Порт Поронайск: первый этап программы развития - Морские вести России

Порт Поронайск: первый этап программы развития

25.07.2018

Порт Поронайск: первый этап программы развития

«Порт Поронайск» – оператор морского терминала в Поронайском порту, расположенном в заливе Терпения на о. Сахалин, – сменил собственника в ноябре 2015 года. Им стал холдинг «Развитие транспортных проектов». С того момента ООО «Порт Поронайск», входящее в холдинг, занимается восстановлением портовой инфраструктуры на основе разработанной глобальной программы модернизации порта, рассчитанной до 2025 года и предполагающей объем инвестиций в размере более 20 млрд рублей.

О том, как проходит первый этап реализации этой программы и что планируется на 2018 год, рассказывает директор ООО «Порт Поронайск» Алексей Ферт.

«МП»: Алексей Викторович, напомните основные этапы разработанной программы модернизации порта Поронайск.

– С учетом географического расположения морского порта Поронайск, особенностей транспортных потоков в регионе и потребностей Сахалинской области в поставках товаров и грузов нами была разработана глобальная программа реконструкции и модернизации порта. Она рассчитана до 2025 года, предусматривает инвестиции в размере 20 млрд рублей и разбита на три этапа.

На первом этапе – до 2019 года – в порту будет проведена реконструкция существующей инфраструктуры, восстановлен рыбный терминал и на новой площадке построен терминал навалочных грузов. На данном этапе будут построены универсальный и бункеровочный причалы, модернизированы инженерные системы и коммуникации порта.

На втором этапе – до 2022 года – программой предусмотрены масштабные мероприятия по созданию международного логистического центра с крытыми складскими помещениями и открытыми складами, строительство судоремонтного центра и терминала для обработки сыпучих грузов.

На третьем этапе – до 2025 года – в случае присоединения муниципального образования Поронайский городской округ к режиму порто-франко в порту предусматривается возведение нефтеналивного терминала и резервуарного парка для хранения агрессивных химических веществ. По нашим расчетам, в результате реализации программы объем перевалки грузов в порту Поронайск должен вырасти практичес­ки с нулевых показателей до 3-4 млн тонн в год.

«МП»: Как сегодня реализуются планы первого этапа? Как идут работы и что сделано?

– Можно сказать, что работы по модернизации и реконструкции порта Поронайск идут по плану. Однако нужно отметить, что темпы реализации программы соответствуют тому состоянию порта, в котором он достался новому собственнику, и тем задачам, которые обозначены в стратегии его развития.

Сначала нами была проделана огромная работа по аудиту, освидетельствованию мощностей порта и получению необходимой документации. После этого мы приступили к реализации первого этапа комплексной программы реконструкции и развития порта.

Весной 2017 года после проведения переговоров с проектными организациями и институтами управляющая компания «Порт Поронайск» подписала договор на предпроектные работы по реконструкции существующих мощностей, воссозданию рыбного терминала и строительству нового района порта с компанией «Балтморпроект».

Существующий на Сахалине дефицит терминалов для рыболовных судов приводит к тому, что значительная часть улова продается в открытом море без захода в порт. Рыбный промысел нуждается в таких портовых услугах, как предоставление инвентаря для лова и средств охлаждения рыбы, обеспечение оперативного приема и качественного хранения рыбной продукции, а также своевременной перегрузки товара на другие виды транспорта, в том числе автомобильный и железнодорожный.

Дополнительными условиями качественного обслуживания рыбаков в портах является наличие возможностей для технического обслуживания судов, санитарной обработки оборудования, межрейсового ремонта рыболовного флота и отдыха для экипажей. В идеале современный рыбный терминал также должен иметь производственные мощности по оказанию услуг по первичной переработке продукции: разделке, филетированию, быстрой заморозке и упаковке.

Учитывая актуальные потребности рыбных хозяйств и огромный потенциал развития рыбной отрасли в регионе, мы и запланировали строительство многофункционального рыбного терминала, поскольку заинтересованы в участии в региональной программе по созданию на Сахалине рыбного кластера.

В настоящее время морской порт Поронайск осуществляет обслуживание рыбных судов в минимальном объеме. Современный, высокотехнологичный рыбный терминал обеспечит повышение качества, увеличение мощностей и объема оказываемых услуг для компаний, осуществляющих добычу, хранение и переработку рыбы и других водно-биологических ресурсов.

«МП»: Что предусматривает проект восстановления рыбных мощностей?

– Проект рыбного терминала направлен в первую очередь на улучшение логистических возможнос­тей порта. Планируется, что новый рыбный терминал будет оборудован складами общей площадью более 20 тыс. кв. метров, включая морозильники и льдогенераторы. В составе комплекса предусмотрено строительство площадок для стоянки автомобилей, автовозов и авторефрижераторов.

Одним из преимуществ некогда крупнейшего в регионе по объему перевалки грузов порта Поронайск является доступ к транспортной сети острова – он расположен в непосредственной близости автомобильных дорог и железнодорожной ветки.

В рамках создания терминала планируется восстановление железнодорожных путей и производственно-погрузочного комплекса для обеспечения оперативных перегрузок продукции в вагоны.

В целом для расширения про­пускной способности порта будут реконструированы и проведены мероприятия по углублению суще­ствующих причалов. Обновленные причалы обеспечат до 8 тыс. судозаходов в год.

«МП»: Как Вы оцениваете предварительные итоги 2017 года? Что планируете на следующий год?

– На сегодняшний день размер вложенных инвестиций в реконструкцию порта составил более 120 млн рублей. На предприятии создано более 20 рабочих мест. Практически завершена реконструкция административного здания. Начаты ремонтные работы по восстановлению инфраструктуры, ведется подготовка к реконструкции причалов и дноуглубительным работам.

До конца 2019 года мы должны восстановить все инженерные системы и коммуникации.

Необходимо понимать, что морской порт Поронайск в свое время представлял собой крупное предприятие с богатой инфраструктурой: с корпусами производственных зданий, зданиями механических мастерских, дизельным цехом, судоподъемными устройствами, портальными и плавучими кранами. Текущее состояние инфраструктуры требует кардинального восстановления, на которое требуется определенное время.

Начало процесса перевалки грузов в морском порту Поронайск неразрывно связано с успешной реализацией первого этапа программы модернизации и реконструкции порта. Учитывая, что окончание указанного этапа запланировано до конца 2019 года, можно говорить о том, что перевалка первых грузов произойдет в эти же сроки.

В рамках стратегии реализации проекта ООО «Порт Поронайск» сменило адрес регистрации и в настоящий момент зарегистрировано по месту нахождения, в г.Поронайске Сахалинской области. Помимо того что мы считаем, что все налоги необходимо платить там, где осуществляется основная деятельность, регистрация компании в Поронайске будет способствовать получению статуса регионального инвестиционного проекта.

Пакет документов для получения этого статуса в настоящее время находится в заключительной стадии подготовки. После всестороннего анализа предпроектной документации мы планируем подготовить и подать в Росморречфлот декларацию о намерениях инвестирования в строительство новых перегрузочных мощностей. Планируем этот этап на начало 2018 года.

Морские порты №10 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ