Курс на цифровизацию: новые возможности и IT-решения для рыбной отрасли обсудили на МРФ-2019

11.07.2019   Российская экономика
Курс на цифровизацию: новые возможности и IT-решения для рыбной отрасли обсудили на МРФ-2019 Внедрение цифровых технологий в рыбной отрасли обсудили на круглом столе «Цифровизация как инструмент трансформации рыбохозяйственной отрасли», который прошел в рамках III Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий в Санкт-Петербурге. Организатором мероприятия выступает Федеральное агентство по рыболовству, оператором Форума – Фонд Росконгресс.

Новые возможности для рыбаков, которые не только избавят их от необходимости хранить и вести бумажные документы на борту судна, но и помогут в эффективном и бережном осуществлении промысла, передаче улова на переработку, а также в обеспечении безопасности – это электронный промысловый журнал (ЭПЖ), спутниковый мониторинг, система международной электронной отчетности, использование Big Data и другие самые современные IT-решения и электронные сервисы.

Как подчеркнул начальник ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (ЦСМС) Артем Вилкин, задача – «предоставить рыбацкому сообществу бизнес-решения, которые помогут всем заниматься торговлей, обмениваться информацией».

ЦСМС представил видеофильм об истории развития Отраслевой системы мониторинга (ОСМ), которой в этом году исполнилось 20 лет – от истоков до наших дней. Артем Вилкин рассказал о планах по развитию ОСМ на ближайшие годы.

В активе ЦСМС есть ряд новых или усовершенствованных сервисов. В ближайшие год-два планируется сосредоточиться на их вводе в промышленную эксплуатацию. Безусловно, речь идет об ЭПЖ, который уже функционирует. Так, в обновленных правилах рыболовства для Дальнего Востока появилась норма, позволяющая рыбакам подавать данные о вылове в форме электронного документа с цифровой подписью. В дальнейшем планируется закрепить и регламентировать повсеместное использование ЭПЖ с помощью федерального закона.

«Вторым значимым проектом является портал Отраслевой системы мониторинга, который включает в себя целый ряд подсистем и сервисов. Опытно-промышленная эксплуатация портала ОСМ продлена до конца ноября, нам нужно обязательно доработать все замечания и предложения, которые мы собираем от участников рыбного промысла, а также закрепить использование портала ОСМ нормативными документами. ЦСМС ведет еще ряд проектов, которые в совокупности позволят избавить рыбаков от бумажных документов на борту судна», – сообщил Артем Вилкин.

Генеральный директор АО «Спутниковая система «Гонец» Дмитрий Баканов поделился опытом использования отечественной спутниковой системы «Гонец» в области рыболовства. В ее составе 12 космических аппаратов «Гонец-М» и три наземные станции на территории России. Система передает данные с судов в ФГБУ «ЦСМС». Как рассказал Дмитрий Баканов, использование судовых станций на промысловых судах и парусниках Росрыболовства началось в 2015 году.

«Система „Гонец“ помогает мониторить и контролировать добычу водных биоресурсов, обеспечивать передачу данных в соответствии с национальным законодательством», – отметил он.

Директор по развитию ООО «ГК Технологии трейдинга» Максим Бузмаков рассказал об электронной торговой площадке для реализации водных биоресурсов и продукции из них. По его словам, сервис FishFrom.Net объединяет уже более 2000 судов и 50 продавцов, сайт связан с китайскими электронными площадками-контрагентами. Эксперт продемонстрировал механику торгов на сайте, Личный кабинет рыбака – данные синхронизированы с электронным промысловым журналом. По словам Максима Бузмакова, следующей страной после Китая станет Индия, что разворачивает экспортные возможности для российских рыбаков.

В работе круглого стола приняли участие и зарубежные коллеги. Представитель Королевства Норвегия Торд Мунсен поделился историей введения электронного промыслового журнала в Норвегии, созданного в 2005 году.

«Когда рыба попадает в Норвегию, это регистрируется в электронных журналах. Отчитываясь об улове, мы пишем о месте улова, о его объеме, каждое судно отчитывается об улове на входе и на выходе. Важно работать в рамках единой гармонизированной системы с другими странами», – подчеркнул он. Мунсен уверен, что электронный документооборот в рыбохозяйственной отрасли будет развиваться, но стоит активнее использовать искусственный интеллект, машинное зрение, чтобы полностью оцифровать рыбную индустрию.

Опытом Исландии по цифровизации рыболовства поделилась руководитель отдела надзора Исландской береговой охраны Аслауг Эйр Хёльмгейрсдоттир. Специальная электронная система собирает все данные о вылове, сводит отчеты о продажах и переработке.

«Основа нашей работы – управление в реальном времени с учетом улова: все порты соединены с системой. Информация немедленно выводится в Интернет и каждые шесть часов обновляется, к ней есть открытый доступ», – рассказала она.

По мнению управляющего директора компании BAADER (Германия) Роберта Фоке, возможность проследить всю цепочку производства способствует повышению доверия к продукции. Компания поставляет установки для производства лосося. «Будущее – это электронная передача данных и цифровизация», – уверен он.

Корейская система мониторинга промысла – еще один пример современных технологий в рыбной отрасли. О ней рассказал помощник директора Центра мониторинга рыбного хозяйства Министерства океанов и рыболовства Республики Корея Джонгил Юнг. В стране используют передовые технологии и спутниковую связь для борьбы с ННН-промыслом. Мониторинг ведется круглосуточно по 220 судам, каждое судно выдает минимум десять отчетов, большая часть процессов автоматизирована. Система следит за деятельностью судна, его маршрутом и положением, а инспектор-контролер может видеть обновление данных каждые пять минут.

Участники круглого стола сделали вывод о неизбежности перехода на «цифру» для дальнейшего эффективного функционирования отрасли в условиях ускоряющегося процесса глобализации.

III Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий проходят 10–12 июля 2019 года в Санкт-Петербурге в КВЦ «Экспофорум».

Теги: 
Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Эксперт: существуют три основных проблемы обслуживания танк-контейнеров в России

Эксперт: существуют три основных проблемы обслуживания танк-контейнеров в России Экологические, бюрократические и организационные

В 86 раз выросла чистая прибыль «Совкомфлота» в третьем квартале

В 86 раз выросла чистая прибыль «Совкомфлота» в третьем квартале Движение ставок, продуктивное сотрудничество, новые инвестпроекты и ответственность приносят свои пл...

Российская экономика

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике Арктическим льготы разделят его по категориям.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг. Минэкономразвития внесло в правительство план приватизации.

Транспортная политика

Должности руководителя Росморречфлота и замминистра транспорта разделили

Должности руководителя Росморречфлота и замминистра транспорта разделили Постановлением Правительства

Определены полномочия «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Определены полномочия «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта И изменения в составе рабочего органа

Морские порты

Главный грузовой порт Сахалина оказался под водой

Главный грузовой порт Сахалина оказался под водой Но местные не теряются

Штатное расписание обновили в Группе Новороссийского морского торгового порта (НМТП)

Штатное расписание обновили в Группе Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Люди с опытом




Морской транспорт

Ледокольные паромы для Сахалина вновь «подорожали». Уже на 4 млрд рублей

Ледокольные паромы для Сахалина вновь «подорожали». Уже на 4 млрд рублей Во всем винят санкции

Круизы на пароме Princess Anastasia отменены до 20 ноября

Круизы на пароме Princess Anastasia отменены до 20 ноября Данное решение было принято в связи с проведением внеплановых технических работ.

Речной транспорт

Для доставки в метро проходческого щита продлили навигацию в Московском бассейне

Для доставки в метро проходческого щита продлили навигацию в Московском бассейне Стратегический объект

Экс-управляющего речного порта Уфы обвиняют в причинении убытков на 624 млн руб.

Экс-управляющего речного порта Уфы обвиняют в причинении убытков на 624 млн руб. Недостача основных средств и акций выявлена в ходе сплошной инвентаризации.

Ж/Д транспорт

Тысячу поездов от польско-белорусской до российско-китайской границы отправили РЖД

Тысячу поездов от польско-белорусской до российско-китайской границы отправили РЖД Доставка в 2,5 раза быстрее

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД Особый акцент – на перевозке пассажиров

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...

Байкальское притяжение

Байкальское притяжение Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морски...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...