Особенности обеспечения безопасного мореплавания - Морские вести России

Особенности обеспечения безопасного мореплавания

06.06.2021

Особенности обеспечения безопасного мореплавания

Традиционно тяжелые условия зимней навигации в морских портах АМП Охотского моря и Татарского пролива в очередной раз показали необходимость наличия здесь дополнительно линейного ледокола и буксиров ледового класса. Тем не менее, навигация прошла успешно, без аварийных ситуаций и сбоя работы портов.

По итогам 2020 года грузооборот портов АМП вырос на 4,4%, до 49,5 млн тонн, основные объемы обеспечил порт Ванино. Прогноз на 2021 год – увеличение грузооборота почти на 12%, до 55 млн тонн. На фоне роста объемов перевозок АМП решает актуальные вопросы организации судоходства, обеспечения безопасности мореплавания и экологии, содействует развитию портовой инфраструктуры. О подробностях этой работы, итогах 2020 года и перспективных планах на будущее в интервью «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Николай Татаринов.

МП»: Николай Петрович, как прошла зимняя навигация в портах АМП и на подходах к ним – у Вас, как известно, один из сложных регионов Дальнего Востока? Чем характеризовался период ледокольных проводок, хватало ли ледоколов, в чем заключались основные трудности?

– В целом прошедший период ледокольных проводок 2020-2021 годов в морских портах Ванино и Советская Гавань можно отнести к разряду несложных по сравнению с предыдущим периодом. Распространение льда в Татарском проливе было легче среднестатистических наблюдений. Вместе с тем, следует отметить длительное начало льдообразования, весьма интенсивное льдообразование в январе и начале февраля и быстрое разрушение полей льда в первой половине марта.

Период ледокольных проводок в морском порту Ванино длился с 7 января по 19 марта 2021 года. Ледокольные проводки в порту и на подходах к нему обеспечивали ледоколы «Мос-ква» и «Новороссийск» (ФГУП «Росморпорт»). Ледокол «Москва» работал в период с 14 по 31 января и провел 7 судов. Ледоколом «Новороссийск» проводки осуществлялись с 25 января по 19 февраля, было проведено 20 судов. Максимальная протяженность ледокольной проводки составила 36,75 мили, максимальная продолжительность – 5 часов 45 минут.

Аварийных случаев с судами в ледовых условиях допущено не было. Между тем для бесперебойной интенсивной работы морского порта Ванино в тяжелый зимний период, помимо линейного ледокола, на постоянной основе необходим второй ледокол или МФАСС типа «Берингов пролив» для обеспечения ледокольных проводок на коротком плече. Это позволит обеспечить своевременный подход судов к терминалам порта, которые с каждым годом увеличивают свой грузооборот. МФАСС «Берингов пролив» (ФГБУ «Морспасслужба») уже не первый год занимается проводками судов в рамках индивидуальных заказов в морской порт Советская Гавань и положительно зарекомендовал себя.

Ледовая обстановка в морском порту Магадан в этом году была примерно такая же, как и в прошлом. В марте максимальное расстояние от кромки льда до порта составляло до 220 миль. В середине апреля южнее острова Завьялова на протяжении 60-70 миль имелись дрейфующие поля льда сплоченностью 7-10 баллов. В этом районе ледокол «Магадан» продолжал ледокольные проводки до полной разрядки ситуации.

«МП»: Как завершили морские порты АМП 2020 год, отмеченный пандемией коронавируса? Каковы показатели грузооборота в целом по портам АМП в сравнении с предыдущим годом, какова динамика и тенденции? Сказалась ли пандемия на показателях?

– Всего за 2020 год через морские порты Хабаровского края и Магаданской области перевезено 49,5 млн тонн грузов, что на 2,1 млн тонн (+4,4%) больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличение объема перевозок преимущественно обусловлено ростом грузооборота в порту Ванино на 6,5%, или на 2,05 млн тонн. Грузооборот увеличился также в портах Магадан – на 3,4%, Николаевск-на-Амуре – на 17,7%, Советская Гавань – на 78,8%. Отмечено незначительное плановое снижение грузооборота в порту Де-Кастри на 2,8%.

Анализ грузооборота морских портов по видам перевозок показывает, что увеличение произошло по экспортному направлению за счет перегрузки угля в порту Ванино. На долю экспортных грузов в 2020 году пришлось 90,2%, импортных – 2,2%, каботажных – 7,6%.

По номенклатуре грузов, перевезенных через морские порты АМП, наибольшую долю занимает уголь – 58%, нефть и нефтепродукты – 32%, лесные грузы – 2%, руда (глинозем) – 2%, прочие грузы – 6%.

Исходя из динамики грузооборота, можно отметить, что идет планомерное ежегодное увеличение перевалки грузов в морских портах АМП. Это позволяет спрогнозировать грузооборот портов в 2021 году на уровне

55 млн тонн (+12% к 2020 году).

«МП»: Насколько повлияли санитарно-эпидемиологичесие ограничения на показатели работы АМП? Много ли Ваших специалистов пострадало от COVID-19? Как сейчас обстоят дела, вакцинируетесь?

– С началом пандемии коронавируса в АМП были предприняты все предписанные органами власти меры по профилактике и противодействию распространению коронавирусной инфекции. На данные мероприятия было потрачено 400 тыс. рублей. Были закуплены средства защиты для сотрудников и обеззараживатели воздуха для помещений.

В период обострения эпидемиологической обстановки часть специалистов АМП временно была переведена на удаленную работу. Ежедневно проводится контроль состояния здоровья сотрудников учреждения.

В текущем году проведен забор крови у специалистов АМП на определение антител к коронавирусной инфекции. Вакцинация производится сотрудниками самостоятельно на добровольной основе.

«МП»: Как в целом по итогам года выполнено задание Росморречфлота на оказание государственных услуг: какие услуги оказаны, в каких объемах в сравнении с предыдущим годом?

– Государственные услуги по регистрации судов и выдаче удостоверений личности моряка (УЛМ) оказываются службами капитанов морских портов Ванино и Магадан. Количество регистрационных действий с судами за 2020 год увеличилось на 2,7%, количество оформленных квалификационных документов членам экипажей морских судов практических осталось на уровне предыдущего года, а вот выдача УЛМ снизилась на 32%.

Снижение количества обращений на выдачу УЛМ связано в том числе и со сложной эпидемиологической обстановкой, введением карантинных ограничений. Тем не менее, все полученные заявления были своевременно и в полном объеме отработаны, жалоб не поступало.

«МП»: Расскажите о том, как продвигается решение проблемы с брошенными судами, как исполняются указания главы правительства, который обратил на это внимание в ходе визита на Дальний Восток? Каково участие АМП в этих процессах?

– Распоряжением Правительства РФ от 06.02.2021 г. №264-р был утвержден план мероприятий (дорожная карта) по подъему и удалению затонувших в акватории Дальневосточного федерального округа судов. В соответствии с ним подъем останков затонувших судов в бухте Нагаева (Магадан) начался уже в феврале 2021 года. Сначала для обследования, подъема и последующего удаления были определены 4 судна – «Гусфар-1», катер РС-300 «Линг», СДС «Серес» (М/V Seres) и «Малли».

Судно «Малли» находится в границах акватории морского порта, и в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ его подъем будет произведен с разрешения капитана морского порта. Вся процедура по подъему и дальнейшей утилизации судов должна пройти в течение I полугодия этого года.

Решение вопроса о подъеме судов и очистке бухты Нагаева сдвинулось с места после визита в Магадан премьер-министра России Михаила Мишустина в августе прошлого года в рамках его «дальневосточного турне». Премьер осмотрел территорию ФГУП «Нацрыбресурс», на которой ранее находился рыбный порт, и дал точное определение увиденному – «кладбище кораблей». Ликвидация этого «кладбища» стала одним из поручений премьера. Затонувшие суда представляют потенциальную экологическую опасность и портят вид на красивейшую бухту Охотского побережья.

Одновременно согласно утвержденной дорожной карте во всех портах Дальневосточного бассейна начались мероприятия по определению перечня утонувшего имущества, подлежащего подъему, по установлению собственников этого имущества, установление сроков подъема, определение лиц, которые будут осуществлять подъем судов, а также объема, источников и порядка финансового обеспечения.

«МП»: Есть ли практическое влияние на окружающую среду брошенных судов? Как Вы с этим боретесь? Каковы перспективы полного освобождения от морского хлама? Какие еще экологические проблемы приходится решать в портах АМП? Как боретесь с угольной пылью, с несанкционированными сбросами с судов и т.п.?

– При выполнении регулярных осмот-ров акватории порта, сезонных СНО и маяков специалистами АМП осматриваются места нахождения затопленных судов. Загрязнения акватории с затопленных судов в последнее время не зафиксировано. Отмечу, что все затопленные суда находятся вне судовых путей и угрозы безопасности мореплавания не представляют.

Правила обеспечения экологичес-кой безопасности в морских портах АМП в части сброса изолированного балласта, судовых отходов оговорены обязательными постановлениями. В части готовности к ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов стивидорными и бункеровочными компаниями разработаны и после проведения тренировочных учений, получивших положительное заключение Росморречфлота, введены в действие Планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и неф-тепродуктов. В том числе для всех филиалов АМП разработаны и введены в действие планы ЛРН в рамках функциональной подсистемы Минтранса по предупреждению и ликвидации разливов на море.

Если говорить о перевалке пылящих грузов, то прежде всего нужно отметить, что в структуре грузооборота портов АМП уголь составляет 58%, а порта Ванино – 84%. Между тем проекты, по которым строились крупнейшие угольные терминалы АО «Дальтрансуголь» и АО «ВаниноТрансУголь», прошли государственную экологическую экспертизу. На этих объектах применяются современные технологии выгрузки вагонов, складирования, погрузки угля на суда. Терминалы оснащены системами пылеподавления и продолжают работу по минимизации воздействия угольной пыли. Грейферная выгрузка угля из вагонов и погрузка его на суда осуществляется только АО «Ванинский морской торговый порт».

«МП»: Несколько слов о паромной переправе Ванино – Холмск. Как на этом объекте обстоят дела, в том числе с поставкой новых судов? Как Вы оцениваете перспективы развития пассажирских перевозок по окончании «ковидной истории», говорят, есть надежда в этом году ее одолеть?

– На линии Ванино – Холмск работают три парома – «Сахалин-8», «Сахалин-9» и «Сахалин-10», принадлежащие ОАО «Сахалинское морское пароходство». В связи со старением судов (самый молодой паром «Сахалин-10» 1992 года постройки) и приближением сроков их списания ПАО «Амурский судостроительный завод» в Комсомольске-на-Амуре ведется строительство двух новых грузо-пассажирских судов усиленного ледового класса Arc5. Длина строящихся судов – 131 метр, скорость полного хода – до 18 узлов, а экономичного хода – 12 узлов. Новые паромы будут способны одновременно перевозить до 26 грузовых вагонов, 15 автопоездов и до 200 пассажиров.

Параллельно ведется подготовка к реконструкции морской переправы, в ходе которой пройдут мероприятия по замене технологического оборудования и увеличению длины причалов.

С 21 марта 2021 года на линии Ванино – Холмск работает теплоход «Патриа» (судовладелец ООО «Саско интернешинел – Сахалинские проекты»). Он будет на линии, пока паромы «Сахалин-8», а после него «Сахалин-9» временно будут на ремонте. Судно в целях организации регулярных перевозок и стабильности доставки грузов на остров Сахалин перевозит автопоезда с народно-хозяйственными грузами. Эта замена не должна допустить скопления грузов в порту Ванино на время ремонта паромов. «Патрия» и в прошлые годы привлекалась к перевозке грузов на остров и обратно.

За прошлый год паромами и теплоходом было перевезено около 1,1 млн тонн грузов, пассажироперевозки составили чуть более 23 тыс. человек. Конечно, пандемия повлияла на пассажиропоток, произошло снижение на 23,4% по сравнению с 2019 годом. Надеемся, что в этом году обстановка стабилизируется.

«МП»: Раньше говорилось о возможности объединения портов Ванино и Советская Гавань в один порт, под одно управление. Стоит ли так вопрос сейчас? Что это даст Службе капитана объединенного порта в практическом плане – появятся дополнительные средства, новое оборудование СУДС, буксиры и ледоколы?

– Работы по изменению границ территории морского порта Ванино, предусматривающие включение в его границы территории морского порта Советская Гавань, продолжаются. На данный момент проводятся согласования, предусмотренные Правилами установления или изменения границ территории морского порта. Положительные стороны объединения портов очевидны.

С введением в эксплуатацию новых терминалов, внесением изменений в паспорта причалов АО «Порт Ванино» изменилась структура судозаходов – львиную долю стали составлять суда водоизмещением 30-90 тыс. тонн и более. Существующие якорные стоянки в бухте Ванина расположены на малых глубинах и рассчитаны на суда водоизмещением 3-20 тыс. тонн. Якорные стоянки, рассчитанные на большегрузные суда, в том числе и для оформления властями, находятся в Татарском проливе и не защищены от ветрового и волнового воздействия. Простои судов в ожидании оформления составляют до 1-3 суток. Объединение портов позволит организовать якорные стоянки для оформления судов в защищенной акватории залива Советская Гавань.

Кроме того, будет расширена зона действия СУДС, значительно снизится стоимость услуг буксиров порта Ванино в Советской Гавани. Сейчас судовладельцы буксиров и судов, следующих на дозагрузку из Советской Гавани в Ванино, вынуждены в полном объеме оплачивать сборы за вход/выход.

Появится возможность обеспечивать ледокольную проводку к причалам, расположенным в бухтах залива Советская Гавань, а также привлекать федеральные власти, расположенные в Советской Гавани, для оформления судов в объединенном порту.

«МП»: Какие инфраструктурные объекты в портах АМП были завершены и сданы в эксплуатацию в прошлом году, какова их общая мощность, кто инвесторы? Какие инвестпроекты были Вами согласованы в прошлом году и стартовали, какие будут сдаваться в 2021 году, их мощность?

– В прошлом году на специализированном угольном терминале

АО «Дальтрансуголь» перегружено на суда 23,2 млн тонн угля. Сейчас планируется проведение работ по расширению и реконструкции терминала, мощность которого к 2024 году составит 40 млн тонн.

В 2020 году введена в эксплуатацию первая очередь угольного терминала АО «ВаниноТрансУголь»; проектная мощность первой очереди – 12 млн тонн. После строительства второй очереди к 2022 году терминал выйдет на мощность 24 млн тонн. На сегодняшний день общая проектная мощность этих двух терминалов составляет 36 млн тонн.

В прошедшем году АМП и Службой капитана порта Ванино были рассмотрены ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования строительства угольных терминалов АО «Прайм» (мыс Токи) мощностью

16 млн тонн и ООО «НПО «Экомортех» (мыс Чум) мощностью до 15 млн тонн. В 2021 году ввод в эксплуатацию новых объектов не планируется.

«МП»: Назовите основные проблемы малых портов, входящих в АМП и расположенных в устьях рек? Как они будут решаться в этом году?

– В составе АМП два устьевых порта – Николаевск-на-Амуре и Охотск. В обоих портах на зимний период времени навигация закрывается. Корабельный сбор, собираемый в этих портах, не покрывает затраты на содержание служб капитанов портов. Несмотря на это, службы в полной мере обеспечиваются всем необходимым – современной оргтехникой, спецодеждой, справочной литературой, служебным жильем и т.д. А основные задачи, поставленные на данное время перед этими службами, выполняются в полном объеме.

Последние три года через морской порт Николаевск-на-Амуре буксирно-баржевыми составами осуществляется доставка крупнотоннажного и крупногабаритного груза для строящегося Амурского газоперерабатывающего завода: груз перегружается с судов на баржи в морском порту Де-Кастри и далее следует вверх по реке Амур до города Свободный. В прошлом году через порт Николаевск-на-Амуре проходили суда с крупногабаритным грузом для космодрома Восточный в Амурской области и для Амурского гидрометаллургического комбината компании «Полиметалл». В этом году также планируются перевозки крупнотоннажных и крупногабаритных грузов на строящиеся заводы.

Морские порты №3 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ