Большие планы малого порта Онега - Морские вести России

Большие планы малого порта Онега

11.07.2022

Морской порт Онега в Западной Арктике станет частью портово-индустриального парка и нарастит грузооборот

Сегодня небольшой порт Онега, терминалы которого разбросаны в Онежской губе Белого моря, несмотря на сезонный характер работы, не только переваливает экспортные и транзитные грузы, но и несет социальную нагрузку в виде обеспечения пассажирского сообщения с Соловецкими островами и другими терминалами Беломорья.

Перспективы порта связаны с начавшейся реализацией проекта создания портово-индустриального парка «Онега» площадью 500 га, что позволит увеличить как экспортный потенциал Архангельской области, так и грузооборот самого порта. Об этом, а также об организации безопасного мореплавания в зоне ответственности рассказал в интервью корреспонденту «МП» Надежде Толстоуховой капитан морского порта Онега ФГБУ «АМП Западной Арктики» Виктор Ермолин.

«МП»: Виктор Анатольевич, какова роль порта Онега для региона, в чем его особенности? Какую долю грузооборота он занимает среди портов АМП Западной Арктики и какие грузы переваливает?

– Порт Онега расположен в небольшом городке с населением около 18 тысяч человек. Градообразующее предприятие здесь – Онежский лесопильный деревообрабатывающий комбинат (ЛДК), который производит пиломатериалы, в том числе и для экспортной отправки морем. На одном из двух участков порта (причалы 1-4, позволяющие принимать суда с осадкой 5,3 м) комбинат является оператором. Грузооборот порта напрямую зависит от производитель-ности комбината. В состав порта также входят три морских терминала – Беломорск, Соловки и Кемь. У каждого есть свои особенности.

Терминал Беломорск на сегодняшний день грузовые операции не производит. Через него осуществляются транзитные проходы судов, следующих с внутренних водных путей через Беломорканал. Направление грузов – Арктический регион, порты Северного морского пути, Архангельск, порты Белого моря.

Терминал Соловки расположен на Соловецком архипелаге. Грузы, которые здесь переваливаются, в основном идут на нужды Соловецкого монастыря и местного населения, а также на строительство важных объектов на острове. Кроме того, Соловки посещают туристы, поэтому пассажирские перевозки играют большую роль. В 2021 году пассажиро-оборот на Соловках составил около 51 тысячи человек.

Перевалка грузов на терминале Кемь не производится. Терминал состоит из одного причала, через который тоже осуществляются пассажирские перевозки на Соловецкий архипелаг. Пассажиропоток здесь примерно такой же, как на Соловках.

Порт Онега занимает восьмую позицию по грузообороту среди портов АМП Западной Арктики с удельным весом 0,1% от общего объема грузооборота портов АМП. Средний объем перевалки грузов за последние три года составляет около 130 тысяч тонн, транзитный груз – 210 тысяч тонн.

«МП»: Вы отметили важность пассажирских перевозок. Есть ли предпосылки для их увеличения в туристических целях?

– Туристический интерес к Соловецким островам был всегда. Как я уже сказал, в 2021 году пассажирооборот составил 51 тысячу человек, в 2020-м, в пик пандемии, – 24 тысячи, а в 2019-м – 63 тысячи.

Думаю, можно ожидать дальнейшего увеличения потока гостей на наши северные земли. Свою лепту внесут и федеральные программы туристического кешбэка, и трудности с выездом россиян за рубеж. Соловки – это прекрасная возможность попутешествовать в летний период.

«МП»: Как обеспечивается безопасность мореплавания в порту, за счет каких мероприятий и средств?

– В связи с тем, что порт Онега небольшой, у нас отсутствует СУДС. Обеспечение безопасности мореплавания осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, таких как контроль управления судоходством с помощью радиосвязи, доведение до сведения мореплавателей информации о состоянии судоходных каналов, глубин на фарватерах, у причалов, о состоянии гидротехнических сооружений.

Кроме того, Служба капитана порта контролирует соблюдение международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, а также лоцманскую, спасательную службы и т.д.

«МП»: Существуют ли в порту какие-либо сложности для судоходства, ледокольной проводки, оказания буксирных и других видов услуг?

– Порт Онега относится к малым портам, грузооборот его небольшой, поэтому своего портового флота у нас нет, за исключением одного лоцманского судна. Больших сложностей при заходе или выходе судов в порт или из порта не наблюдается. Тем не менее, лоцманская проводка в порту обязательна. В случае необходимости буксирный флот можно привлечь из Архангельска.

Ледоколы, которые привлекаются к работе в период ледокольных проводок, также базируются в Архангельске. Как правило, в нашем порту работают ледоколы либо «Капитан Евдокимов», либо «Капитан Чадаев».

«МП»: На Ваш взгляд, какие у порта перспективы развития и увеличения грузооборота?

– Как известно, Президентом РФ поставлена задача довести объем перевозок по Северному морскому пути до 80 млн тонн за счет развития существующих и строительства новых портовых мощностей, привлечения дополнительных грузопотоков.

Есть все основания полагать, что порт Онега будет развиваться. Дело в том, что в феврале 2022 года власти Архангельской области сообщили о намерении построить в регионе три индустриальных парка, один из них – в Онеге площадью около 500 га. Проект поддержал губернатор области. По его мнению, создание портово-индустриального парка «Онега» коренным образом перестроит экономику всего региона.

Со слов председателя совета директоров ООО «Портово-индустриальный парк «Онега» Владислава Бирюкова, компания занимается проектом уже полгода: проведены предпроектные работы, получен статус резидента Арктической зоны РФ, в ближайшее время планируется завершить предпроектные проработки гидротехнической части, работы по формированию земельного участка, технико-экономическое обоснование.

«МП»: Во что инвестор планирует вкладывать деньги в порту и на сколько вырастут портовые мощности?

– Инвестиции пойдут на создание портовой инфраструктуры: удлинение причальной стенки, строительство новых терминалов, установку специализированного перегрузочного оборудования. Общая стоимость проекта, по нынешним оценкам, – около 19,7 млрд рублей.

Предполагаемый грузооборот создаваемой инфраструктуры составит около 1-1,4 млн тонн грузов в год с возможностью развития до 4,5 млн тонн. Площадь занимаемых объектов – около 167 га. На первом этапе инвестор планирует построить 530 метров причальной стенки, что позволит одновременно перегружать три судна водоизмещением до 8 тысяч тонн.

Структура грузооборота будет состоять из инертных, генеральных, накатных и других видов грузов. Рассматривается строительство отдельного контейнерного терминала.

Ключевое направление перевозок – КНР и другие страны АТР, а также Северный морской путь в части комплексного освоения углеводородных месторождений в Арктике.

«МП»: Портово-индустриальный парк предусматривает привлечение компаний-резидентов. Какую продукцию они будут производить? Будет ли предпринимателям интересно участвовать в этом проекте?

– Безусловно, интерес к проекту есть. Бизнес планирует создать здесь производство оборудования, металлоконструкций, железобетонных изделий, трубной и другой продукции.

Дело в том, что статус резидента портово-индустриального парка в Арктической зоне РФ дает целый ряд преимуществ: нулевую ставку по налогу на прибыль в течение 10 лет, сниженную ставку по страховым взносам для вновь созданных рабочих мест, для предприятий на упрощенной системе налогообложения ставка будет варьироваться от 1% до 5%. Также будут действовать льготные ставки по налогу на имущество, на добычу полезных ископаемых и на землю.

Кроме того, резиденты смогут получить земельные участки на территории парка без торгов. Все это создает привлекательные условия для бизнеса. Так что, надеюсь, резидентов будет достаточно.

Сейчас идет этап проектирования и структурирования проекта, он продлится до 2025 года. Строительство первого этапа планируется завершить к 2028 году. Таким образом, в перспективе порт Онега будет переваливать не только пиломатериалы Онежского ЛДК, но и другие грузы, произведенные на предприятиях портово-индустриального парка, в том числе экспортные. И это станет большим импульсом для ускорения экономического развития Архангельской области.

Морские порты №4 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты