Главный порт Приморского леспрома - Морские вести России

Главный порт Приморского леспрома

12.11.2018

Главный порт Приморского леспрома

Морской порт Ольга является одним из ключевых индустриальных портов Приморского края, специализирующихся на экспорте продукции предприятий лесной и горнорудной промышленности. О том, как развивается порт сегодня и как в нем обеспечивается безопасность мореплавания, рассказывает капитан морского порта Ольга филиала ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Ольга Николай Дегтеренко.

«МП»: Николай Михайлович, напомните, в чем особенности морского порта Ольга и каковы основные тенденции его развития?

– Помимо климатических и гидрологических особенностей, основным отличием порта Ольга от других портов региона является его протяженность. Кроме порта в поселке Ольга в его границы входят три терминала – Пластун, Рудная Пристань и Светлая, находящиеся на значительном удалении друг от друга. Между южными и северными границами порта расстояние 400 км.

Инфраструктуру порта составляют 11 причалов общей протяженностью более 1,5 км (три причала в Ольге, пять в Пластуне, два в Рудной Пристани и один в Светлой). Порт способен принимать суда осадкой до 8 метров и длиной около 200 метров, одновременно – до 10 судов. Площадь крытых складов составляет порядка 5,5 кв. км, открытых – 133 кв. км. Пропускная способность порта – порядка 2,5 млн тонн в год.

В порту осуществляется буксирное обеспечение судов, за исключением терминала в Рудной Пристани. Порт имеет возможности для пополнения запасов продовольствия, топлива, пресной воды, проведения ремонта оборудования и водолазного осмотра судна.

Морской порт Ольга уверенно развивается и потенциал его еще далеко не исчерпан. Исторически порт является основным транспортным узлом на севере Приморского края. О динамике его развития свидетельствует статистика. Если в 2015 году грузооборот порта достигал порядка 1,4 млн тонн, то в 2016 году показатели выросли до 1,7 млн тонн, а в 2017 году – до 1,9 млн тонн, из которых 0,4 млн тонн составили транзитные грузы. В текущем году динамика роста сохраняется. Более 85% грузов составляет лес и продукты его переработки, около 10% – химическая продукция, остальное – рыба и генеральные грузы.

Порт обладает необходимыми мощностями для переработки данного объема грузов. Что касается его перспектив, то они напрямую зависят от промышленного роста в регионе и в этом отношении выглядят оптимистично. Курс на развитие промышленности на Дальнем Востоке был четко обозначен президентом РФ на очередном Восточном экономическом форуме. Очевидно, что в свете государственных программ по развитию промышленного сектора региона, в том числе за счет реализации льготных режимов для инвесторов, значение порта как экспортного звена в международном товарообороте будет возрастать.

«МП»: Какие основные транспортные направления обслуживает порт? Достаточны ли возможности системы морских пунктов пропуска в порту?

– В морском порту осуществляются операции с генеральными, навалочными, горнорудными, лесными, насыпными и опасными грузами. Ежегодная статистика – более тысячи судов, в основном балкеры. В 2016 году было совершено 2228 заходов судов, в 2017 году – 2216, за девять месяцев 2018 года – 1624.

Большую часть судов принимает морской терминал в Пластуне, четверть – порт Ольга, остальные – Рудная Пристань и Светлая. Основная специализация терминалов – лесная продукция, идущая на экспорт в Японию и Китай, а также в приморские порты для дальнейшей переработки.

Терминал Рудная Пристань работает главным образом с экспортом борной и серной кислоты. Кроме того, терминалы принимают рыбную продукцию и импортные грузы. Экспортные линии обслуживают как отечественные, так и иностранные суда. Каботажные перевозки выполняются шестью судами одной из лесопромышленных компаний.

Рост промышленного производства и новые экспортные потребности предполагают более интенсивную работу на зарубежных направлениях. Поэтому в целях реализации государственных программ по развитию промышленного сектора региона был разработан проект открытия пункта пропуска через государственную границу РФ в морском терминале Рудная Пристань.

Сегодня он выходит на завершающую стадию. Проведено два совещания по данному вопросу на уровне губернатора Приморского края, документы направлены на рассмотрение в Правительство РФ.

«МП»: Какие, по Вашему мнению, первоочередные административные и технические задачи необходимо решить для увеличения эффективности работы порта?

– Как известно, одним из основных препятствий развитию порта являются небольшие глубины акватории. Однако в этом направлении уже проделана значительная работа, а ряд проектов реализуется в данный момент.

Так, за последние два года за счет средств стивидоров были проведены дноуглубительные работы на трех терминалах – в Пластуне, Рудной Пристани и Светлой. В результате была существенным образом увеличена глубина у причалов, например в Пластуне – с 7 до 9 метров.

В связи с проведением дноуглубительных работ в морском терминале Светлая решается вопрос по заходу в терминал судов большей валовой вместимости – в Минтранс России направлены документы для внесения изменений в «Обязательные постановления в морском порту Ольга».

Что касается развития портовой инфраструктуры, то она также модернизируется и тоже за счет частных инвестиций. Например, в порту Ольга стивидором подготовлена площадка для отгрузки морским транспортом мраморной крошки и щебня. Планируемое начало отгрузки – ближайшие 3-6 месяцев.

«МП»: Какая работа ведется в части контроля за соблюдением экологического законодательства?

– Контроль за соблюдением экологического законодательства – одна из основных задач Службы капитана морского порта. Мы ведем эту работу, опираясь на соответствующие законы и нормативные акты: №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации», приказ МПР России от 03.03.2003 г. №156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», постановление Правительства РФ от 14.11.2014 г. №1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Служба капитана порта тесно сотрудничает с Росприроднадзором и активно участвует в межведомственных и общественных мероприятиях экологической направленности, которые регулярно проходят в районе. Кроме того, мы оперативно реагируем на сигналы о загрязнении акватории порта и в зависимости от ситуации прорабатываем решение проблемы с другими инстанциями. Используя служебный катер, нам удается вести контроль за всей многокилометровой акваторией морского порта.

«МП»: В каком режиме Службой капитана порта осуществляется государственный портовый контроль? И как в целом организована работа по обеспечению безопасности мореплавания?

— Ежедневно инспекция государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана морского порта Ольга ведет оформление приходов и отходов судов. Инспекции ведутся во всех четырех терминалах у причалов и на рейде. Основные замечания ИГПК относятся к таким категориям нарушений, как навигация, готовность спасательных средств, пожарное оборудование, условия жизни и труда экипажа.

Для повышения квалификации инспекторы ИГПК регулярно в плановом порядке проходят необходимое по штатным требованиям обучение. Несколько инспекторов в последнее время прошли обучение на получение квалификации для проведения инспекций иностранных судов в соответствии с Парижским и Токийским меморандумами. Сотрудники инспекции регулярно посещают квалификационные семинары в России и за рубежом, в последние годы это были рабочие командировки в Пекин, Токио и Сидней.

Безопасность мореплавания в акватории морского порта – это приоритетное направление деятельности Службы капитана порта, которое реализуется в строгом соответствии с утвержденным комплексом законов и нормативов. Работа Службы основана на положениях федеральных законов от 08.11.2007 г. №261 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30.04.1999 г. №81 «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», «Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» (приказ Минтранса России №140), «Обязательных постановлений в морскому порту Ольга» (приказ Минтранса России № 344), распоряжениях капитана морского порта Ольга.

После того как в 2016 году в районе морского терминала Пластун ФГУП «Росморпорт» была построена и введена в эксплуатацию станция ГМССБ, показатели работы Службы были значительным образом улучшены. Что касается необходимого навигационного оборудования, то оно находится в исправном состоянии.

Для улучшения системы обеспечения безопасности мореплавания Служба капитана порта тесно сотрудничает с МЧС и Спецморинспекцией, проводя совместные совещания, рейды и учения. Отмечу, что ключевую роль в данном направлении играет ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики», чьи приказы и распоряжения мы реализуем в своей работе.

Морские порты №7 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ