«Морской фасад»: потенциал роста круизной отрасли - Морские вести России

«Морской фасад»: потенциал роста круизной отрасли

27.02.2017

«Морской фасад»: потенциал роста круизной отрасли

АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» подводит итоги круизного сезона 2016 года. На фоне западных санкций пассажирооборот порта за текущий год остался примерно на том же уровне, что и в предыдущем году, – более 456 тыс. пассажиров. Между тем, по мнению крупнейшего портала круизной отрасли Cruise Critic, Санкт-Петербург занял первое место в номинации Cruisers Choice Destination Awards 2016 как лучшее круизное направление и возглавил пятерку самых рейтинговых портов Балтики и Скандинавии, а по версии одного из крупнейших круизных изданий CruiseInsight признан лучшим круизным направлением для туристских групп.

В следующем году руководство пассажирского порта ожидает рост пассажирооборота на 20%. О предварительных итогах года, планах развития и перспективах на будущее журналу «Морские порты» рассказал генеральный директор АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Вадим Каширин.

«МП»: Вадим Анатольевич, каковы предварительные итоги круизного сезона 2016 года в крупнейшем российском морском пассажирском порту Санкт-Петербург? Какова на сегодня динамика пассажирских перевозок через Ваш порт и каковы перспективы дальнейшего роста? Какими международными наградами отмечена деятельность порта в этом году?

– С учетом того, что летняя навигация 2016 года была завершена 11 октября, действительно, можно подводить итоги. За этот год пассажирский порт Санкт-Петербург принял 209 круизных судов и более 456 тысяч пассажиров, что немного меньше, чем в прошлом году. При этом основные финансовые показатели, такие как выручка и чистая прибыль, значительно превысили показатели прошлого года, и в первую очередь за счет реализации комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию текущих расходов компании.

Принимая во внимание, что круизному судоходству свойственна определенная трех-четырехлетняя цикличность, колебания в пределах 5% в течение этого периода – это совершенно нормальное явление. Как правило, за такими небольшими спадами следует новый период существенного роста. Заявки, которые поступили от круизных компаний, подтверждают, что в 2017 году рост количества судозаходов и объема пассажиропотока составит порядка 20%.

Тот факт, что круизный туризм в нашем городе развивается, подтверждает еще и то, что Санкт-Петербург, по мнению крупнейшего портала круизной отрасли Cruise Critic, занял первое место в номинации Cruisers Choice Destination Awards 2016 как лучшее круизное направление и возглавил пятерку самых рейтинговых портов Балтики и Скандинавии. На основе многочисленных отзывов о городе и порте среди путешественников Санкт-Петербург был выбран самым излюбленным портом для захода в 2016 году.

Также в этом году город признан лучшим круизным направлением для туристских групп по версии одного из крупнейших круизных изданий CruiseInsight. При этом туризм постепенно становится одной из стратегических отраслей экономики города.

«МП»: Какова роль Вашей компании в обеспечении круизных перевозок в Санкт-Петербурге? Какие основные услуги вы оказываете и функции выполняете в этом сегменте? Как развивается направление паромных грузопассажирских перевозок и перевозок ро-ро?

– На сегодняшний день порт является основным терминалом для приема круизных судов в Санкт-Петербурге. Более 75% заходов всех круизных судов и более 95% пассажиров, прибывающих в наш город на борту этих судов, принимает именно наш порт. Также прием таких судов возможен в грузовом торговом порту, на пассажирских терминалах набережных р.Невы с учетом имеющихся ограничений до 220 метров.

Но пассажирский порт «Морской фасад» строили именно для того, чтобы создать действительно современную специализированную инфраструктуру с наилучшими условиями для пребывания круизных судов и их пассажиров. Инфраструктура порта не просто сопоставима, а превосходит другие европейские порты. Всего за 10 минут после швартовки судно подключается к береговым сетям по подаче воды, сдаче хозяйственно-бытовых вод и отходов. В то же время в большинстве европейских портов для этого по-прежнему используют баржи или цистерны.

Созданные условия навигации и параметры подходного канала позволяют капитанам судов безопасно и быстро заходить в акваторию порта и швартоваться к причалам.

Пассажирский порт Санкт-Петербург предоставляет самый широкий перечень услуг для судов и их пассажиров, уровень качества которых отвечает самым высоким мировым требованиям и стандартам. Помимо основной деятельности, предусматривающей предоставление круизным и паромным судам возможности использования портовой инфраструктуры, мы организуем бункеровку пресной водой, кстати, питьевого качества (порт располагает собственной станцией по доочистке воды), прием сточных вод и мусора, предоставляем необходимое технологическое оборудование, а туроператорам оказываем услуги по предоставлению транспортной инфраструктуры, предлагаем в аренду офисные помещения и т.д. В порту даже имеется собственная вертолетная площадка (хелипорт), на которой в этом году было осуществлено порядка 300 взлетов-посадок. Одной из наших задач является расширение спектра предоставляемых клиентам услуг.

Пока преимуществами инфраструктуры пользуются круизные суда, так как регулярное паромное сообщение в порту не осуществляется. Это ограничение прежде всего связано с классификацией пункта пропуска, которая была исключительно пассажирской до недавнего времени. Сейчас уже приняты изменения на федеральном уровне: в декабре 2015 года председателем правительства РФ подписано постановление, изменившее статус пункта пропуска с пассажирского на грузопассажирский. В настоящее время проводятся проектные работы по его реконструкции. В следующем году мы приступим к строительно-монтажным работам и планируем завершить процесс проведения реконструкции и дооснащения пункта пропуска в 4-м квартале 2018 года, после чего сможем принимать грузопассажирские паромные суда, которые прибывают в Санкт-Петербург на регулярной основе.

Необходимо обратить внимание, и особенно жителей Васильевского острова, что речь не идет о создании специализированного грузового терминала и после завершения работ горожане не столкнутся с проблемой появления большого количества автопоездов на улично-дорожной сети города. Конечно, у паромов есть грузовая палуба и они перевозят некоторое количество техники на борту, но говорить о перевозках ро-ро грузов в традиционном понимании не стоит.

Объемы перевозимых грузов незначительны, а грузовики, следующие из европейских стран, отвечают самым жестким экологическим требованиям и их количество принципиально не может отрицательно сказаться на дорожной ситуации и экологии района. Более того, с учетом скорого ввода в эксплуатацию центрального участка Западного скоростного диаметра (ЗСД) транспортная ситуация на Васильевском острове улучшится в целом, а грузовой транспорт из порта будет направляться сразу на ЗСД, минуя жилые кварталы.

«МП»: Какие инфраструктурные объекты принадлежат АО в пассажирском порту и на каких условиях? Кто сегодня в бенефициарах компании и какова доля города?

– В составе порта 7 причалов и 4 морских вокзала, одновременно порт может принимать до 7 судов и до 18 тысяч пассажиров. Также порт располагает специализированным комплексом для приема грузопассажирских паромов, включая пункт пропуска через государственную границу РФ, общим парковочным пространством для стоянки туристского транспорта и, как я уже говорил, собственным хелипортом.

Изначально проект по созданию порта реализовывался по программе государственно-частного партнерства. На строительство были направлены частные и федеральные средства. В 2011 году порт был передан городу, и в настоящее время единственным акционером предприятия является субъект Российской Федерации – Санкт-Петербург. Стратегическое управление предприятием осуществляет совет директоров, в состав которого входят представители правительства Санкт-Петербурга.

«МП»: Как муниципальные власти участвуют в управлении компанией, насколько тесное взаимодействие сегодня между менеджментом компании и городом? Какие ставятся задачи, предлагаются планы, оказывается помощь в организации оперативного управления пассажиропотоками и туристическими маршрутами?

– Управление компанией осуществляется в рамках российского законодательства, согласно которому именно совет директоров является ключевым управляющим органом, утверждающим отчетные документы и планы по развитию предприятия.

Принимая во внимание то, что порт является инфраструктурным объектом и одной из составных частей транспортной и туристской отраслей, мы, безусловно, тесно взаимодействуем с профильными органами государственной власти на региональном и федеральном уровнях. Все ключевые инициативы, которые продвигает порт, нацелены прежде всего на повышение результатов деятельности отрасли в целом.

Сегодня для круизных туристов наш порт – это место первого их знакомства с Санкт-Петербургом, поэтому наша задача заключается в том, чтобы предоставить туристу услуги максимально высокого качества, чтобы не позволить формальностям испортить впечатление от нашего великолепного города.

Мы традиционно тесно сотрудничаем с предприятиями отрасли, совместно представляем наш город на профильных выставках и конференциях. Конечно, ключевую роль в деятельности предприятия играет Комитет по транспорту Санкт-Петербурга, при активном взаимодействии с которым в порту происходят столь важные инфраструктурные изменения. Также нельзя не отметить роль Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, совместно с которым мы рассчитываем реализовать еще ряд интересных и важных инициатив.

В качестве ключевых задач, стоящих перед компанией и предусмотренных ее стратегическим планом развития, являются максимальная загрузка причалов и организация регулярного круглогодичного паромного сообщения с портами Балтийского региона. Кроме этого, одной из важнейших задач является расширение периода круизной навигации, который в силу ряда причин на Балтике составляет полгода.

«МП»: Расскажите о ближайших планах компании: какие линии (маршруты) планируете развивать, будет ли расширяться инфраструктура порта, какие новые объекты и оборудование собираетесь в будущем ввести в эксплуатацию? Полностью ли готова подходная морская (каналы, фарватеры и пр.) и сухопутная (Западный скоростной диаметр) инфраструктура к порту?

– При строительстве порта изучался передовой опыт наших зарубежных коллег и были использованы самые современные инженерные и технические решения. С учетом этого сегодня инфраструктура порта как водная, так и наземная полностью обеспечивает производственный процесс. Конечно, нельзя останавливаться на достигнутом, особенно с учетом тенденций в сфере круизного судоходства. В последние годы размеры новых круизных судов постоянно увеличиваются, поэтому порт начал работы по проектированию выносных палов у причала №7. Их строительство позволит увеличить длину причального фронта более чем на 100 метров и осуществлять одновременную постановку двух судов длиной 330 метров у причалов №6 и №7. Ожидается, что 1-й этап работ будет завершен уже в следующем году.

Как я уже говорил, другим важным направлением развития является организация регулярного паромного сообщения с портами балтийских государств. В рамках данного проекта планируется выполнить комплекс работ по дооборудованию имеющейся инфраструктуры пункта пропуска в соответствии с требованиями государственных контрольных органов. По завершении реконструкции пункта пропуска порт планирует обеспечить прием судов существующей паромной линии St.Peter Line, которые в настоящее время осуществляют заходы на другой пассажирский терминал – Морской вокзал. Также мы проводим переговоры и с другими паромными операторами на предмет организации регулярных рейсов в пассажирский порт Санкт-Петербург.

Ввод в эксплуатацию центрального участка ЗСД не только окажет неоценимую пользу жителям Василеостровского и центральных районов Санкт-Петербурга, разгрузив улично-дорожную сеть города, но и позволит туристам, начинающим экскурсионные программы в пассажирском порту Санкт-Петербург, значительно быстрее добираться до ближайших пригородов, таких как Пушкин, Петергоф, Ломоносов, Ораниенбаум, и исключить срывы экскурсионных туров из-за пробок в городе.

Учитывая, что в порту «Морской фасад» производится смена пассажиров круизных судов, количество которых пока не так существенно, организация прямого скоростного сообщения с аэропортом Пулково позволит в шесть раз сократить время в пути для туристов, прибывающих и убывающих из Санкт-Петербурга с целью начала или завершения круиза по Балтике. Также запуск ЗСД откроет нам возможность организации регулярных заходов грузо-пассажирских паромов.

«МП»: Что предлагает Ваша компания в «низкий сезон» перевозок (в зимнее время), выгодны ли такие перевозки, ведь обслуживание, вероятно, дорожает в связи с ледокольными проводками и прочим? Будет ли развивать компания речной туризм, связанный с круизными маршрутами? Что делается в этом направлении?

– Действительно, как было уже сказано, в Санкт-Петербурге круизный сезон непродолжительный – в среднем всего 6 месяцев в году. При этом основная часть судозаходов совершается с мая по сентябрь. В октябре сезон практически заканчивается и количество судозаходов минимально. В связи с этим наша компания с 2014 года ежегодно с 1 октября по 15 апреля снижает стоимость услуг для круизных судов на 50%.

Круизный сезон может быть и круглогодичным, однако в период зимней навигации для осуществления заходов в порт требуется ледовый класс судов, а у круизных линий такой класс судов практически полностью отсутствует. Кроме этого, как вы верно заметили, стоимость захода для судовладельцев в период зимней навигации увеличивается, но не за счет ледокольных проводок или ледового сбора, от которого освобождены пассажирские суда, а за счет ледового класса самого судна и соответствующего повышенного расхода топлива.

Стоит отметить, что Балтика является в принципе сложным регионом для мореплавания в зимний период, а климатические особенности Северо-Западного региона, к сожалению, не способствуют привлечению круизных туристов в наш город в низкий сезон. Тем не менее, вопрос организации зимних круизов по Балтике с заходом в Санкт-Петербург в настоящее время активно обсуждается и администрацией города.

С точки зрения развития речного туризма отмечу, что причалы пассажирского порта Санкт-Петербург не предназначены для приема речных судов. При этом не многие знают, что при создании пассажирского порта прорабатывался частный проект речного порта, который являлся бы сателлитом порта морского.

Этот проект предусматривал возможность использования специально спроектированных и построенных речных скоростных судов для доставки пассажиров, прибывающих в город на круизных судах, по воде с причалов речного порта, расположенных на северной шпоре, непосредственно к городским причалам и в Петергоф. Также к причалам речного порта могли швартоваться и любые другие речные суда. В настоящее время проект развития речного кластера, который уже прошел государственную экспертизу, к сожалению, заморожен по причине отсутствия финансирования.

«МП»: С какими крупнейшими судоходными компаниями Вы работаете? Насколько повлияла на них санкционная политика США и ЕС? В связи с этим произошли ли какие-то перемены по смене линий или судоходных компаний?

– Порт принимает суда всех основных круизных компаний мира – это более 20 крупных корпораций и 30 брендов. При этом ежегодно их список расширяется. Так, в 2016 году в пассажирский порт Санкт-Петербург впервые зашли суда таких компаний, как Hapag Lloyd Cruises, Sea Cloud Cruises и Windstar Cruises.

С учетом этого говорить о влиянии санкций на круизный туризм в Санкт-Петербурге, к счастью, не приходится. Конечно, происходит некоторое перераспределение удельных долей каждой компании в общем количестве судозаходов, но это естественный процесс, вызванный исключительно экономическими факторами.

Всего за свою историю порт принял граждан из более чем 180 стран, то есть практически со всего мира.

«МП»: Каков сейчас страновой состав пассажиров, изменился ли он за последние годы? Какова доля российских туристов, путешествующих морем, куда больше ездят наши соотечественники, какую среднюю продолжительность морских круизов выбирают и каков средний чек за круиз?

– Среди туристов, прибывающих на круизных судах, иностранцы составляют абсолютное большинство. Основная доля иностранных туристов, четверть от общего количества пассажиров – это граждане ФРГ, далее идут граждане США – 17%, Великобритании – 11%, оставшаяся доля приходится на граждан Испании, Италии и других стран. Россияне также отправляются в круизы из Санкт-Петербурга, но таких немного, не более 10 тыс. пассажиров в год до последнего экономического кризиса.

Морские круизы крайне разнообразны и по стоимости, и по маршруту следования. Конечно, подавляющее большинство круизных судов осуществляет заходы в Санкт-Петербург в рамках круизов по Балтийскому морю, и есть такие суда, которые делают остановку в Санкт-Петербурге в ходе кругосветного путешествия.

Наиболее популярными маршрутами являются традиционные 8- и 15-дневные круизы с заходами в основные порты балтийских стран – Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки, Таллин, Санкт-Петербург. Немцы, например, предпочитают начинать круизы на родине в Киле или Варнемюнде. При этом стоимость может варьироваться от 500 EUR и до 15000 EUR.

Американская компания Viking Oceans, специализирующаяся на организации круизов по всему миру для граждан США, предлагает 15-дневные круизы премиум-класса на ультрасовременных судах с заходом в Балтийское, Норвежское и Северное моря от 5000 долларов США и выше в зависимости от типа каюты и желаний туристов. Как видите, круизный туризм является достаточно дорогим видом отдыха.

«МП»: Каковы на сегодня настроения туристов, приезжающих морем в Северную столицу России? Как они оценивают уровень российского сервиса – бытового обслуживания в порту, таможенные процедуры, транспорт, связь, гостиницы и т.п.?

– По заказу нашей компании Санкт-Петербургский государственный университет ежегодно проводит исследования, направленные на определение уровня удовлетворенности пассажиров, судовладельцев и туроператоров. Исследование за 2015 год выявило, что индекс удовлетворенности пассажиров порта находится на ощутимо высоком уровне – 89%, а степень удовлетворенности наших контрагентов превышает 85%. В сравнении с результатами 2014 года оба показателя улучшились.

Результаты опроса за 2016 год пока окончательно не подведены, но предварительные ожидания оптимистичные. По нашим впечатлениям, туристам нравится Санкт-Петербург и нравится прибывать на круизных судах в наш порт.

Надо признать, что наши коллеги из туристской отрасли прикладывают значительные усилия, чтобы иностранные туристы чувствовали себя комфортно в Санкт-Петербурге. Это и уровень сервиса, и языковая поддержка, и качество предлагаемых туристских продуктов.

«МП»: Опишите в экономических терминах успехи и доходы Вашей компании? Каковы на сегодня темпы окупаемости недешевого проекта «Морского фасада»? Какие поступления приносит морской круизный бизнес городу? Какие направления город развивает в расчете на рост пассажиропотока через порт Санкт-Петербург?

– С начала производственной деятельности наша компания всегда демонстрировала операционную прибыль, что свидетельствует о том, что доходы от текущей деятельности предприятия полностью покрывают операционные расходы. Кроме того, за весь период производственно-хозяйственной деятельности АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» не привлекало каких-либо заемных средств, а также средств из государственного или регионального бюджета. Вся деятельность финансируется исключительно за счет поступлений от текущих доходов. В частности, за 2015 год компания помимо налоговых выплат в бюджеты и внебюджетные фонды разных уровней перечислила дивиденды в бюджет Санкт-Петербурга в размере более 65 млн рублей.

В зависимости от финансовых результатов формируются и планы по развитию, предполагающие инвестиции. В настоящее время ведется работа по актуализации Стратегического плана развития до 2021 года с учетом новых проектов, в том числе проекта по организации регулярного паромного сообщения в порту, которые позволят увеличить прибыль компании и поступления в городской бюджет.

Несмотря на стабильно растущий пассажиропоток, связанный в первую очередь с популярностью нашего города как туристского центра Балтийского моря, администрация Санкт-Петербурга старается найти дополнительные возможности для увеличения туристического потока, в том числе и за счет круизных туристов. В частности, развивается направление событийного туризма, что с учетом насыщения событийного календаря города в низкий сезон и предоставляемых в этот период преимуществ создает дополнительные возможности для расширения круизного сезона, а также организации зимних круизов по Балтике.

Учитывая уникальность Санкт-Петербурга как туристской дестинации1, одним из направлений развития является создание на базе нашего транзитного порта – порта начала и завершения круизов. Это отдельная и долгосрочная задача, которую компания решает при непосредственной поддержке городской администрации и которая позволит создать существенный синергетический эффект для всей туристской отрасли города и его экономики.

Также задача повышения эффективности использования существующих объектов инфраструктуры, включая развитие портовой территории, является одним из важнейших стратегических направлений развития пассажирского порта Санкт-Петербург на ближайшие пять лет.

Еще раз отмечу, что работа порта «Морской фасад» прежде всего направлена на создание благоприятных условий для развития всего туристского кластера Санкт-Петербурга. И, конечно, наличие стабильного пассажиропотока через наш порт свидетельствует о том, что российская круизная отрасль сегодня демонстрирует устойчивое развитие, и это развитие в ближайшие годы будет продолжаться.

1. Дестинация – место назначения туристского путешествия (туристской поездки, тура, экскурсии), место посещения (территория, местность, город, населенный пункт, туристский центр) гражданами, не проживающими постоянно в данной местности и не относящимися к категории местного населения.

Морские порты №7 (2016)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ