Елена Счисляева: «Корабелка станет лидером в подготовке кадров для отечественного кораблестроения»
15.05.2022
В тяжелейших условиях пандемии в 2019-2020 гг., «Корабелка» подготовилась, приняла участие в конкурсе «Приоритет-2030» и выиграла его. Программа предназначена для комплексного развития университетов в образовательной, научной и инфраструктурной областях.
Замыслов и планов по реорганизации образовательного пространства Университета было много, но их реализацию сдерживали ограниченные финансовые возможности. «Приоритет-2030» открыл блестящие перспективы для их воплощения. О стратегических целях университета, новых проектах, партнерах и цифровизации образовательного пространства в интервью проректора по образовательной деятельности СПбГМТУ Елены Счисляевой.
– Каковы стратегические цели развития университета, в первую очередь в его образовательной деятельности?
– Целью основного проекта «Непрерывное инновационное образование» является обеспечение безусловного лидерства СПбГМТУ в области подготовки кадров для кораблестроения и других отраслей. Данный проект реализуется в университете с помощью создания всероссийской сети инженерных классов, формирования системы привлечения индустриальных партнеров и цифровизации образовательного пространства ВУЗа.
– На что будет нацелен проект «Инженерные классы»?
– Проект «Инженерные классы» направлен на повышение эффективности ранней профориентации школьников и их заинтересованности в непрерывном инженерно-техническом образовании. В задачах Корабелки обучить более 1500 человек к 2030 году.
– Какой вы видите роль индустриальных партнеров в образовательном пространстве ВУЗа?
– Второй проект – «Система привлечения индустриальных партнеров в образовательное пространство ВУЗа». Основной целью этого проекта является повышение эффективности подготовки и трудоустройства инженерных кадров для промышленности. К 2030 году СПбГМТУ планирует обеспечить трудоустройство около 80% выпускников по специальности.
– Поясните, пожалуйста, что конкретно будет включать в себя цифровизация образовательного пространства университета?
– Проект «Лидеры цифровой промышленности» направлен на обеспечение ведущих позиций СПбГМТУ как образовательного центра цифрового судостроения, так и универсальных цифровых технологий. Цифровизация образовательного пространства СПбГМТУ заключается в смене принципов преподнесения и восприятия учебных материалов.
В рамках существующей стратегии цифровизации проводится масштабная программа по повышению цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава, в учебный процесс ежегодно внедряются передовые цифровые технологии.
Производится непрерывное дооснащение учебных аудиторий современными цифровыми комплексами, которые позволяют производить расчеты и моделирование сложных математических и физических задач, вессти обучение с применением элементов технологии дополненной реальности, проводить групповые занятия в дистанционном формате с применением технологий виртуальной реальности, предоставлять обучающимся доступ к современным и передовым цифровым станкам и тренажерам, применяемым на реальных производствах, а также на мощных компьютерных системах создавать цифровые копии реальных кораблей.
На базе университета развернута цифровая платформа ИСУ, которая выступает коммуникационной платформой как для образовательного, так и для научного сообщества. Это лишь малая часть масштабной цифровизации СПбГМТУ.
– Какое отношение к этому стратегическому проекту имеет учебный центр «Фабрика процессов»?
– Также совместно с АО «ОСК» создан учебный центр «Фабрика процессов» для подготовки и переподготовки кадров в интересах судостроительной промышленности. В рамках данного проекта обучающиеся получают опыт применения средств бережливого производства. В ближайшие годы запланировано проведение тренингов для работников предприятий судостроительной и других высокотехнологичных отраслей промышленности. За 2021 год обучение в центре прошли 1519 человек.
– Елена Ростиславовна, если можно, расскажите немного о себе.
– Так сложилось, что большую часть своей жизни посвятила образовательной сфере. Окончив Политехнический институт, получила диплом инженера-механика по специальности «турбиностроение». Другую специальность – «патентоведение» – в Центральном институте повышения квалификации для руководящих работников народного хозяйства в Москве, затем защитила кандидатскую и докторскую диссертации, после чего вернулась в альма-матер. Сначала заведовала там кафедрой «Международный бизнес», потом возглавляла факультет «Международная высшая школа управления».
С 2017 года и до настоящего времени занимаю должность проректора по образовательной деятельности здесь, в Корабелке, и за эти пять лет университет стал мне очень дорог.
– Что бы вы пожелали студентам Корабелки
– Будьте успешны и благополучны!
– Спаси.бо, что нашли время для интервью.
Морские вести России №4 (2022)