Морской порт Певек – опорный пункт системы безопасности мореплавания в Арктике
26.06.2018
Самый северный порт России – морской порт Певек, расположенный в Чауской губе Восточно-Сибирского моря (Чукотский автономный округ), имеет особое социально-экономическое и геополитическое значение для страны. Развитие порта рассматривается в глобальном контексте, связанном с масштабной и многосторонней программой освоения Арктики, включающей разработку материковых и шельфовых месторождений, развитие Северного морского пути и реализацию других проектов, в том числе в области научных исследований, экологии и арктического туризма. О работе Службы капитана морского порта Певек с учетом перспектив его развития рассказывает и.о. капитана порта Олег Клюйков.
«МП»: Олег Эдуардович, каково сегодня значение порта Певек для региона?
– Морской порт Певек еще в 70-е годы прошлого века открыт для захода всех типов судов, в том числе для атомного флота. В прошлом году порту исполнилось 65 лет, из которых большую часть времени он работал как морской арктический порт Дальневосточного пароходства.
В связи с развитием промышленности на Чукотке в 80-е годы порт перерабатывал до 700 тысяч тонн грузов и использовался как базовый порт по доставке оборудования и необходимого провианта на полярные станции Северного полюса. В 1982 году за большие успехи, достигнутые в обеспечении перегрузки народнохозяйственных грузов, Морской торговый порт Певек как предприятие был удостоен высокой правительственной награды – ордена «Знак Почета».
Сегодня порт по-прежнему играет роль основного связующего звена для обеспечения жизнедеятельности Чаунского и Билибинского районов Чукотки, региона, не имеющего автомобильного и железнодорожного сообщения.
Экономический рост региона за счет работающих золоторудных месторождений Купол, Двойное, Майское, перспективная разработка золото-медного месторождения Песчанка и роль порта как связующего звена предполагают динамичное развитие порта.
Год назад на морской порт Певек распространился режим свободного порта. Новый статус делает порт более привлекательным для инвестиций и открывает возможности развития территорий опережающими темпами.
«МП»: Какую роль играет порт в государственных программах развития Северного морского пути и освоения арктического шельфа?
– Развитие морского транспорта России в контексте возобновления движения по Северному морскому пути открывает перспективы и для порта Певек. На всем протяжении арктической магистрали Певек обладает самыми глубоководными причалами и является наиболее механизированным портом. Однако для более полного обслуживания судов необходимо улучшать инфраструктуру порта.
Для освоения арктического шельфа сейчас в порту может проводиться смена экипажей судов, обслуживающих буровые, и пополнение судовых запасов. Перспективы порта также связаны со строительством ремонтной базы и увеличением количества судов портового флота, обслуживающих транспортные суда.
Сегодня в порту работает один буксир-кантовщик проекта 04983 мощностью 1180 кВт. Также на районном участке «Певек» ГУП ЧАО «Чукотснаб» нужно иметь топливо для бункеровки транспортных судов, поскольку флотский мазут на Чукотку не завозится, и, соответственно, бункеровочные операции в порту не производятся.
«МП»: Какова интенсивность судоходства, основные направления перевозок и типы обслуживаемых в порту судов? Сколько и какие виды грузов перерабатываются сегодня портом?
– Певек посещают от 70 до 85 судов за навигационный период. В основном это суда, перевозящие сухие грузы, но обрабатываются и танкеры.
Движение судов выполняется по двум основным направлениям – западному и восточному. Первый маршрут проходит через порты Мурманск, Архангельск, Сабетта, Зеленый Мыс в Певек и обратно, второй ― через порты Дальнего Востока России в порты КНР, Республики Корея, США.
В 2017 году грузооборот порта Певек составил около 400 тысяч тонн, что ненамного превышает показатели предыдущих годов: 2014 г. – 393 тыс. тонн, 2015 г. – 365 тыс. тонн, 2016 г. – 344 тыс. тонн. В последние два-три года номенклатура грузов изменилась в связи с завозом стройматериалов для строительства инфраструктуры плавучей атомной электростанции и реализации проекта реконструкции причалов.
Основные виды грузов – генеральные, контейнерные, уголь, песок, щебень и нефтепродукты легких сортов.
«МП»: В чем особенности навигации в порту? Какие природные и климатические явления накладывают дополнительные требования на работу Службы капитана порта? И в каком состоянии находится навигационное оборудование?
– Морской порт Певек построен с учетом естественных природных условий, его акватория защищена от неблагоприятных климатических воздействий – сильного ветра и ледовой нагрузки – рельефом береговой полосы и островами Большой и Малый Роутан.
Основная особенность морского порта Певек заключается в том, что это замерзающий порт, ледокольная проводка в нем не осуществляется. Навигация в морском порту открыта с июля по октябрь. В случае благоприятной ледовой обстановки период навигации может быть расширен.
В акватории порта в летние месяцы встречаются плавающие льдины при ветрах северных направлений. Наблюдаются сгонно-нагонные колебания уровня моря, достигающие при нагоне воды 2 метров, при сгоне – 1,4 метра от среднего уровня. При скорости ветра 15 м/с ветровое течение достигает скорости 1,5 узла.
Сильный ветер юго-восточного направления порывами до 40 м/с и выше, а также постоянные переменные течения вдоль причалов порта накладывают дополнительные требования на Службу капитана порта в плане безопасности мореплавания при швартовке судов к причалам, а также во время стоянки на якоре в районах якорных стоянок.
Все действующее в акватории порта СНО принадлежат ФГУП «Гидрографическое предприятие». Обслуживание СНО производит Певекский лоцмейстерско-гидрографический отряд. В настоящее время на навигационных знаках осуществляется модернизация оборудования, которая включает в себя замену устаревших световых систем на новые системы АИП СНО. Это экологически чистое оборудование, включающее солнечные панели, аккумулятор и светодиодные фонари.
Процесс замены светового оборудования створных знаков выполняется таким образом, что на обеспечение безопасности мореплавания не влияет. В планах – установить АИП СНО на все светящиеся знаки как в акватории порта, так и на протяжении всего Севморпути.
«МП»: Что представляет собой инфраструктура морского порта, в каком она состоянии? Сколько судов может принимать порт одновременно и сколько судов могут разместиться на рейде?
– Площадь акватории морского порта составляет 79 кв. км, площадь территории порта – 19 га. В порту имеется три причала общей протяженностью 500 метров. На данный момент производится реконструкция причалов №1 и №2. В навигацию 2017 года переработка грузов производилась на причале №3, проектная глубина у причала – 7,8 метра.
Также в порту действует нефтебаза, имеющая причальный фронт длиной 104,3 метра. Что касается рейдового комплекса, то он включает пять якорных стоянок с глубинами от 15 до 30 метров. Район якорной стоянки №1 предназначен для сухогрузов, №2 – для сухогрузов и ледоколов, №3 – для судов с грузами «ВВ» и «СВ» и судов с ЯЭУ, №4 – для танкеров, №5 – для карантинной стоянки судов.
При трех работающих причалах морской порт принимал одновременно по три судна, в эту навигацию – по одному. В советское время на рейде стояло до 18 судов.
«МП»: На какой стадии находится проект реконструкция причалов №1 и №2? Насколько изменятся технические характеристики морского порта по окончании работ?
– Реконструкция причалов выполняется в соответствии с ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Государственным заказчиком по реализации мероприятия «Реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Певек, Чукотский автономный округ» выступает ФКУ «Дирекция госзаказчика». Работы по реконструкции объекта проводит ООО «ГАСК» в соответствии с государственным контрактом.
Проект подразумевает не только увеличение глубин у причалов, но и модернизацию инфраструктуры: устройство подкранового пути общей длиной 359,5 метра, перенос портальных кранов на новый подкрановый путь, оснащение причалов современным электрооборудованием и другие работы.
Дноуглубления проект не предусматривает. Строительно-монтажные работы по устройству шпунтовой стенки выполнены на расстоянии 1,72-9,36 метра перед существующими причалами №1 и №2. Таким образом, глубины у причала увеличатся естественным путем.
После ввода в эксплуатацию причалов №1 и №2 глубина составит от 10,5 до 11 метров. Это даст возможность обслуживать суда большей грузовместимости. Завершение работ запланировано на 2018 год.
Нужно отметить, что увеличение грузооборота в первую очередь зависит от развития добывающей промышленности, освоения новых месторождений и реализации других проектов.
«МП»: Расскажите о проекте уникальной плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» и ее базировании в порту Певек. Как продвигается работа по созданию береговой инфраструктуры и как запуск станции отразится на работе порта?
– Строящаяся ПАТЭС будет введена взамен Билибинской АЭС, которая уже выработала срок эксплуатации (часть реакторов на ней уже остановлена, а полностью ее планируют заглушить к 2022 году). Новая станция – это уникальный проект, основные преимущества которого –отсутствие необходимости инвестиций в капитальное строительство и высокотехнологическое производство в арктических условиях.
ПАТЭС строят на специализированном предприятии, а затем она будет транспортирована в порт. На станции будет работать два реактора мощностью 40 МВт каждый, этого будет достаточно для обеспечения энергией двух промышленных районов – Чаунского и Билибинского.
На данный момент ведутся работы по строительству береговой инфраструктуры ПАТЭС. Построено 260-метровое причальное сооружение. Сдача этого объекта запланирована на 2019-2020 годы. Очевидно, при запуске ПАТЭС грузооборот в порту уменьшится на количество угля, завозимого на нужды города Певек.
Все, что связано с безопасностью мореплавания на стадии утверждения проекта, с нами согласовано. Вопросы, возникающие по ходу строительства, прорабатываются на совместных встречах. Так, в сентябре 2017 года была созвана рабочая группа под председательством заместителя директора по безопасности филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» для определения границ безопасности для ПАТЭС.
Нами было внесено предложение по более детальному описанию границ зоны безопасности в акватории морского порта Певек, а рекомендации – одобрены и внесены в итоговый документ.
«МП»: Олег Эдуардович, в каком режиме ведется государственный портовый контроль и каковы основные замечания при осмотрах судов?
– Инспекция государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана морского порта Певек в навигационный период несет круглосуточную вахту, инспектируя суда во время стоянки у причала или на рейде. Руководство осуществляется капитаном порта.
В целях повышения квалификации инспекторы ГПК периодически проходят обучение (с выездом или дистанционно) и участвуют в программах по обмену опытом с коллегами из других служб.
Суда, приходящие в морской порт, оформляют приход в инспекции ГПК. При необходимости инспектор производит осмотр судна с составлением акта, где указывает выявленные нарушения и замечания.
Основные замечания, выявленные на судах в последнее время, относятся к таким категориям, как «остойчивость и конструкция», «радиооборудование», «навигация», «аварийные системы», «средства борьбы с пожарами», «предотвращение загрязнения МАРПОЛ», «условия жизни и труда».
«МП»: Как осуществляется контроль за соблюдением экологического законодательства?
– В морском порту Певек контроль за соблюдением требований национального и международного законодательства в области экологии осуществляется на основании таких федеральных законов, как 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации», а также в соответствии с приказом МПР России от 03.03.2003 г. №156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 г. №1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальной и прилежащей зоне Российской Федерации», в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Певек, Международной конвенцией МАРПОЛ 73/78 с приложениями I-V.
Организации, осуществляющие производственную деятельность в морском порту Певек, должны иметь план ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ЛАРН). Капитан порта проверяет наличие планов ЛАРН и присутствует при проведении учений согласно графикам, указанным в планах.
Надо отметить, что, согласно Полярному кодексу, в акватории порта нефть и тяжелые сорта нефтепродуктов не перевозятся. А суда, осуществляющие переход по Севморпути, должны соответствовать требованиям Полярного кодекса, которые включают такие положения, как укомплектованность экипажа, его специальная подготовка, наличие дополнительного оборудования и снабжения, соответствующие требования к механизмам и системам, к спасательным средствам.
Морские порты №9 (2017)