через Ангарскую плотину, и то, сколько готов разливать в бутылки завод на Байкале, то это примерно столько же, сколько пропускает плотина за полторы минуты», — объяснил Цыденов.

В середине февраля сайт «Гуаньча» опубликовал большой материал, посвященный недовольству российского населения китайской экономической экспансией.

По мнению издания, граждане КНР, приезжающие на Байкал, не дают зарабатывать русским. «Они останавливаются в гостиницах, принадлежащих их соотечественникам, питаются только блюдами национальной кухни. Их водители и другой обслуживающий персонал — китайцы. Все услуги оплачены еще на территории Китая, поэтому вклад в российскую экономику от них небольшой», — отмечает «Гуаньча».

К тому же китайцы ведут себя в России не лучшим образом. «Далеко не все отличаются утонченными манерами: могут и плюнуть, и мусор выбросить, где их душе будет угодно, — констатирует издание. — У россиян это вызывает чувство неприязни».

Но самое главное, отмечают пекинские аналитики, россияне боятся экономической мощи Китая «в то время как их собственная страна настолько хороших результатов не показывает, а население постепенно уменьшается».

«Россияне недовольны, что Китай использует их страну как базу снабжения энергоресурсами и сырьем, и считают, что КНР хочет нажиться на тяжелом положении в современной России», — заключает «Гуаньча».

Источник: РИА Новости

Теги: 
Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Попавшая под санкционное подозрение судоходная компания заявила, что работает только в РФ

Попавшая под санкционное подозрение судоходная компания заявила, что работает только в РФ Судоходная компания «Алиса», судно которой попало под подозрения в нарушении санкционного режима в о...

Медведев назначил Дмитрия Зверева заместителем главы Минтранса РФ

Медведев назначил Дмитрия Зверева заместителем главы Минтранса РФ Документ подписан 21 марта и опубликован на официальном портале правовой информации в понедельник.&n...

Российская экономика

Медведчук попросил Медведева начать прямые поставки газа Украине

Медведчук попросил Медведева начать прямые поставки газа Украине Украине нужны прямые поставки газа из России, считает глава политсовета партии «Оппозиционная платфо...

На прошлой неделе из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 294 партии рыбной продукции

На прошлой неделе из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 294 партии рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

Транспортная политика

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла Сооружение Нижегородского низконапорного гидроузла, нацеленное на устранение лимитирующего участка н...

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Морские порты

Туапсинский зерновой терминал вошел в число лучших отечественных стивидорных компаний

Туапсинский зерновой терминал вошел в число лучших отечественных стивидорных компаний АО «Туапсинский зерновой терминал» (ТЗТ, входит в ГК ТМТП) стал лауреатом ежегодного отрасле...

Северо-Западному бассейновому филиалу переданы средства навигационного оборудования в морском порту Высоцк

Северо-Западному бассейновому филиалу переданы средства навигационного оборудования в морском порту Высоцк В частности, филиалу переданы 5 светящих навигационных знаков, расположенных на мысе Вепревский о. С...




Морской транспорт

«Умную плавучую заправочную станцию» представят на VII Международном морском бизнес-форуме СИ МБФ 2019 в Севастополе

«Умную плавучую заправочную станцию» представят на VII Международном морском бизнес-форуме СИ МБФ 2019 в Севастополе Заправочная станция по уровню своей автоматизации и безопасности не имеет аналогов в мире.

Ледокол «50 лет Победы» совершит в 2019 году пять туристических рейсов к Северному полюсу

Ледокол «50 лет Победы» совершит в 2019 году пять туристических рейсов к Северному полюсу Первый круизный рейс запланирован на   середину июня. Путешествие занимает около 11 суток...

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

«ТрансКонтейнер» отправил первый контейнерный поезд со станции Трофимовский-2

«ТрансКонтейнер» отправил первый контейнерный поезд со станции Трофимовский-2 Контейнерный поезд, отправленный 18 марта  со станции Трофимовский-2 Приволжской железной ...

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок Первая грузовая компания (ПГК) по итогам 2018 года заняла первое место в рейтинге INFOLine R...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...