Приоритетная цель – обеспечение безопасности мореплавания в портах Каспийского бассейна - Морские вести России

Приоритетная цель – обеспечение безопасности мореплавания в портах Каспийского бассейна

21.03.2021

Приоритетная цель – обеспечение безопасности мореплавания в портах Каспийского бассейна

Одним из важных факторов успешного функционирования воднотранспортной системы России на Каспии является безопасность мореплавания, во многом зависящая от работы береговых служб. Это в полной мере понимают в коллективе Администрации морских портов Каспийского моря, куда входят порты Астрахань, Оля и Махачкала. В 2020 году подразделения администрации успешно выполнили все намеченные планы и мероприятия по столь важному параметру деятельности. О предварительных итогах работы АМП в уходящем году корреспонденту журнала «Морские порты» Наталье Мироновой рассказал руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря» Магомед Абдулатипов.

«МП»: Магомед Алиевич, в конце года принято подводить предварительные итоги работы. Каким был 2020 год для АМП Каспийского моря и входящих в нее портов?

– 2020 год испытал всех нас на прочность, в том числе и коллектив АМП Каспийского моря. Нам пришлось перенести некоторые запланированные мероприятия на более поздний срок, например тренировочные учения по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Астрахань. Как и во многих организациях страны, в условиях пандемии ряд наших сотрудников был переведен на удаленный режим работы. Но мы справились с этим, благо технологии, которые используются в наших подразделениях, позволяют обеспечивать взаимодействие на расстоянии, в режиме онлайн.

Кстати, несмотря на объективные сложности, год оказался более результативным, чем предыдущий, по многим параметрам работы подведомственных портов и деятельности АМП. По результатам 11 месяцев 2020 года наблюдается рост числа судозаходов и грузооборота во всех российских портах Каспия.

Так, в порт Оля совершено 429 судозаходов (+24%), за аналогичный период 2019-го – 345, 2018-го – 395. В порту Астрахань число судозаходов составило 8286 единиц (+4%), в 2019-м – 7990, в 2018-м – 7819. В процентном соотношении наибольший рост по судозаходам показал порт Махачкала: в 2020 году за 11 месяцев в порт был совершен 2201 судозаход (+58%), тогда как в 2019-м – 1395 (+99% к 2018 году), в 2018-м – 701 судозаход.

Радует, что растут показатели и по грузообороту. За 11 месяцев 2020 года все три порта переработали 7,42 млн тонн грузов, что на 12% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (6,65 млн тонн).

В том числе порт Махачкала переработал 4,62 млн тонн (+11%). В структуре его грузооборота преобладают наливные грузы: 3,96 млн тонн против 663 тыс. тонн сухих грузов. Иная картина в структуре грузооборотов портов Астрахань и Оля. Порт Астрахань переработал 2,22 млн тонн (+12%), из них сухих грузов – 1,91 млн тонн, наливных – 309 тыс. тонн. Порт Оля перегрузил 581 тыс. тонн грузов (+17%), из них сухих – 564 тыс. тонн, наливных – 17,5 тыс. тонн. Наливные грузы стали новой единицей номенклатуры в грузообороте этого порта за последние три года.

Мы уже рассказывали читателям «МП» о планах развития портов Оля и Махачкала. Реализация этих планов позволит значительно увеличить грузооборот российских портов Каспийского бассейна.

«МП»: Порт Астрахань, несмотря на его солидный возраст и расположение в городской черте, из года в год сохраняет стабильный грузооборот. Что способствует его успешной работе и каковы его перспективы на ближайшее будущее?

– Перспективы развития порта Астрахань связаны с дальнейшим строительством и модернизацией объектов портовой инфраструктуры. Но в отличие от портов Махачкала и Оля он не имеет возможностей для расширения, поскольку располагается в городской черте, что ограничивает развитие портовой инфраструктуры и создает дополнительную нагрузку на городские транспортные сети.

В порту отсутствует единая причальная стенка, а инфраструктура располагается на разных площадках, расположенных на берегах Волги, где работает более 20 перевалочных комплексов и судостроительно-судоремонтных заводов.

Генеральным планом развития города Астрахани до 2025 года предусмотрено сохранение и развитие портово-промышленных зон на правом берегу Волги и завершение портовой деятельности на территориях, расположенных в центральном планировочном районе города на левом берегу Волги, где в настоящее время размещается большинство перегрузочных комплексов порта. Планом развития предусматривается перебазирование мощностей на существующие площадки в правобережной части города, а также в порт Оля.

Тем не менее, порт Астрахань сохраняет грузооборот благодаря судоходству, которое не сократилось, несмотря на вводимые ограничения в связи с пандемией коронавируса. Продолжается движение грузов по железной дороге.

Известно, что в лучшие для порта годы его максимальный грузооборот составлял 7 млн тонн. Пока этой цифры не удается достичь. Предприятия, работающие в порту, несколько лет назад значительно сократили объемы перевалки в связи с санкциями западных стран, которые были применены к Исламской Республике Иран и, соответственно, к получателям грузов, перерабатывавшихся в то время в Астрахани.

Однако в течение последних лет порту удается держать грузооборот на одном уровне. Этому способствовали и отмена санкций, и частично изменение географии поставок. Основная доля в структуре грузооборота по-прежнему приходится на зерно – более 55%, продукты питания составляют более 15%, пиломатериалы – более 11%. Свыше 90% всех грузов по-прежнему идет в иранском направлении.

«МП»: В чем заключаются особеннос-ти работы Службы капитана порта Астрахань?

– Астрахань – лидер по числу судозаходов среди трех портов АМП. Служба капитана порта работает очень интенсивно. Одним из структурных подразделений Службы является инспекция государственного портового контроля (ИГПК). Она состоит из 22 квалифицированных специалистов, которые круглосуточно осуществляют контроль за судами, находящимися в порту и выходящими в море, и ведут централизованный учет такого контроля.

За 11 месяцев 2020 года ИГПК порта Астрахань проведено осмотров и контрольных осмотров судов 943, в 2019-м – 721, в 2018-м – 373. При осмотрах за три года выявлено 8152 недостатка: за 11 месяцев 2020 года – 2080, в 2019-м – 3089, в 2018-м – 2983.

Впрочем, в напряженном графике трудятся ИГПК и двух других портов АМП. В порту Махачкала инспекторами за 11 месяцев 2020 года осмотрено 95 судов, в 2019-м – 106, в 2018-м – 61. При осмотрах судов выявлено недостатков: за 11 месяцев 2020 года – 202, в 2019-м – 319, в 2018-м – 354.

В порту Оля инспекторами за 11 месяцев 2020 года осмотрено 83 судна, в 2019-м – 101, в 2018-м – 103. При этом выявлено недостатков: за 11 месяцев 2020 года – 215, в 2019-м – 332, в 2018-м – 427.

Во всех портах суда осматриваются инспекторами ГПК в случаях отсутствия судовых документов, несоблюдения требований международных конвенций, а также если у инспекторов есть основания полагать, что судно не соблюдает правила безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов. Регулярно проводятся плановые и контрольные осмот-ры судов на предмет соблюдения экипажами международных конвенций и национального законодательства в области охраны окружающей среды.

Кстати, приведу пример, связанный с несоблюдением правил обеспечения безопасности мореплавания. В начале декабря 2020 года в Наримановском районе Астраханской области во льдах застряли шесть судов. Четыре из них, груженные кукурузой и соей, следовали в Иран. Навигация на Волге из-за наступивших морозов была закрыта со 2 декабря, и суда не имели права двигаться без сопровождения ледокола. Но они шли на свой страх и риск.

Сначала встал один теплоход, на нем в связи со сложной ледовой обстановкой произошла авария: дали течь два балластных отсека. Рядом с ним встал груженный песком теплоход, который двигался тем же курсом в порт Астрахань. В том же районе застряли и четыре теплохода с кукурузой и соей.

Несколько дней им пришлось провести в ледяном плену в ожидании ледоколов и завершения операции по высвобождению, естественно, неся при этом финансовые потери. На помощь судам были направлены ледоколы «Георгий Седов» и буксир ОТ-2032. В результате все суда были извлечены из ледового плена и направились в порт Астрахань в сопровождении ледоколов.

«МП»: В Каспийском водном бассейне из года в год фиксируется снижение уровня воды. Какие меры в этой связи приходится применять в целях обеспечения безопасности мореплавания?

– Уровень воды в Каспийском море всегда был подвержен значительным колебаниям. Причины этого явления ученые связывают с климатическими, геологическими и другими факторами. Нас же этот процесс интересует с точки зрения обеспечения безопасности мореплавания.

Вследствие снижения уровня воды на подходных каналах к порту Махачкала происходит интенсивное отложение наносов, которое привело к сужению судоходной ширины канала, что может представлять угрозу безопасности мореплавания. Из-за наносов уменьшаются и глубины подходных каналов. Они так же могут меняться и под воздействием сгонно-нагонных ветров, которые часто бывают в этом районе. Гидрометеорологические условия здесь еще характеризуются периодическими резонансными горизонтальными колебаниями масс воды, так называемыми тягунами, штормовыми ветрами юго-восточных направлений со скоростью более 14 метров в секунду и с высотой волн более 2 метров.

В портах Астрахань и Оля свои особенности. Глубины акваторий этих портов также изменяются не только вследствие глобальных климатичес-ких явлений, но и из-за ветровых сгонно-нагонных и паводковых явлений. Судоходство здесь осуществляется в сложных гидрометеорологических условиях.

Кроме того, для этих портов важным фактором обеспечения безопасности мореплавания является поддержание в нужных габаритах глубин Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК). Канал является ключевым элементом транспортной инфраструктуры, он позволяет морским судам заходить в порты Оля (р. Бахтемир) и Астрахань (р. Волга), соединяя рукав р.Бахтемир и дельту р.Волги с северной частью Каспийского моря, пересекая мелководное устьевое взморье. Общая протяженность ВКМСК, включая русловую и морскую части, составляет 188 км. Канал действует круглогодично, благодаря ледокольному обеспечению во время зимней навигации.

Для поддержания требуемых габаритов морских акваторий важно вовремя и в полном планируемом объеме проводить дноуглубление портов и ВКМСК. Вопросы дноуглубления портов Астрахань и Оля, а также ВКСМК находятся в хозяйственном ведении Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт», дноуглублением порта Махачкала занимается Махачкалинский филиал ФГУП «Росморпорт». Задача АМП – держать вопрос дноуглубления под контролем.

Службами капитанов портов регулярно проводится мониторинг акваторий портов с выездом рабочих групп на участки проведения дноуглубительных работ. Ситуация по дноуглублению меняется в позитивную сторону, но в целом вопрос соблюдения габаритов морских объектов продолжает оставаться сложным.

В целях обеспечения безопасности плавания и стоянки судов в акваториях портов на основании контрольных промеров глубин устанавливается проходная осадка для судов. В связи с проводимыми ремонтными дноуглубительными работами на ВКМСК Службе капитана порта Оля зачастую приходится устанавливать одностороннее движение. В таких случаях Астраханскому филиалу «Росморпорта» даются указания выставить дополнительные средства навигационного оборудования.

В существующих реалиях службам АМП приходится неоднократно в течение навигационного периода менять проходную осадку, ограничивать осадку на проблемных участках, предупреждая аварийные ситуации. Ведь посадка судна на мель – это потери не только для судовладельца и получателей груза, но и для портов, и для экономики региона.

На 2020 год в акватории ВКМСК «Росморпортом» предусмотрено выполнение работ в объеме около 3,90 млн кубометров, по состоянию на 11 месяцев этого года поднято со дна канала 3,38 млн кубометров.

«МП»: Известно, что участие в выводе по ВКМСК в море крупногабаритных объектов для шельфовых проектов является одной из особенностей работы АМП Каспийского моря. С чем это связано и как это происходит? Проходят ли ваши специалисты какую-то дополнительную подготовку к таким операциям?

– Мы уже несколько лет занимаемся выводом крупногабаритных объектов, необходимых для освоения нефтяных месторождений на шельфе Каспия, вносим, таким образом, свой вклад в освоение северной части моря.

Вывод таких объектов, как морские ледостойкие стационарные платформы (МЛСП) или опорные части платформ жилых модулей (ПЖМ), имеет свои особенности, ведь каждое сооружение уникально. Поэтому подготовка к проводке требует долгой организационной работы и тесного взаимодействия с участвующими в этом процессе организациями. Несмотря на то что у АМП

Каспийского моря имеется большой опыт в обеспечении безопасной проводки крупногабаритных объектов, каждый случай требует своего решения.

Особенно сложен этап буксировки таких объектов по акватории ВКМСК. В связи с понижением уровня воды в ВКМСК и Каспийском море приходится осуществлять дополнительные меры обеспечения безопасности. Буксировку объектов контролируют специалисты АМП, которые предварительно выполняют промерные работы на всем маршруте движения. Заблаговременно, непосредственно перед выводом плавучих сооружений из порта Астрахань, «Росморпортом» по пути следования объектов проводятся дноуглубительные работы.

Стоит отметить, что с Астраханским филиалом ФГУП «Росморпорт» и Астраханским филиалом Российского регистра судоходства у нас налажены тесные контакты. Эти организации всегда четко выполняют требования по обеспечению безопасности мореплавания в текущей деятельности и в случаях вывода крупногабаритных объектов: готовятся необходимые документы, освидетельствования, вовремя проводятся осмотры. Деловые отношения налажены и с другими организациями, с которыми мы взаимодействуем в рамках должностных обязанностей по выводу крупногабаритных объектов для шельфовых проектов.

В 2020 году из порта Астрахань по акватории ВКМСК были выведены: опорная часть ПЖМ для обустройства первой очереди месторождения имени В.Грайфера в северной части Каспийского моря, монтажно-транспортная баржа шириной 65 метров (длина буксирного ордера составляла более 230 метров), понтон-катамаран «Севморнефтегаз» для обустройства месторождения имени В.Филановского; в августе-сентябре в четыре этапа была выведена опорная часть МЛСП для месторождения имени В.Грайфера.

Вывод последнего объекта осуществлялся в соответствии с планом-графиком движения буксирного ордера по ВКМСК, согласованного с капитанами морских портов Астрахань и Оля. Операции по буксировке выполнялись с обязательным обеспечением безопасности мореплавания судов.

В случаях, когда выводятся крупногабаритные объекты, ФГБУ «АМП Каспийского моря» в целях подготовки к проводке организует совместные координационные совещания с представителями заинтересованных организаций, в том числе государственных контролирующих органов. В ходе совещаний рассматриваются вопросы готовности к буксировке акваторий ВКМСК, портов Астрахань и Оля, изучается техническая готовность крупногабаритного объекта. В целях обес-печения безопасности мореплавания на период вывода буксирного каравана вводятся временные ограничения для плавания судов. Информация об этом доводится до всех заинтересованных сторон.

Безусловно, такая сложная работа по разработке и осуществлению масштабных мероприятий, какими являются выводы крупногабаритных объектов в море, а также по координации действий своих и других участников транспортного процесса дает нашим специалистам и сотрудникам всех задействованных организаций бесценный опыт и возможность применять его в своей текущей работе. В целом это способствует повышению профессионализма сотрудников АМП и улучшению ситуации с обеспечением безопасности мореплавания.

Морские порты №10 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ