Порты Дальнего Востока и узкие места логистической инфраструктуры - Морские вести России

Порты Дальнего Востока и узкие места логистической инфраструктуры

19.03.2019

Морские порты

Морские ворота дальневосточного региона имеют важное значение для нашей страны. Прослеживается явная динамика роста товарооборота в пользу азиатских стран. Не случайно среди основных поставщиков импортной и покупателей экспортной продукции мы видим Китай, Японию и Южную Корею. Благодаря соседству с этими странами и своему географическому положению порты Дальнего Востока имеют преимущество перед остальными гаванями нашей страны.

Так, исходя из данных открытых источников, на морские порты Дальнего Востока приходится примерно четверть общего грузооборота страны. Если в 2018 году через российские порты было перевалено 816,5 млн т грузов, то на долю дальневосточных гаваней пришлось 200,5 млн т, что на 4,5% выше показателей 2017-го. Основной объём составили сухие грузы – 125,5 млн т и наливные грузы – 75 млн т. Увеличили грузооборот порты Ванино – 29,5 млн т, Находка – 24,3 млн т, Владивосток – 21,2 млн т, Де-Кастри – 12,6 млн т. При этом отрицательную динамику продемонстрировали порты Пригородное –17,0 млн т и Посьет – 7,1 млн т. Грузооборот порта Восточный остался практически на уровне прошлого года и составил 63,7 млн т.

В структуре экспортного грузопотока в составе портов Дальнего Востока в 2018-м было отправлено 99 млн т, что на 6% выше показателей 2017 года. Через дальневосточные порты экспортируется в основном уголь (почти 47%), нефть и нефтепродукты (25%), а азиатские страны являются одними из основных партнеров нашей страны в части перевалки данных категорий грузов.
Также стоит отметить рост контейнерного грузопотока. Одной из главных причин такой динамики является баланс между транзитным сроком и стоимостью доставки.
Безусловно, при таких мощностях и показателях дальневосточные порты играют важную роль в экономике страны.

Очевидно, грузооборот дальневосточных портов достаточно весомый, а на эффективность их работы влияют многие составляющие: время обработки груза, количество судозаходов, заполняемость судов, оборачиваемость оборудования и др. Так как все эти факторы влияют на себестоимость перевозки и транзитное время, то дальнейшие изменения в инфраструктуре портов (расширение сети железных и автомобильных дорог, модернизация терминалов, реконструкция причалов, использование новой специализированной перегрузочной техники) позволят обрабатывать больший объем грузов за меньшее время, что в свою очередь увеличит грузопоток.

Однако вопрос, связанный с инфраструктурой, стоит достаточно остро в данном регионе. Например, здесь плохо развита сеть автомобильных дорог, а качество дорожного покрытия неудовлетворительное. Также, несмотря на то, что ж/д пути играют наиболее существенную роль для портов дальневосточного бассейна, здесь насчитывается большое количество участков с низкой пропускной способностью. Ликвидация «узких мест» на железной дороге и модернизация производственных мощностей портовых терминалов позволит сократить время доставки и улучшит оборачиваемость подвижного состава. Но сделать это будет непросто, потому что для обновления требуется использование дополнительных резервов: привлечение локомотивных бригад, техники, удлинение текущих маршрутов, сохранение провозной способности, наличие возможностей и вспомогательных ресурсов для развития всей инфраструктуры. При этом нельзя забывать об огромных инвестициях в данные проекты, которые ожидаются от государства. В условиях, когда сроки доставки нарушать нельзя, а временного резерва и дополнительных капиталовложений нет, вопрос становится крайне сложным. Актуальной данная проблема остается уже давно, а принимая во внимание динамику роста грузооборота, решать ее необходимо как можно быстрее.

Общий объем финансирования, предусмотренный госпрограммой по развитию инфраструктуры морского транспорта на Дальнем Востоке, составляет 57 млрд руб., в том числе из федеральной казны — 8,8 млрд руб. При грамотном распределении вложений, улучшении припортовых зон и организации эффективной транспортной составляющей, порты несут в себе потенциал для роста показателей и отклик на затраченные инвестиции, что в свою очередь положительно скажется на экономике РФ в целом.

Андрей Груздев, руководитель отдела интермодальных перевозок Itella в России – специально для Morvesti.Ru
ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ