В основе развития – международная торговля - Морские вести России

В основе развития – международная торговля

31.10.2022

В основе развития – международная торговля

Морской порт Кавказ, расположенный на выходе из Азовского моря в Керченском проливе, с учетом отдельных особенностей имеет ряд преимуществ: близость к морским транспортным путям, ведущим к портам Черного и Средиземного морей, к регионам зарождения контейнерооборота – Турции, Средиземноморью, Юго-Восточной Азии, а также развитую инфраструктуру подходных авто- и ж/д магистралей и т.д. Кавказ относится к незамерзающим портам и работает круглогодично. Порт способен принимать крупнотоннажные морские суда на глубоководных рейдовых перегрузочных районах (участки №2 и №3), имеющих естественные глубины от 10,5 до 18,8 метра и от 25 до 28 метров. Грузооборот порта составляет около 34 млн тонн.

О работе порта, его развитии и обеспечении безопасности мореплавания в акватории и на подходах рассказал капитан морского порта Кавказ ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Наумов.

«МП»: Сергей Валерьевич, как отработал порт по итогам 2021 года и I полугодия 2022 года? Каковы объемы грузооборота, судозаходов, каковы изменения по видам грузов и флагам судов?

– Порт Кавказ переваливает все виды грузов – наливные, навалочные, насыпные, генеральные. Номенклатура перевозимых грузов за последнее время не изменилась.

Общий объем грузооборота порта с учетом рейдовой перевалки за 2021 год составил 33,74 млн тонн, в том числе наливных грузов – 9,34 млн тонн, насыпных – 24,11 млн тонн, прочих – 289 тыс. тонн. По направлениям объемы распределились следующим образом: экспорт – 17,44 млн тонн, импорт – 53,1 тыс. тонн, каботаж – 16,09 млн тонн.

В связи с установленными ограничениями на вывоз зерна в 2021 году грузооборот порта снизился по сравнению с предыдущим годом. Так, в 2020 году объем перевалки зерновых составил 12,6 млн тонн, а в 2021 году – 9,8 млн тонн, что на 22,3% меньше.

В то же время объем перевалки угля увеличился на 135%: в 2020 году экспортного угля было переработано 607,5 тыс. тонн, а в 2021 году – 1,43 млн тонн. Также на 91% увеличился импорт овощей и фруктов: в 2020 году их объем составил 4,51 тыс. тонн, в 2021 году – 8,63 тыс. тонн.

В текущем году грузооборот порта за первое полугодие составил 9,4 млн тонн (74% к I полугодию 2021 г.), из них наливных грузов – 2,9 млн тонн (72%), насыпных – 6,2 млн тонн (78%), прочих – 322 тыс. тонн (41%).

За прошлый год было оформлено 5915 заходов судов и 5919 отходов, в том числе 546 заходов и 591 отход судов под иностранными флагами. В этом году наблюдается сокращение заходов/отходов судов под иностранными флагами. За первое полугодие 2022 года всего оформлено 1887 заходов и 1901 отход судов, в том числе 203 захода и 202 отхода судов под иностранными флагами.

«МП»: Какова обстановка с судоходством в порту, в районе Крымского моста и в целом в Азовском море после начала военной спецоперации России на Украине? Как осуществляется контроль за судоходством?

– После начала СВО на Украине обстановка в плане обеспечения судоходства и безопасности мореплавания существенно не изменилась. Введены некоторые ограничительные меры для прохода судов в Азовском море, что не отразилось на общем судоходстве.

Контроль за судоходством осуществляется Службой капитана морского порта Кавказ, СУДС Керченского пролива и другими службами, обеспечивающими и контролирующими безопасность мореплавания.

Конечно, были ужесточены меры безопасности, в том числе усилено наблюдение за акваторией порта и находящимися в ней судами. Наблюдение техническими средствами обес­печения транспортной безопасности ведется круглосуточно.

Установлено полное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и силами обеспечения транспортной безопасности субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в порту Кавказ.

«МП»: В новых условиях изменилась ли как-то система инспектирования судов, требования, качество, время проведения проверок? Какова статистика проверок ИГПК за I полугодие 2022 года, основные нарушения и меры, принимаемые в отношении нарушителей?

– Сама система инспектирования не изменилась. Вопросы, связанные с осмотром судов, отражены в требованиях КТМ и более детально в действующих Общих правилах плавания. При этом надо признать, что в связи с отключением РФ от информационной системы Парижского меморандума отслеживание приоритета для осмот­ра судов под иностранными флагами стало сложнее.

Что касается статистики, то количество осмотров российских судов практически не изменилось, а осмотров иностранных судов снизилось значительно – примерно на 40%. Понятно, что это связано с общим спадом судозаходов иностранных судов в 2022 году.

Общее количество выявленных в ходе осмотров судов несоответствий незначительно снизилось – приблизительно на 10%, а вот «лидеры» несоответствий изменились: наибольшее количество фиксируется в отношении требований, предъявляемых к спасательным средствам и противопожарному оборудованию.

По итогам 2021 года больше было несоответствий, связанных с навигационной аппаратурой и судовыми механизмами. Количество несоответствий требованиям, предъявляемым к условиям труда моряков, практически не изменилось и составляет около 10%.

«МП»: Каковы на сегодня планы по развитию портовой инфраструктуры? Какие проекты реализуются, планируются к реализации, каковы их перспективы?

– Порт Кавказ развивается постоянно с учетом Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. Развитие происходит как в акватории, так и на территории порта.

Сегодня наш порт – один из лидеров среди морских портов Азово-Черноморского бассейна по перевалке ро-ро-грузов, ориентированных на обработку российско-турецких грузопотоков.

В рамках оптимизации процедур государственного контроля и надзора, связанных с перевозками на ро-ро-линиях между портами Турции и портом Кавказ, ведется работа по расширению действующих границ порта (включение в границы порта земельного участка) с целью расширения территории, необходимой для обработки импортных грузов.

В рамках расширения перегрузочной деятельности в порту для реализации комплекса услуг по обслуживанию судов при погрузке/разгрузке колесного автотранспорта проведены работы на железнодорожном комплексе (устройство настила железнодорожных путей и переездов), что окажет положительное воздействие на увеличение грузоперевозок между Турцией и Россией.

Перспективным объектом, расширяющим мощности порта Кавказ, является Южный район. В границах территории универсального терминала ООО «ВЕРП» открыт морской грузо-пассажирский постоянный многопрофильный пункт пропуска через государственную границу РФ.

Развитие инфраструктуры порта – это удовлетворение потребностей российской экономики и внешней торговли в перевалке грузов и обеспечение безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему.

Морские порты №6 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты