Эффективный контроль судового топлива - Морские вести России

Эффективный контроль судового топлива

23.11.2021

Эффективный контроль судового топлива


Компания «СпутникCервис» была создана в 2008 году в г. Петрозаводске (Республика Карелия) как системный интегратор решений по мониторингу транспорта. За годы работы компания накопила большой опыт в автоматизации транспортных предприятий и заработала репутацию надежного поставщика. О решениях по автоматизированному учету топлива на водном транспорте и технологии мониторинга бункеровки рассказал директор по развитию «СпутникСервис» Константин Кемпинен.

«МП»: Константин Александрович, какие решения для судовладельцев и судоходных компаний предлагает Ваша компания?

– Мы проектируем, поставляем, монтируем и обслуживаем системы контроля топлива и судового оборудования на речных и морских судах. Прежде всего это разработанный специалистами нашей компании программно-аппаратный комплекс «Спутник-флот», позволяющий в реальном времени получать полную информацию о судне – контролировать судовое оборудование, перевозимые грузы, работу экипажа, мониторить все топливные операции.

Система кругового учета (контроля) топлива собирает и анализирует данные обо всех топливных операциях и состоянии оборудования на судне. При этом информация из системы может быть доступна как локально – на судне, так и удаленно – в офисе компании-судовладельца, с разграничением прав пользователей. Она может быть интегрирована с 1С:ERP и другими учетными системами. На выбор заказчика мы предлагаем и стационарную (десктопную), и мобильную версии платформы.

«МП»: В чем преимущества системы для заказчика?

– Система «Спутник-флот» помогает улучшить качество управления судоходной компанией, значительно повышает эффективность использования судна. Сокращаются затраты на топливо и эксплуатацию, снижается вероятность аварийных ситуаций, сокращаются простои, повышается качество работы экипажа.

«МП»: Какое оборудование входит в состав системы?

– В состав решения на базе программно-аппаратного комплекса «Спутник-флот», в зависимости от поставленной заказчиком задачи, как правило, входит бортовой контроллер GPS/ГЛОНАСС или промышленный компьютер, высокоточные расходомеры различного типа – объемные, массовые и другие, набор различной периферии – расширители входов, конвекторы, трансформаторы тока со счетчиками, датчики нагрузки, температуры.

Оборудование зарегистрировано в Государственном реестре средств измерений, имеет признания Российского речного регистра (РРР), Российского морского регистра судоходства (РМРС).

«МП»: Возможен ли контроль СПГ-топлива при помощи этого оборудования?

– Контроль СПГ-топлива тоже возможен, но это уже целая измерительная система в составе нескольких приборов и контроллеров.

«МП»: Почему компания решила заняться системами контроля бункеровки?

– Не секрет, что во время бункеровки принимающее судно может недосчитаться 5-10% топлива, а это немалые денежные потери. Причиной тому являются как человеческие, так и некоторые процедурные факторы. Поэтому судоходным компаниям очень важно следить за расходом топлива и правильно измерять его количество.

Не все заинтересованы в том, чтобы процедура бункеровки была понятна и прозрачна. Заинтересован владелец бизнеса, но порой не команда.

Казалось бы, измерить уровень топлива до и после бункеровки и таким образом определить количество выданного мазута или дизеля несложно. Но дело в том, что взаиморасчеты между юридическими лицами производятся не по объему, а по массе.

«МП»: Расскажите о решении по контролю бункеровочных операций.

– Предлагаемая нами автоматизированная система контроля бункеровки – это один из этапов полного решения по круговому учету топлива на судне и мониторингу параметров судового оборудования. В основе решения лежит применение массовых расходомеров, работающих по принципу Кориолиса.

Данный тип расходомеров с высокой точностью и в динамике измеряет плотность, температуру, соответственно массовый расход жидкости. При этом значительно сокращается количество операций и исключается необходимость дальнейших математических расчетов и влияние человеческого фактора.

«МП»: Чем в целом отличаются массовые расходомеры от других типов датчиков?

– Системы с другими типами расходомеров не всегда точно и с существенно большей погрешностью измеряют количество топлива, что часто вызывает споры между участниками процесса бункеровки. Поэтому технология, применяемая в наших приборах учета, так важна при бункеровочных операциях.

Массовые расходомеры, использующие эффект Кориолиса, обеспечивают высокую точность прямых измерений массового расхода и плотности топлива и незаменимы при контроле бункеровки. Кроме того, наши приборы более достоверно способны измерить топливную эффективность и мощность судовой установки.

«МП»: Как работает кориолисовый расходомер?

– Кориолисовый расходомер не имеет никаких движущихся частей, он состоит из измерительных датчиков и температурных сенсоров, обеспечивающих очень точный результат даже при наличии газовых включений. Расходомер работает по термодинамическому принципу теплопроводности. От плотности, давления и вязкости жидкости он практически не зависит. При должном монтаже и настройке прибор практически не требует регулярного технического обслуживания.

Рис. Кориолисовый расходомер

«МП»: В чем выгода судовладельца от использования технологии Кориолиса?

– В общем итоге, благодаря системе учета на базе массового расходомера, судовладелец застрахован от финансовых потерь из-за ошибок при приеме/выдаче топлива, может наблюдать за процедурой бункеровки в режиме онлайн и принимать оперативные решения по расчету с поставщиком.

Хочу привести пример Сингапура. В этой стране с побежденной коррупцией использовать при расчетах показания массовых расходомеров предписано на законодательном уровне.

«МП»: У Вас есть аналогичные предложения и для бункеровочных компаний? Чем они отличаются от решений, предлагаемых судоходным компаниям?

– Если мы говорим о контроле бункеровки, то наши предложения бункеровочным компаниям, в принципе, не отличаются от предложений судоходным. Предлагаемые расходомеры работают в прямом и обратном направлении – как на прием, так и на выдачу топлива.

Здесь более уместным будет рассматривать, каким образом строится бизнес-модель бункеровочной компании. То есть предоставить качественный и точный сервис заказчику или извлекать свою прибыль в условиях непрозрачности процесса и мутной воды.

Схема. Работа системы контроля бункеровки судна

«МП»: В чем Вы видите перспективы развития компании?

– Если говорить о бункерном рынке, то в последнее время у заказчиков стали востребованы мобильные (переносные) узлы учета на базе массовых расходомеров. Это позволяет не прибегать к сложному монтажу расходомеров в систему топливопроводов на судне, оперативно «перекидывать» узел при необходимости на другой объект бункеровки и, соответственно, оптимизировать финансовые затраты.

«МП»: Какие еще направления планируете осваивать?

– Помимо предлагаемых решений для мониторинга судов, мы активно развиваем направление АСУТП, где пересекаются многие задачи: заказчикам необходим технологический и коммерческий учет не только топлива, но и газа, пара, воды, различной химии и т.п. Здесь мы предложим свои наработки и знания как компания полного цикла – от создания и согласования проекта до подбора оборудования, монтажа и сервисного сопровождения продукта.

«МП»: «СпутникСервис» является официальным дилером оборудования мониторинга и контроля торговой марки «АвтоГРАФ™» на территории Карелии, то есть Вы работаете в основном в этом регионе или шире?

– Помимо Петрозаводска, «СпутникСервис» имеет обособленные подразделения в Мурманске и Архангельске, но работаем мы с судоходными компаниями на всей территории России, а при необходимости можем выполнять проекты и за рубежом. Наши решения легко масштабируются, модифицируются и успешно применяются на грузовых, пассажирских, технических, промысловых и других типах морских и речных судов.

Морские порты №8 (2021)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты