Почему под Таганрогом «усохло» Азовское море?

03.12.2019   Лента новостей
Почему под Таганрогом «усохло» Азовское море?

В конце ноября в СМИ и социальных сетях появились кадры обмелевшего Таганрогского залива — из-за отступившей воды он временно стал похож на песчаную пустыню. Эксперты ГК «СКАНЭКС» объясняют причины данного явления и показывают, как выглядел Таганрогский залив во время обмеления из космоса.

Мелководный Таганрогский залив Азовского моря (глубины 1-5 м) подвержен сильному влиянию сгонно-нагонных процессов. При ветрах восточных и северо-восточных румбов падение уровня в заливе может достигать 1,5–2,0 м. Соответственно, максимальные нагоны (~1 м) возникают при ветрах противоположных направлений — западном и юго-западном. Однако наиболее опасными, с точки зрения сгонов, являются восточные и северо-восточные ветры (местный ветер «верховка»), хотя при противоположных ветрах бывают и катастрофические нагоны с затоплением прибрежных территорий, как в октябре 1969 г.

Почти две недели над Азовским морем дул сильный восточный ветер (над морем 10-15 м/с с порывами до 20 м/с), что в последней декаде ноября привело к ветровому сгону воды и осушке Таганрогского залива (рис. 1). По данным наблюдений, залив не просто обмелел, а обмелел катастрофически, уровень воды в р. Дон снизился до критической отметки (-110 см). В связи с обмелением реки, приустьевой зоны моря и судоходных каналов было полностью прекращено судоходство. Кроме того, сильный ветер поднимал песок обмелевшего дна моря в воздух и переносил его на значительные расстояния — он заносил прибрежные дома и хозяйственные постройки; такое, например, наблюдалось в Азове, Таганроге и других приморских городах и поселках (рис. 2). Одновременно у другой стороны Азовского моря произошел ветровой нагон и подтопление низких берегов, главным образом на побережье Запорожской области Украины. Однако подобная ситуация продлилась несколько дней, когда ветер стих, вода вернулась обратно.

Данные дистанционного зондирования Земли позволили увидеть динамику этого явления на последовательных снимках, полученных из космоса (рис. 3а-е, 4а, б). На радиолокационных изображениях (РЛИ) сгон воды хорошо виден благодаря тому, что зона осушки выглядит менее шероховатой и отображается тонами от темно-серого до черного. Наоборот, морская поверхность под действием дующего сильного ветра покрывается интенсивным ветровым волнением и отображается более светлыми тонами. Анализ серии РЛИ показал, что вода из залива начала отступать в открытое море 21 ноября (рис. 3б), 22-23 ноября была зарегистрирована максимальная осушка (рис. 3в, г), а 24-25 ноября ветер ослаб, и вода стала быстро возвращаться в Таганрогский залив (рис. 3д, е).

На оптических снимках (синтезированных в натуральных цветах) зона осушки во время сгона воды, отображается светло-коричневатыми цветами, которые соответствуют цвету обнажившихся донных осадков (рис. 4а, б). Ширина осушки у устья р. Дон достигала 15 км и более, у северного берега моря — 2-7 км, у южного берега — до 4 км (море у Таганрога полностью ушло). Площадь осушки, измеренная на снимке Sentinel-2 от 22.11.2019 (рис. 4б), составила более 1 тыс. кв. км, а совместный анализ данных ДЗЗ и батиметрии показал, что ветровой сгон воды достиг критических отметок и составил более 2 м. Кроме того, из-за отрицательной температуры воздуха на открытой воде образовался лед, хорошо различимый на оптических снимках высокого разрешения (рис. 4б).

Сгонно-нагонные колебания уровня Азовского моря — довольно частое явление. Они приводят к проблемам с судоходством, разрушению берегов, перераспределению донных осадков, затоплению прибрежных территорий. Сгоны воды в Азовском море происходят с завидной регулярностью, однако экстремальные обмеления с обширной осушкой наблюдаются не часто, примерно раз в 5-10 лет. Одним из главных факторов, определяющих экстремальность подобных событий, является объем воды, который р. Дон выносит в море и который в этом году значительно уменьшился. А как показал анализ данных ДЗЗ, они представляют собой отличный материал для наблюдения и мониторинга подобных явлений.


Теги: 
Вернуться к разделу Лента новостей

Новости

Лента новостей

«Макаровка» идет на Север

«Макаровка» идет на Север Ректор вуза обсудил сотрудничество с Газпромфлотом, Росатомфлотом и губернатором Мурманска

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки С помощью заданий с погрузчиками, перегружателями, ролл-трейлером и портальным краном

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства Для этого предлагается создать отдельное федеральное учреждение

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства Первый шаг к решению масштабной задачи уже сделан

Морские порты

Как и обещали: прокуратура остановила работу угольного терминала в Находке

Как и обещали: прокуратура остановила работу угольного терминала в Находке Из-за нарушений экологических норм

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50 Контейнерные и наливные, угольные и минудобрений, СУГ и СПГ…




Морской транспорт

Так близко, но так далеко: буксир на Сахалине выбросило на мель в нескольких метрах от берега

Так близко, но так далеко: буксир на Сахалине выбросило на мель в нескольких метрах от берега Спасатели пытаются выгрузить с судна 28 тонн горючего

Второй траулер по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Второй траулер по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это к большому улову

Речной транспорт

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб.

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб. Не зря платили взносы

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения Благодаря новому земснаряду

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана И будет выступать на территории республики как самостоятельный экспедитор

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров А также оптимизирует логистические цепочки

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...