Расчет на эффективное использование портовых мощностей
15.10.2024
Морской порт Таганрог, расположенный в Азовском море по соседству с Мариуполем, в достаточной мере ощутил на себе близость прохождения СВО и опасность атак воздушных и морских БПЛА киевского режима. В первый год военных действий в порту снизилась интенсивность судоходства и, как следствие, грузооборот. Постепенно они стабилизировались, но происходящие события все же заставили одного из крупных портовых инвесторов – Группу «НЛМК» – уйти из порта. О том, как сегодня живет и работает порт, как в нем обеспечивается безопасность мореплавания и перегрузки грузов, рассказывает капитан морского порта Таганрог ФГБУ «АМП Азовского моря» Василий Яранцев.
«МП»: Василий Викторович, как отработал порт по итогам 2023 года – прогнозировали достичь грузооборота в 3 млн тонн, достигли результата? За счет каких грузопотоков? Каковы показатели грузооборота за первое полугодие? Как изменились показатели судозахода?
– Происходящие в последние годы события оказывают непосредственное влияние на работу морской отрасли. В зависимости от региональной специфики действие введенных против нашей страны санкций по-разному сказывается на деятельности портов.
Грузопотоки из порта Таганрог были и ранее в основном направлены в страны Восточного Средиземноморья и Северной Африки, которые не присоединились к санкциям Запада в отношении российских товаров и судов. Традиционная номенклатура грузов не претерпела принципиальных изменений. Ее основу по-прежнему составляют зерновые, уголь и нефтепродукты.
Если говорить о динамике грузооборота за последние годы, то 2022 год характеризовался снижением грузооборота на 40%, до 1,76 млн тонн. В 2023 году грузооборот начал восстанавливаться и составил 2,06 млн тонн. Но говорить о полном восстановлении грузооборота до обычных средних значений в 3 млн тонн пока рано.
Результаты по итогам этого года во многом будут зависеть от рыночной конъюнктуры на перегружаемые грузы.
Прямо пропорционально грузообороту изменяется и количество судозаходов.
«МП»: Какова статистика проверок судов за прошлый год и за первую половину этого года? Какие несоответствия были зафиксированы в отношении судов под флагом РФ и под иностранными флагами за эти периоды? Каков характер основных нарушений, были ли задержания судов?
– Обеспечение безопасности мореплавания и соответствия судов применимым конвенционным требованиям является приоритетом для капитана порта. Проверки судов, оформление приходов и отходов обеспечиваются опытными и профессиональными инспекторами, проходящими регулярную подготовку.
Инспекцией госпортконтроля (ИГПК) в 2023 году проинспектировано 52 судна (в 2022 г. – 55 судов), из них 4 под иностранным флагом. Общее количество замечаний, зафиксированных ИГПК, — 163 (в 2022 г. – 189).
За I полугодие 2024 года ИГПК проинспектировано 23 судна, из них 6 под иностранными флагами, тогда как за первое полугодие 2023 года было осмотрено 38 судов, из них под иностранными флагами – 2 судна. И если в I полугодии прошлого года было выявлено 51 несоответствие, то в этом же периоде текущего года – 65.
В прошлом году основными замечаниями были: нарушения требований Конвенции СОЛАС 19 и 11, на российских судах – 5 нарушений Конвенции КТМС и 5 нарушений в категории «навигация».
Основные замечания текущего года: нарушения требований Конвенции СОЛАС 20 и 9, на российских судах – 8 нарушений Конвенции КТМС, 5 замечаний в категории «навигация», на иностранных судах – 16 замечаний в категории «навигация».
Задержаний судов в 2023 и 2024 годах в порту не было.
«МП»: Чем Вы объясните увеличение объема работы отделов дипломирования, сертификации и выдачи УЛМ и регистрации судов в сложных условиях близости к СВО? Каковы показатели работы отделов в прошлом и в этом году? С чем Вы связываете рост показателей?
– В порту осуществляется оформление всех видов квалификационных документов членов экипажей морских судов, а также выдача удостоверений личности моряка. В последние годы действительно происходило поступательное увеличение количества выдаваемых квалификационных документов и УЛМ.
В 2023 году отделами дипломирования и выдачи УЛМ и МК было выдано: дипломов – 2634 (в 2022 г. – 2280), квалификационных свидетельств – 893 (881), свидетельств на управление маломерным судном – 51 (22), документов специалистов – 1360 (1128), удостоверений личности моряка – 1058 (1159), мореходных книжек – 250 (152). Всего документов было выдано 6385 (5691).
В I полугодии 2024 года также наблюдался рост по отдельным группам выданных документов: дипломов – 1540 (в I полугодии 2023 г. – 1225), квалификационных свидетельств – 640 (672), свидетельств на управление маломерным судном – 22 (27), документов специалистов – 733 (596), удостоверений личности моряка – 596 (539), мореходных книжек – 189 (69). Всего документов за полугодие выдано 3808 (3215).
Законодательство не ограничивает моряков в месте получения необходимых для работы документов. Они пользуются услугами того порта, который удобен, независимо от места проживания, в котором быстро обрабатывают поступающие документы, уважительно относятся к заявителю. Большое значение имеет техническая оснащенность отделов Службы капитана порта с учетом минимизации временных затрат на предоставление услуг. Клиентоориентированные учреждения, по-моему, всегда пользуются повышенным спросом.
В работе отдела регистрации судов значимых изменений не происходило. По состоянию на 31 декабря 2022 года в реестрах морского порта было зарегистрировано 744 судна, на эту же дату в 2023 году – 755 судов.
«МП»: Недавно стало известно, что крупнейший инвестор – Группа «НЛМК» – продал основного портового оператора АО «Таганрогский морской торговый порт» и вышел из порта, решив сконцентрироваться на перевалке грузов в Туапсинском порту. Кто из инвесторов пришел вместо него? Какие операторы портовых терминалов сейчас работают в порту? Изменили ли они характер своей деятельности? Какие инвестпроекты продолжают развиваться, какие приостановлены?
– Действительно, в 2022 году сменились владельцы двух из четырех операторов морских терминалов порта. Оба терминала являются универсальными. Оставшиеся два – специализируются на зерновых грузах и нефтепродуктах.
Следует отметить, что с началом СВО функционирование морских портов и судоходство в бассейне Азовского моря осуществляются под давлением внешних ограничивающих факторов. Тем не менее, новые собственники терминалов ведут активную работу по увеличению грузооборота и расширению номенклатуры грузов. Надеемся в ближайшее время увидеть позитивные результаты их работы.
Сейчас АО «ТМТП» проводит активную подготовительную работу по расширению номенклатуры обрабатываемых грузов. Так, получены лицензии на обработку грузов, ранее в порту не перерабатывавшихся. Смонтировано оборудование и получены документы на обработку грузов по прямому варианту с железнодорожных составов.
В силу того, что порт Таганрог находится в историческом центре города, возможности по сооружению новых причалов и модернизации подъездных путей значительно ограничены. В настоящее время приостановлен проект постройки двух причалов на основе Северного мола. Выход пока видится в более эффективном использовании имеющихся мощностей, привлечении высокотарифных грузов.
«МП»: На Ваш взгляд, каковы перспективы развития в порту пассажирских перевозок? Что для этого нужно сделать и что делается? Усложнит ли развитие данного вида перевозок работу Службы капитана порта и других служб в порту?
– С возрождением пассажирских перевозок в Ростовской области и Азово-Черноморском бассейне Таганрог имеет все шансы стать жемчужиной круизных и регулярных маршрутов. Первой ласточкой стали несколько заходов в порт в 2020 году новейшего круизного теплохода «Мустай Карим». Обслуживать судно пришлось на единственном грузо-пассажирском причале.
Сегодня круизные суда принимаются на плавучем причале, построенном в 2023 году и специально предназначенном для пассажирских судов. В этом году порт принял три пассажирских судна с туристами, планируется еще два захода.
Правительством Ростовской области предпринимаются шаги по налаживанию регулярных пассажирских перевозок. С этой целью создана судоходная компания «Дон», для которой приобретены и уже эксплуатируются на речном участке два судна на подводных крыльях типа «Валдай». Ожидается поставка судов типа «Метеор», способных выходить в морские районы. Наверняка Таганрог займет достойное место в расширяющейся маршрутной сети.
Морские порты №6 (2024)