Опорный вуз отрасли - Морские вести России

Опорный вуз отрасли

27.06.2022

Опорный вуз отрасли

В конце апреля Санкт-Петербургский государственный морской технический университет отметил очередную годовщину со дня основания. Сегодня это единственный в стране вуз, который специализируется на подготовке кадров для судостроительной промышленности. Кроме того, в СПбГМТУ ведется активная научная работа, разрабатывается и выпускается уникальное технологическое оборудование. В 2020 году было принято решение сделать вуз опорным для судостроительной отрасли. Накануне дня рождения СПбГМТУ ректор «Корабелки» профессор, доктор технических наук Глеб Туричин рассказал, с какими результатами вуз подошел к 92-летию со дня создания, прокомментировал нынче весьма злободневную тему импортозамещения в судостроении и судоремонте, обратил внимание и на другие аспекты функционирования отрасли в экстремальных условиях.

Беседовал Александр Бутенин

– У нас почему-то принято считать, что импортозамещение – это когда зарубежное изделие разобрал, замерил и выпустил точную копию. Но в такой ситуации никто не может гарантировать, что это будет работать нормально, поскольку точная задумка разработчика нам не известна. Гораздо эффективнее подготовить специалиста – инженера, конструктора, технолога, которые, поняв принцип действия чужого механизма, разработают свой, и он будет лучше. Исторически именно подготовкой таких специалистов мы и занимаемся.

В практике «Корабелки» есть примеры более чем удачных разработок, выполненных по схожей схеме. К примеру – создание глайдера (подводного планера). Такие аппараты широко применяются для ведения подводных исследований. Извлекая энергию из окружающей среды, они могут длительное время действовать автономно. В СПбГМТУ разработали собственную математическую модель движения глайдера и на ее основе создали свой же аппарат, который по автономности превосходит западные аналоги.

– Выпускники «Корабелки» всегда высоко ценились в промышленности. Сегодня их «стоимость» возросла на порядок. И дело в качественной подготовке, которая для многих студентов университета начинается еще со школьной скамьи.

– Да, мы создали систему инженерных классов. В этом большую поддержку оказал выпускник «Корабелки» 1974 года, а ныне Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев. Сейчас таких классов пять. И первые выпускники придут к нам этим летом. Всего по планам в Санкт-Петербурге и Ленобласти классов будет пятнадцать. А это 450 мотивированных и очень хорошо подготовленных ребят с высоким баллом ЕГЭ. Хотя планку поднимать уже, кажется, некуда. На некоторые экономические специальности у нас прошлым летом средний балл был 285 из 300 возможных.

Каждый год в университете увеличивается и количество программ дополнительного образования. Речь идет о специальностях, которые уже существуют в реальной производственной практике, но для подготовки по ним пока нет даже образовательных стандартов. В качестве примера можно взять целый комплекс профессий, обозначив его термином «цифровой инжиниринг». По нашим прогнозам, количество таких специальностей в программе обучения будет расти еще несколько лет. Только так удастся удовлетворить запросы промышленности.

Вот почему под такой рост вуз постоянно наращивает инфраструктуру. Вскоре появятся два новых корпуса общежития, в каждом из которых два этажа будут выделены для молодых специалистов. Завершается проектирование научно-производственного корпуса с учебной верфью и лабораториями технологических кафедр. Там студенты смогут на практике осваивать будущую профессию.

– Совершенствуя образовательный процесс, «Корабелка» наращивает и собственную производственную базу?

– Сегодня мы единственные в России серийно выпускаем установки прямого лазерного выращивания. Несколько лет назад опытные образцы были продемонстрированы Н. Патрушеву. И он, поняв перспективность разработок для России, помог университету в доведении их до промышленных образцов. В них реализованы аддитивные технологии. В наших установках используются отечественные волоконные лазеры. Размеры изделий достигают 3 на 2 на 1,5 метра. Сегодня такие установки применяются не только в судостроении, но и при создании авиационных двигателей, и в ракетостроении.

– Активно ведется работа по внедрению в промышленность новых сварочных технологий. И это тоже один из видов импортозамещения?

– Мы предлагаем ручную дуговую сварку, которая уже много лет применяется при строительстве кораблей, заменить на гибридную лазерно-дуговую. При этом значительно сокращается время работ, уменьшается удельное тепловложение. Как следствие, конструкция меньше греется и ее не «ведет». Сейчас совместно с гендиректором «ОСК» Алексеем Рахмановым и Российским морским регистром судоходства ведем работу над стандартизацией процесса. В качестве базового предприятия выбран Балтийский завод.

– Активно развивается в «Корабелке» и направление робототехники. От серийно выпускаемых для оснащения инженерных классов подводных роботов-конструкторов «Гуппи» до промышленных.

– Действительно, чтобы воспитать настоящего, востребованного промышленностью специалиста, нужна не только теоретическая, но и практическая подготовка. Поэтому в вузе студентов активно привлекают к решению научных и производственных задач, давая, таким образом, возможность понять процесс «изнутри».

Так, недавно в г. Королеве было подписано инициированное СПбГМТУ соглашение о создании национальной сети технологических центров. Его поддержали руководители 20 организаций: госкорпораций, предприятий, вузов. Это даст возможность студентам многих университетов уже в ходе учебы реализовывать знания на практике, участвуя в исследовательской работе и создании образцов промышленного технологического оборудования.

Морской флот №2 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты