С учетом природных особенностей - Морские вести России

С учетом природных особенностей

09.09.2019

Речной транспорт

Основные судоходные пути в границах Беломорско-Онежского бассейна это: трасса Беломорско-Балтийского канала; трассы Онежского озера от пунктов Вытегра и Вознесенье до Повенца (шлюз №1 ББК), Петрозаводска, Кондопоги, о. Кижи, реки Водлы, а также соединительные хода озера Выгозеро от города Сегежа до основной трассы ББК и пункта отгрузки леса в поселке Валдай. Судоходные пути проходят по Республике Карелии, Ленинградской и Вологодской областям. Общая протяженность внутренних водных путей в границах бассейна составляет 3095,5 км, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов – 1599,5 км.

Навигация без замечаний

Анатолий Серов, и.о. руководителя ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей»

Беломорско-Балтийский канал общей протяженностью 220 км берет начало в северной части Повенецкой губы Онежского озера и выходит в Сорокский залив Белого моря. Трасса канала проложена с учетом природных особенностей края – большого количества рек и озер.

Беломорско-Онежский бассейн имеет свои особенности. Главная из них – это сочетание озерных и речных условий плавания. Существенно отличаются условия выполнения путевых работ и применяемые схемы расстановки знаков навигационной обстановки. На трассе Беломорско-Балтийского канала и озере Выгозеро, на подходах к причалам и местам погрузки, на реке Водле применяется латеральная система расстановки знаков, используемая на всех реках и озерах ВВП, а в Онежском озере – кардинальная система, соответствующая требованиям Международной ассоциации маячных служб (МАМС), регион А.

При сквозном плавании по главной трассе водного пути условия судоходства значительно меняются. Судно неоднократно проходит через шлюзы, идет по узким каменистым каналам, совершает переход по неспокойным озерам. Гарантированные минимальные габариты судового хода составляют: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м.

В 2018 году установленные гарантированные габариты судовых ходов были выдержаны на протяжении всей навигации. Замечаний по работе средств навигационного ограждения не было. Контроль качества выполненных путевых работ на путях с гарантированными габаритами проводился в ходе инспекторских осмотров путей.

Навигация на Онежском озере и реке Водле в среднем длится 185 дней, с середины мая по середину ноября. Навигация на Беломорско-Балтийском канале длится в среднем 165 суток, со второй половины мая по октябрь включительно. За навигацию 2018 года было произведено 7789 шлюзований.

Путейцы в последние годы планомерно переходят к использованию современных, надежных, легких и не требующих окраски буев, а также вех из полимерных материалов. Производят замену деревянных щитов створных знаков на щиты из металлопрофиля, что в свою очередь позволяет увеличить сроки их эксплуатации.

За период судоходства в 2018 году в Беломорско-Онежском бассейне перевезено 6210,9 тыс. тонн грузов, рост в общем объеме перевозок составил 1,6% к 2017 году.

Перевозки

Основными видами перевозимых грузов в бассейне являются нерудные строительные материалы и лесные грузы. Нерудные строительные грузы в основном направляются грузополучателям Центрального (Москва и Московская область, Тверская и Ярославская области), Северо-Западного (г. Санкт-Петербург, Ленинградская и Вологодская области), Приволжского (Нижний Новгород, Республика Татарстан – Казань) федеральных округов России.

В границах Беломорско-Балтийского канала, включая трассу Валдай – Сегежа, перевезено 300,8 тыс. тонн грузов, что составило 184,5% к уровню 2017 года.

По номенклатуре перевезенные грузы через шлюзы Беломорско-Балтийского канала распределяются следующим образом:

лесные – 87%,

строительные – 12%,

прочие – 1%.

Лесные грузы в основном доставляются в Сегежу и Кондопогу, а также в Ленинградскую область, незначительная часть экспортируется в Финляндию и Швецию.

Пассажиропотоки на водных путях бассейна – это в основном туристические перевозки по направлению о. Кижи и о. Соловки, выполняемые круизными туристическими судами, а также туристические и пассажирские перевозки Петрозаводск – о. Кижи и Беломорск – о. Соловки, выполняемые судами на подводных крыльях, в том числе по социально значимым маршрутам.

Портконтроль

С 2012 года в Администрации работает отдел по регистрации судов, который производит регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов.

Отделом регистрации за 2017-2018 годы произведено 105 юридически значимых действий различного рода, из них 22 с маломерными судами. Выданы дубликаты судовых документов, внесены изменения в Государственный судовой реестр, а также регистрация ограничений (обременений) прав на суда.

Квалификационной комиссией при Администрации в 2017-2018 годах по результатам проведенных квалификационных испытаний членов экипажей судов было выдано 1151 квалификационный документ, из них 417 дипломов, 202 подтверждения к диплому, 512 квалификационных свидетельств, 8 дубликатов квалификационных документов.

Аттестационной комиссией проведено 12 аттестаций лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов и осуществляющих связь между судовладельцем и лицами, находящимися на судах, а также диспетчеров и лоцманов.

На ВВП Беломорско-Онежского бассейна в августе 2012 года была создана инспекция государственного портового контроля. Численность инспекторов 7 человек, базируются они в основном в грузообразующих пунктах Медвежьегорск, Петрозаводск, п. Шальский, Беломорск.

Инспекторский состав мобилен и может в течение суток добраться до любого портопункта Онежского озера и Беломорско-Балтийского канала, находящегося в границах бассейна, все инспекторы снабжены мобильной оргтехникой и средствами связи для выполнения задач, связанных с проведением инспекции судов и иных плавучих объектов.

За истекший период 2017 и 2018 гг. было произведено 226 инспекций судов и иных плавучих объектов, выявлено 494 нарушения обязательных требований, оформлено 9 временных задержаний судов и иных плавучих объектов.

Результаты деятельности инспекторов являются весомой составляющей обеспечения безопасности судоходства на судах и иных плавучих объектах на внутренних водных путях.

Реконструкция

Реконструкция гидросооружений Беломорско-Балтийского канала с 2010 по 2017 год осуществлялась в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы»), в 2018 году – в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы». В составе комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала выполнена реконструкция шлюзов №4-7, 9, 10-12, 15. В 2018 году завершена реконструкция шлюзов №8, №17, входящих в состав третьего этапа.

На реконструируемых шлюзах взамен старых башен управления и зданий механизмов строятся новые с применением энергосберегающих технологий, но сохраняющие аутентичность архитектуры канала.

Улучшается состояние бетонных конструкций, меняется износившееся механическое оборудование, идет полная замена электротехнического оборудования на новой элементной базе. При автоматизации процесса управления судопропуском ведется мониторинг положения ворот, затворов, уровней воды в камерах и бьефах.

Новая система управления механизмами ворот и затворов обеспечивает заданные скорости и разгоны движения ворот и затворов с помощью блоков частотного регулирования с обычными трехфазными асинхронными электродвигателями с короткозамкнутыми роторами.

С установкой частотных приводов шлюзовых механизмов, светильников и светофоров на светодиодной основе, электрообогревателей с терморегуляторами реализованы положения федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

С 2021 по 2024 год планируются работы по реконструкции шлюзов №18, 2, 14 и оснащению инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности шлюзов №2, 8, 14, 17, 18. Для восстановления работоспособного технического состояния с нормальным уровнем безопасности в ближайшее время необходима реконструкция плотины №23.

Беломорско-Балтийский канал, являющийся частью Единой глубоководной системы европейской части РФ, соединяет Балтийское и Белое моря. Наличие выхода через Белое и Балтийское моря в бассейн Северного Ледовитого и Атлантического океанов, к Северному морскому пути является потенциальным источником для развития грузовых и туристических перевозок.

Шлюзы

Первые семь шлюзов, расположенных между небольшими искусственно созданными бьефами («Повенчанская лестница»), образуют южный склон канала и создают перепад 70,4 м. Между седьмым и восьмым шлюзами находится водораздел канала длиной 22 км, в который входят озера Воло, Узкое и Вадло.

Трасса северного склона протяженностью 188 км проходит по озерам, спрямленным руслам рек и по искусственным каналам, а также Выгозерскому водохранилищу – участку пути протяженностью 87 км, который объединил озеро Телекино, русло и долину реки Телекинки и Выгозеро. Разность уровней воды 104,45 м преодолевается с помощью 12 шлюзов.

Питание южного и северного склонов водой осуществляется из водораздельного бьефа за счет естественной приточности. На покрытие недостатка воды в водоразделе в маловодные годы сформированы два запасных водохранилища – Хижозерское и Верхневолозерское. Объем воды, накапливаемый в этих водохранилищах, полностью обеспечивает шлюзование судов.

В составе канала находятся 127 гидросооружений различного назначения: 19 шлюзов (13 двухкамерных и 6 однокамерных), 13 плотин (3 бетонных, 8 грунтовых, 1 деревянная и 1 плотина Поаре), 47 дамб, 14 водоспусков для регулирования уровней в бьефах, 33 искусственных канала, 1 мол.

Шлюзы имеют три типовые конструкции: на мягких основаниях расположены железобетонные, докового типа с неразрезным днищем и вутами; на скальных основаниях – в виде подпорных стенок уголкового профиля из монолитного железобетона, две нижние камеры шлюзов №10 и №11 представляют собой облицовку скалы стальными шпунтовыми панелями с засыпкой, выполненной калиброванным щебнем. Ворота верхних, средних и нижних голов двустворчатые. Питание камер водой осуществляется через водопроводные галереи, расположенные в верхней, средней и нижней головах шлюза.

На всех СГТС имеется контрольно-измерительная аппаратура: грунтовые реперы, контрольные марки, водомерные рейки и грунтовые пьезометры.

Позитивные тенденции

Константин Тимонин, первый заместитель руководителя – капитан Беломорско-Онежского бассейна ВВП

За первые шесть месяцев 2019 года произведено 106 инспекций судов с общим количеством выявленных нарушений обязательных требований 208. Количество инспекций, в ходе которых были выявлены нарушения обязательных требований, составило 95 (90% от общего количества инспекций).

В трех случаях выявленные нарушения привели к временному задержанию судов. По сравнению с результатами за аналогичный период 2018 года отмечается 50%-ный рост количества инспекций с 44%-ным ростом количества выявленных нарушений. Количество задержаний также увеличилось в три раза. Хотя по отношению к общему количеству произведенных инспекций рост данного показателя составляет около 1,5%.

В основном рост показателей вызван увеличением количества судов, следующих транзитом по трассе Беломорско-Балтийского канала и подпадающих под инспекции на основании оценок рисков нарушения обязательных требований, определяемых информационной системой портконтроля. Само же распределение нарушений обязательных требований по видам указывает на рост нарушений, связанных с нарушениями Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта и требований к судовому противопожарному имуществу, а также Правил по охране труда на судах (предотвращение несчастных случаев). В целом наибольшее количество нарушений выявляется по таким показателям, как (в скобках указаны показатели за аналогичные периоды 2019/2018 гг.): спасательные средства (25/24), средства борьбы с пожаром (24/10), навигация (7/13), судовые свидетельства и документы (16/13), предотвращение несчастных случаев (26/12), предотвращение загрязнения нефтепродуктами (6/9).

Драйверы роста

Позитивные тенденции роста грузоперевозок и пассажирских перевозок, наблюдаемые в 2018 году, продолжились и в навигационный период 2019 года. Так, с 30 апреля 2019 года в бассейне перевезено 2338,5 тыс. тонн грузов, рост составил 19,7% к соответствующему периоду 2018 года.

Грузовые перевозки осуществляются в основном судами типа «Волго-Дон» (пр. 507Б, 1565), «Окский» (пр. 559Б, Р-97), «Омский» (пр. 1743.1), «Невский» (пр. Р-32), «Волго-Балт» (пр. 2-95А), «Нефтерудовоз» (пр. 1570), «Калининград» (пр. 21-88), «СТ-2000», «СТ-1300», «СТ-1300» (пр. Р-25, 19620, Р-168), «Славутич» (пр. Д-080), а также несамоходными судами разных типов и проектов.

По номенклатуре: строительные грузы составляют 91,4%, лесные – 7,9% и прочие – 0,7%.

Анализируя грузопотоки, следует отметить, что увеличились объемы перевозок строительных грузов на 18,9%, а лесных на 31,0% к аналогичному периоду 2018 г.

Объем перевозок пассажиров круизными судами увеличился на 14,3%, перевезено в первом полугодии 42,3 тыс. человек, на 4,0% выросли перевозки на местных линиях, перевезено 23,5 тыс. человек.

По Беломорско-Балтийскому каналу общий судопоток вырос на 67,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, перевезено 108,4 тыс. тонн. грузов. Драйверами роста стали перевозки лесных грузов, которые составляют 73,4%. Значительное увеличение перевозок лесных грузов произошло в том числе за счет нового направления Архангельск – Кондопога.

Несколько снизился на текущий момент пассажиропоток по Беломорско-Балтийскому каналу, но это обусловлено изменением расписания движения туристических судов на навигационный период 2019 года. В целом планируемое количество рейсов туристических судов в 2019 году выше на 18,0% относительно 2018 года.

Регистрация судов и дипломирование экипажей

В первом полугодии 2019 года отдел по регистрации судов произвел 80 юридически значимых действий по предоставлению услуги государственной регистрации судов. В связи с вступлением в силу в 2018 году Правил учета плавучих объектов судовладельцами представляются заявления об учете плавучих объектов, срок рассмотрения заявления составляет не более трех рабочих дней, что значительно увеличивает удобство и оперативность подготовки документов из реестра.

Значительным событием в работе регистрационного органа стало подписание соглашения об информационном обмене между Администрацией бассейна и Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, что позволило представлять сведения о зарегистрированных транспортных средствах и об их владельцах посредством защищенного канала без составления документов на бумажных носителях.

Процесс дипломирования в 2018 и 2019 гг. ознаменован вступлением в силу нового Положения о дипломировании экипажей судов. Теперь все документы выдаются через информационную систему дипломирования, что позволяет кандидату получать один квалификационный документ по совмещенным должностям. В первом полугодии выдано 310 таких квалификационных документов.

Система управления безопасностью судов

Администрацией бассейна ведется контроль на судах, находящихся в оперативном управлении за обеспечением безопасности судоходства и предотвращением загрязнения окружающей среды, что подтверждается выданным Российским речным регистром документом о соответствии разработанной и применяемой системы управления безопасностью судов. Ежегодно проводятся корректировки и проверки эффективности применяемой СУБ. Все суда, эксплуатируемые АБВВП, имеют судовое свидетельство об управлении безопасностью.

Лоцманская служба

За первое полугодие 2019 года осуществлено 42 лоцманские проводки (рост 62% к 2018 году), из них: 10 проводок пассажирских судов по маршруту Повенец – Сосновец – Повенец, среднее время одной проводки составило 22,59 часа; 32 проводки грузовых судов по направлениям Беломорск, Сегежа, Валдай, среднее время проводки составило 23,26 часа. Рост числа лоцманских проводок связан с увеличением количества грузовых судов, оперируемых судовладельцами в бассейне.

За аналогичный период 2018 года осуществлено 26 проводок, из них 12 пассажирских судов по маршруту Повенец – Сосновец – Повенец, среднее время проводки 24,9 часа; 14 проводок грузовых судов по направлениям Сегежа, Беломорск, среднее время проводки 18,8 часа.

Общее среднее время одной проводки за первое полугодие 2019 и 2018 годов составило 23,26 и 21,62 часа соответственно (рост на 8%).

Суммарное время лоцманских проводок за 1-е полугодие 2018 г. – 562 часа, 2019 год – 744,5 часов (рост на 32%).

Кадровый состав службы: 5 человек, 1 начальник службы и 4 лоцмана. Один лоцман имеет квалификационную категорию «речной лоцман» 1-го класса, 3 лоцмана соответствуют категории 2-го класса. Все лоцманы службы имеют большой стаж работы капитанами и отлично знают лоцманское дело на своем участке ВВП.

Морские вести России №10 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика