Развитие южных портов России - Морские вести России

Развитие южных портов России

05.05.2019

Морские порты

Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых наливных и сухих грузов. На территории этого бассейна расположены семнадцать морских портов, которые по географическим и эксплуатационным условиям можно разделить на три группы: 1) имеющие потенциал развития; 2) ограниченные в развитии; 3) расположенные в городах-курортах.

Развитие инфраструктуры южных портов определено рядом федеральных документов, одним из которых является Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101-р.

Л.Н. Буянова, ведущий научный сотрудник АО «ЦНИИМФ», д.э.н.;

О.Р. Богайчук, научный сотрудник АО «ЦНИИМФ»

Классификация и специализация портов юга

Если разделить по географическим и эксплуатационным условиям морские порты Азово-Черноморского бассейна на три группы, то они будут выглядеть следующим образом.

К первой группе будут относиться незамерзающие порты, расположенные на черноморском побережье и способные принимать крупнотоннажные морские суда. Эти порты имеют потенциал для дальнейшего развития (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Тамань и др.). Ко второй группе отнесутся порты Азовского моря (Таганрог, Азов, Ейск и др.). Это замерзающие, мелководные порты, как правило, расположенные в городах, что не позволяет ввиду ограниченности территории наращивать их производственные мощности. Третью группу составят порты, расположенные в черноморских городах-курортах (Сочи, Анапа, Геленджик, Ялта, Севастополь и др.).

На рисунке 1 приведена динамика объема перевалки грузов через порты бассейна за последние десять лет, из которой следует, что за этот период объем перевалки (с учетом портов Крыма) увеличился в 1,6 раза.

Рис. 1. Динамика объемов перевалки грузов через порты Азово-Черноморского бассейна, 2009-2018 гг.

Источник: материалы АО «Морцентр-ТЭК», АО «ЦНИИМФ».

В 2018 году через порты этого бассейна было перегружено 33,3% общего объема перевалки грузов через российские порты. Структура объема перевалки через порты бассейна за 2018 год по укрупненной номенклатуре грузов приведена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура объемов перевалки грузов через порты Азово-Черноморского бассейна, 2018 г.

Источник: материалы АО «Морцентр-ТЭК», АО «ЦНИИМФ».

Из анализа данных следует, что к специализации портов бассейна можно отнести перевалку таких грузов, как сырая нефть, нефтепродукты, насыпные грузы (из них 96% – зерно). Сырую нефть отгружают в основном через терминалы порта Новороссийск. Лидерами по перевалке нефтепродуктов являются порты Туапсе (27,2%), Новороссийск (30,4%), Кавказ (18,9%) и Тамань (13,4%). Около 80% объема зерна обрабатывается на причалах портов Новороссийск, Кавказ, Ростов-на-Дону и Азов.

Анализируя показатели состояния портов Азово-Черноморского бассейна за последние десять лет, можно отметить следующее:

ежегодное увеличение объема перевалки грузов;

ежегодный прирост производственных мощностей портов за счет ввода новых и модернизации существующих терминалов;

осуществление мероприятий по повышению безопасности мореплавания в бассейне, в первую очередь в портах Азовского моря, и другое.

Тем не менее, дальнейшее развитие портов Азово-Черноморского бассейна сдерживается наличием ряда проблем, в их числе:

ограниченность пропускной способности железнодорожных подъездных путей к портам;

территориальные ограничения по развитию портовой и припортовой инфраструктуры (в первую очередь это относится ко 2-й группе портов);

недостаток инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры на основе механизмов государственно-частного партнерства;

недостаточное финансовое и организационное обеспечение работы пунктов пропуска через государственную границу.

Ключевые документы

Учитывая место и роль морских портов Азово-Черноморского бассейна во внешней торговле и национальной морской политике России, в последние годы на государственном уровне были разработаны и утверждены несколько документов, направленных на решение важнейших долгосрочных задач по развитию морской портовой инфраструктуры в данном регионе.

К документам, определяющим стратегию развития инфраструктуры морских портов бассейна и содержащим конкретные мероприятия для достижения запланированных показателей, относятся:

Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 г. №1596 с изменениями (далее – Госпрограмма);

Дорожная карта развития до 2020 года (с возможностью продления до 2030 года) морских портов Азово-Черноморского бассейна, а также развития ближних и дальних железнодорожных и автомобильных подходов к данным морским портам, утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.07.2016 г. №5011п-П9 с изменениями (далее – Дорожная карта);

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101-р.

Государственная программа: порт Тамань

Основные мероприятия, предусмотренные Госпрограммой, направлены на развитие портов Тамань и Новороссийск в рамках направления «Комплексное развитие транспортных узлов», которое кроме строительства и реконструкции портовой инфраструктуры предполагает расширение железнодорожных и автомобильных подходов к портам. Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

Реализация проекта по созданию сухогрузного района порта Тамань мощностью 91,4 млн тонн в год к 2021 году позволит частично устранить дефицит перегрузочных мощностей в портах Азово-Черноморского бассейна, принимать суда дедвейтом до 150 тыс. тонн, привлечь часть грузопотоков из портов Азовского моря в период неблагоприятной ледовой обстановки.

В рамках проекта запланировано строительство морских терминалов по перевалке угля, серы, железорудного концентрата, минеральных удобрений, зерна и т.д. и гидротехнических сооружений, объектов авто- и железнодорожной инфраструктуры. К 2020 году пропускная способность железнодорожных подходов к порту Тамань должна достичь 65 млн тонн в год.

По результатам рассмотрения проекта на конец 2018 года в инвестировании проекта были заинтересованы более 25 компаний, среди которых: АО «УК «Кузбассразрезуголь» и АО «СУЭК» (угольные терминалы мощностью 20 млн и 12 млн твг), ООО «УК «Металлоинвест» (терминал металлогрузов на 9 млн твг), АО «МХК «Еврохим» (терминал минудобрений на 11 млн твг), ООО «РН-Бункер» (терминал нефтепродуктов на 0,9 млн твг), Госкорпорация «Ростех» (грузовой терминал на 40 тыс. твг), УК «Форум» и Global Ports (контейнерный терминал на 1 млн TEU в год) и другие.

Объекты федеральной собственности (причалы, подходной канал, оградительные сооружения и берегоукрепление, искусственные земельные участки) планируется построить в рамках концессионного соглашения. Концессионер проекта – ООО «РМП-Тамань» (100% принадлежат ФГУП «Росморпорт»). В дальнейшем планируется 75% уставного капитала компании передать стратегическим инвесторам. В настоящее время в получении крупной доли в ООО «РМП-Тамань» проявило интерес ОАО «РЖД». Рассматривается вопрос привлечения к строительству порта производственных мощностей компании «Стройтрансгаз», задействованных на сооружении Крымского моста.

Между тем, по информации в СМИ, перспективы начала строительства сухогрузного района остаются неопределенными. Основной причиной является задержка в подготовке проектов документов: инвестиционных соглашений с обязательствами по строительству морских терминалов и их обеспечению заявленными грузами, акционерных соглашений по условиям вхождения в уставный капитал ООО «РМП-Тамань», условий концессионного соглашения и других. Документы по концессионной модели сухогрузного района планируется передать в правительство только в марте 2019 года.

Государственная программа: Новороссийский транспортный узел

Вторым мероприятием, направленным на развитие морских портов Азово-Черноморского бассейна в рамках направления «Комплексное развитие транспортных узлов» Госпрограммы, является проект комплексного развития Новороссийского транспортного узла (НТУ), задачами которого является развитие следующих объектов портовой инфраструктуры:

1. Реконструкция Новороссийского зернового терминала (группа НМТП) и пристани №3 (увеличение мощности на 4-6 млн твг до 2020 г.).

2. Реконструкция контейнерного терминала АО «Новорослесэкспорт» (увеличение мощности с 300 тыс. до 350 тыс. TEU в год, в 2018 году работы завершены).

3. Реконструкция 6-го района АО «Новорослесэкспорт» с целью обеспечения приема судов вместимостью до 50 тыс. тонн и увеличения перевалки генеральных грузов с 1 млн до 2,3 млн твг (предполагаемый срок реализации – 2020 год).

4. Создание на территории АО «НСРЗ» универсального перегрузочного комплекса мощностью до 12 млн твг (предполагаемый срок реализации – 2020 год).

5. Строительство терминала по перевалке минеральных удобрений на Восточном пирсе ПАО «НМТП» с пропускной способностью до 5 млн твг к 2021 году.

6. Реконструкция мазутного терминала ООО «НМТ» для возможности одновременной перевалки светлых и темных нефтепродуктов.

7. Увеличение мощности зернового терминала «КСК» до 6 млн твг (предполагаемый срок реализации – 2020 год).

8. Увеличение мощности контейнерного терминала ООО «НУТЭП» до 700 тыс. TEU в год за счет строительства нового причала №38 и модернизации существующего терминала (срок реализации всего проекта – 2020 год).

Указанные проекты будут реализованы за счет средств владельцев терминалов.

За счет средств федерального бюджета финансируются проекты железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, направленные на увеличение транспортной доступности не только порта Новороссийск, но и других портов Азово-Черноморского бассейна, такие как:

строительство станции в районе разъезда 9-й км Северо-Кавказской железной дороги;

строительство ж/д парков и развитие ж/д станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги;

строительство и реконструкция автомобильных дорог для обеспечения комплексного развития НТУ;

строительство и реконструкция участков автодороги А-290 Новороссийск – Керчь.

Госпрограммой за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников запланирован проект, направленный на развитие системы международных транспортных коридоров и создание сети скоростных автодорог РФ, строительство и реконструкцию автодороги М-4 «Дон» (Москва – Новороссийск). Срок реализации проекта – 2010-2021 годы.

В финансировании проектов Госпрограммы по развитию железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна принимает участие ОАО «РЖД». Согласно инвестиционному проекту «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна», утвержденному в 2014 году, к 2020 году железная дорога должна обеспечить перевозки грузов к портам бассейна в объеме 125,1 млн твг.

Мероприятия по развитию других портов бассейна предусмотрены Госпрограммой в рамках направления «Морской и речной транспорт». Сюда входят проекты по развитию инфраструктуры портов Кавказ, Азов, Темрюк, Геленджик.

Дорожная карта

Дорожная карта кроме мероприятий, предусмотренных Госпрограммой, содержит ряд проектов, находящихся в стадии реализации или планируемых к вводу в ближайшие годы и финансируемых за счет внебюджетных средств:

1. Реконструкция контейнерного терминала ПАО «НМТП» на Широком пирсе №1 с увеличением мощности с 200 тыс. до 300 тыс. TEU в год (предполагаемый срок реализации – 2020 год).

2. Модернизация базы сжиженного газа ГК «ОТЭКО» с целью увеличения мощности терминала ЗАО «Таманьнефтегаз» до 3,5 млн тонн газа в год. Срок реализации проекта – 2019 год.

3. Строительство Таманского терминала навалочных грузов ООО «ОТЭКО-Портсервис» мощностью 60 млн твг (уголь – 50 млн; сера и минудобрения – по 5 млн твг) для судов дедвейтом до 220 тыс. тонн. Срок реализации 1-го этапа проекта по перевалке угля – 2018 год.

4. Строительство Таманского зернового терминала ГК «ОТЭКО» мощностью 14,5 млн твг зерновых, соевых бобов и т.п. (предполагаемый срок реализации – 2019 год).

5. Строительство базы крупнотоннажных и тяжеловесных грузов мощностью 0,3 млн твг для обеспечения снабжения объектов портово-индустриального парка «ОТЭКО» необходимым оборудованием. Срок реализации проекта – 2021 год.

6. Строительство перевалочного комплекса ПАО «Тольяттиазот» мощностью 5 млн твг (2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида). Срок реализации проекта – 2020 год.

В рамках Дорожной карты за счет средств федерального бюджета финансируются мероприятия, связанные со строительством и реконструкцией объектов инфраструктуры морских портов Керчь, Феодосия, Севастополь, Евпатория, Ялта. Срок реализации – 2020 год.

Комплексный план

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был подготовлен и утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101-р «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года». План содержит 11 федеральных проектов, 9 из которых относятся к транспортной инфраструктуре, а 2 проекта направлены на модернизацию и расширение энергетической инфраструктуры. Срок реализации плана – с 01.10.2018 г. по 31.12.2024 г. По каждому проекту содержатся цели и перечень мероприятий для их достижения, целевые показатели по годам реализации плана, ответственные исполнители, объемы финансирования.

Модернизация и расширение инфраструктуры морских портов осуществляется путем реализации федерального проекта «Морские порты России». Планируется к 2024 году увеличить объем перевалки грузов через порты Азово-Черноморского бассейна на 103,9 млн тонн. Для достижения этого индикатора в отношении морского порта Тамань федеральным проектом запланировано увеличение мощности порта Тамань на 62 млн тонн к 2024 году за счет создания сухогрузного района порта.

Из анализа трех документов, содержащих мероприятия по развитию морских портов, следует, что в целом задачи и целевые индикаторы во всех документах имеют единый вектор, но более поздний документ – Комплексный план – уточняет и конкретизирует сроки и источники финансирования с учетом изменения окружения реализуемых инвестиционных проектов.

При этом документов, указывающих на приостановление действия Дорожных карт как по Азово-Черноморскому бассейну (утверждена в июле 2016 года, откорректирована в декабре 2017 года), так и по другим бассейнам (утверждены в марте 2018 года), не выявлено. Следует отметить высокий уровень одобрения Дорожных карт (утверждены Председателем Правительства РФ).

Работа над федеральным проектом «Морские порты России» Комплексного плана осуществлялась в период май-сентябрь 2018 года. При формировании перечня мероприятий данного проекта использованы все действующие документы по развитию морской портовой инфраструктуры. Официально утвержденный документ содержит только целевые индикаторы в целом по бассейну с выделением наиболее крупных проектов. Детализация планового перечня мероприятий по морским портам бассейна приведена в обосновывающих материалах. Работа по уточнению параметров Комплексного плана продолжается.

Морские порты №1 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ