Волны гнева: почему россияне протестуют против китайских проектов

15.03.2019   Российская экономика
Волны гнева: почему россияне протестуют против китайских проектов Кировский районный суд Иркутска приостановил возведение китайского завода по розливу воды на Байкале, сообщает Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура. Петиция против этого проекта собрала почти миллион подписей, и это не единственный пример недовольства населения экономической активностью КНР в стране. Чего опасаются россияне и что об этом думают в Поднебесной?

Не разлей вода

В среду премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минприроды проверить на «соответствие самым современным экологическим стандартам» проект завода по розливу воды на озере Байкал. «Эта тема стала очень острой», — подчеркнул глава правительства.

Речь идет о заводе в поселке Култук на юге Иркутской области. Строительство ведет «Аквасиб» — частная компания, на 99% принадлежащая гражданину КНР Цзюй Гофа (еще одним процентом владеет его русская супруга Олеся Мульчак).

«Аквасиб» планирует брать воду со дна Байкала, перекачивать по подводному трубопроводу длиной в несколько километров на предприятие, которое сейчас строится на берегу озера, разливать по бутылкам и экспортировать в Китай, Южную Корею и Монголию.

Плановая мощность завода — 528 тысяч литров воды в сутки. Первая очередь вводится в эксплуатацию в декабре, на полную мощность предприятие выйдет к 2021 году.

Этот проект возник в 2013-м. За пять лет компания «Аквасиб», по словам ее представителей, получила положительное заключение экологической экспертизы в соответствии с законом «Об охране озера Байкал», а также все предусмотренные законодательством разрешения на строительство.

Однако местные жители выступили резко против. В 2017-м один из них разместил на сайте change.org петицию с требованием остановить строительство. Под ней подписалось уже более 900 тысяч человек.

«Ученые подтверждают, что строительство завода нанесет значительный ущерб Байкалу, который и так уже страдает от экологических проблем», — отмечается в документе. В частности, могут пострадать перелетные птицы, традиционно останавливающиеся в этом районе.
К тому же неподалеку от стройки находятся места гнездования птиц, занесенных в Красную книгу. «Это обстоятельство не было учтено при выдаче разрешения на строительство», — подчеркивает автор петиции.

Тем не менее в январе строительство вступило в активную фазу. Местные обратились в Западно-Байкальскую межрайонную прокуратуру с требованием проверить соблюдение экологических норм. Нарушения выявили сразу.

«При осмотре установлено, что строительная площадка объекта захламлена отходами, а временное их накопление осуществляется на территории, не оборудованной в соответствии с требованиями законодательства», — сообщила прокуратура. Кроме того, на стройке обнаружены разливы топлива, которые могли привести к загрязнению байкальских вод.

Представители юридической службы «Аквасиба» в ответ сообщили, что проверяющие нашли лишь «два мешка мусора и пятно от автомобильного топлива, сейчас территория уже очищена». Тем не менее, 15 марта Кировский районный суд Иркутска приостановил возведение предприятия, сообщает Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура.

Русским нельзя — китайцам можно

Теперь противникам завода может помочь лишь правительство. Эксперты отмечают, что, помимо традиционного отношения к Байкалу как к экологической жемчужине России, недовольными гражданами движет и вполне обоснованное чувство несправедливости.
Ведь китайской компании строительство комбината на берегу озера чиновники разрешили, а местным жителям запрещают возводить дома на берегу и требуют снести все, что было построено до внесения в закон «Об охране озера Байкал» поправок об обязательной экологической экспертизе.

Явные привилегии получил не только владелец «Аквасиба». Как сообщает сайт «Гуаньча» (принадлежит Шанхайскому институту стратегических исследований и выражает официальную точку зрения Пекина), китайцы скупают участки на берегу Байкала и ведут там активное строительство.

«Если по закону купить землю не удается, они нанимают российского посредника, на которого оформляется недвижимость, но фактическим ее владельцем становится гражданин КНР, — уточняет издание. — На приобретенной под предлогом строительства дачи или жилого дома земле появляются в итоге многоэтажные гостиницы и другие элементы туристической инфраструктуры».

«Гуаньча» цитирует одного из китайцев, вложившего в недвижимость на Байкале около 12 миллионов долларов и фактически признающего, что вся эта деятельность нелегальна. «Получение разрешений на строительство и экологических согласований может занять около трех лет, а это слишком долго», — объяснил он изданию.

Российские надзорные органы китайских нарушений почему-то не замечают, хотя за согражданами следят неусыпно, болезненно наказывая за мельчайшие отклонения от норм.

Общественное негодование в связи с китайским проектом на Байкале — самый резонансный, но отнюдь не уникальный случай. Так, на прошлой неделе в Моргаушском районе Чувашии местные жители на общественных слушаниях выступили против строительства молочного завода китайской компании «Сычуань-Чувашия».

Китайцы купили участок площадью 40 гектаров, на котором планируют возвести перерабатывающее предприятие, административное здание для упаковки готовой продукции, столовую, магазин и кафе, а также физкультурно-оздоровительный комплекс. Представители «Сычуань-Чувашия» пообещали, что все торгово-развлекательные объекты будут доступны и местному населению.

Однако им не поверили. На слушаниях люди жаловались, что китайцы уже огородили стройплощадку, перекрыв подъездные пути к земельным участкам, выделенным для личного подсобного хозяйства.

Правила поведения в России

Недовольство китайскими проектами — проблема прежде всего местных и региональных властей, заинтересованных в инвестициях, создании новых рабочих мест и увеличении налоговых поступлений.

Так, проект байкальского завода по розливу пресной воды предусматривает 1,5 миллиарда рублей инвестиций и 150 рабочих мест. Плюс стабильный поток налоговых платежей.

Неудивительно, что глава Бурятии Алексей Цыденов в начале марта заявил, что «все эти крики и волнения — вообще ни о чем».

«Что касается опасений на тему, что воды в озере не останется, могу привести только один пример: если мы возьмем все, что проходит сегодня через Ангарскую плотину, и то, сколько готов разливать в бутылки завод на Байкале, то это примерно столько же, сколько пропускает плотина за полторы минуты», — объяснил Цыденов.

В середине февраля сайт «Гуаньча» опубликовал большой материал, посвященный недовольству российского населения китайской экономической экспансией.

По мнению издания, граждане КНР, приезжающие на Байкал, не дают зарабатывать русским. «Они останавливаются в гостиницах, принадлежащих их соотечественникам, питаются только блюдами национальной кухни. Их водители и другой обслуживающий персонал — китайцы. Все услуги оплачены еще на территории Китая, поэтому вклад в российскую экономику от них небольшой», — отмечает «Гуаньча».

К тому же китайцы ведут себя в России не лучшим образом. «Далеко не все отличаются утонченными манерами: могут и плюнуть, и мусор выбросить, где их душе будет угодно, — констатирует издание. — У россиян это вызывает чувство неприязни».

Но самое главное, отмечают пекинские аналитики, россияне боятся экономической мощи Китая «в то время как их собственная страна настолько хороших результатов не показывает, а население постепенно уменьшается».

«Россияне недовольны, что Китай использует их страну как базу снабжения энергоресурсами и сырьем, и считают, что КНР хочет нажиться на тяжелом положении в современной России», — заключает «Гуаньча».

Источник: РИА Новости

Теги: 
Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Госдума приняла закон о финансировании комплексного плана модернизации инфраструктуры

Госдума приняла закон о финансировании комплексного плана модернизации инфраструктуры Госдума приняла в третьем, окончательном чтении инициированный правительством РФ закон о порядке пер...

Максим Куземченко назначен Генеральным директором ООО «ВГК»

Максим Куземченко назначен Генеральным директором ООО «ВГК» Решения о назначении на должность Генерального директора Максима Куземченко и прекращении исполнения...

Российская экономика

Минсельхоз повысил прогноз по экспорту зерна в текущем сельхозгоду до 44 млн тонн

Минсельхоз повысил прогноз по экспорту зерна в текущем сельхозгоду до 44 млн тонн Минсельхоз повысил прогноз по экспорту зерна в текущем сельхозгоду (июль 2018 - июнь 2019 года&#...

Дерипаска опроверг связь с компаниями, перерегистрировавшимися в Калининграде

Дерипаска опроверг связь с компаниями, перерегистрировавшимися в Калининграде Бизнесмен Олег Дерипаска опроверг связь с семью компаниями, перерегистрировавшимися во вторник на ос...

Транспортная политика

Утвердждены правила взимания портового инфраструктурного инвестсбора с судовладельцев

Утвердждены правила взимания портового инфраструктурного инвестсбора с судовладельцев Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, определяющее размер и правила взимания и...

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО Новые инфраструктурные проекты, в том числе проект по строительству железной дороги «Кызыл-Курагино»...

Морские порты

Передача Севастопольского морпорта в федеральную собственность займет до трех лет

Передача Севастопольского морпорта в федеральную собственность займет до трех лет Процесс передачи ГУП «Севастопольский морской порт» в федеральную собственность может занять два-три...

Совет директоров ПАО «НМТП» рекомендовал направить на дивиденды 98% чистой прибыли за 2018 год

Совет директоров ПАО «НМТП» рекомендовал направить на дивиденды 98% чистой прибыли за 2018 год Совет директоров ПАО «НМТП» принял решение рекомендовать годовому общему собранию акционеров ПАО «НМ...




Морской транспорт

Амурский судзавод затягивает срок сдачи паромов для линии Ванино-Холмск из-за санкций и проблем с кадрами - газета

Амурский судзавод затягивает срок сдачи паромов для линии Ванино-Холмск из-за санкций и проблем с кадрами - газета ПАО «Амурский судостроительный завод» затягивает сроки строительства и сдачи двух грузопассажирских ...

Вторая «Комета» появится на линии Севастополь - Ялта в 2019 году

Вторая «Комета» появится на линии Севастополь - Ялта в 2019 году Два судна на подводных крыльях «Комета 120М» планируется запустить на маршруте между Севастополем и ...

Речной транспорт

Модернизированный «СК-2018» спущен на воду

Модернизированный «СК-2018» спущен на воду 22 мая со слипа Жатайской БТЭФ ПАО «ЛОРП» спущен на воду теплоход «СК-2018», на котором установлено...

Речные трамваи с цветочными названиями начали курсировать по Москве-реке

Речные трамваи с цветочными названиями начали курсировать по Москве-реке Десять речных трамваев с цветочными названиями начали курсировать по Москве-реке по двум маршрутам.

Ж/Д транспорт

«Трансойл» может купить железнодорожного оператора УГМК – «Ъ»

«Трансойл» может купить железнодорожного оператора УГМК – «Ъ» «Трансойл» намерен диверсифицировать бизнес и купить у УГМК его железнодорожного оператора «Уголь-Тр...

FESCO и Холдинг РЖД запускают транзитный сервис для доставки грузов из Японии в Европу через Россию

FESCO и Холдинг РЖД запускают транзитный сервис для доставки грузов из Японии в Европу через Россию Транспортная группа FESCO и АО «РЖД Логистика» запускают совместный транзитный сервис Trans-Siberian...

Авто транспорт

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения Все работы идут по графику и завершатся в IV квартале 2019 года, сообщает ФКУ Упрдор «Вилюй».

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто Трафик Крымского моста составил  5 млн автомобилей за прошедший с момента открытия год. Об...

Аналитика

Транспортная политика

На пути к реализации целей и задач

На пути к реализации целей и задач В Москве в стенах ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова состоялось итоговое заседание Коллегии Федерально...

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность В феврале 2019 года в Сочи завершился Российский инвестиционный форум, который стал традиционным мер...

Морские порты

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Развитие южных портов России

Развитие южных портов России Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых ...

Морской транспорт

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

Речной транспорт

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспорт...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Безопасность мореплавания

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...