Служба капитана порта Холмск отлажена по всем направлениям

11.09.2017  
Служба капитана порта Холмск отлажена по всем направлениям

Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Холмск имеет важное социально-экономическое значение для Сахалинской области, и как порту, являющемуся ключевым звеном транспортной системы региона, в том числе связывающей материк с островом, ему уделяется особое внимание.

О назначении порта, особенностях судоходства, обеспечении безопасности мореплавания в его акватории и на подходах, а также о перспективах развития порта рассказывает недавно вступивший в должность капитана морского порта Холмск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Валерий Лидерс.

«МП»: Валерий Иванович, что из себя представляет сегодня порт Холмск и каково его значение для экономики Сахалинской области?

– Морской порт Холмск расположен на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского и включает две гавани – Южную и Северную, два морских терминала – Правда (6,5 миль к югу от Южной гавани) и Яблочное (5,5 миль к северу от Северной гавани). Общая площадь территории порта составляет 48,89 га, акватории – 15,62 кв. км. В порту действуют 27 причалов с общей длиной причального фронта 2469 м. Пропускная способность грузовых терминалов – 5,175 млн тонн в год. Основные мощности порта рассчитаны на переработку сухих грузов объемом 5,08 млн тонн в год и 100 тыс. тонн наливных грузов. Площадь крытых складов составляет 27,5 тыс. кв. м, открытых – 134 тыс. кв. м.

Порт имеет морской грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Государственный контроль в пункте пропуска осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля. Пропускная способность пассажирских терминалов составляет 90 тыс. пассажиров в год.

Благодаря своему расположению порт Холмск имеет важное социально-экономическое значение для Сахалинской области. Порт является транспортным звеном, соединяющим различные районы Сахалина с регионами России через паромную переправу Ванино – Холмск, а также важным транспортным узлом, через который осуществляются международные перевозки в страны АТР. Влияние теплого течения позволяет осуществлять круглогодичную навигацию. Маршрут в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении – самый удобный для перевозки грузов и пассажиров на остров Сахалин.

Кроме того, порт занимает важное место в нефтедобывающей промышленности региона – он включен в логистическую цепочку по обслуживанию и снабжению нефтегазовых шельфовых проектов «Сахалин». В северной части Охотского моря, сопоставимой по сложности ледовой обстановки с арктическими морями, установлены буровые платформы, которые благодаря продуманной логистике в морском порту Холмск функционируют бесперебойно круглый год. Сохранил порт свою значимость и для рыбодобывающей отрасли.

«МП»: Изменилась ли специализация терминалов порта за последнее время, характер грузопотоков? Каковы показатели грузооборота и пассажирооборота в порту за прошлый год?

– Грузовые операции с железнодорожными паромами линии Холмск – Ванино – Холмск по-прежнему осуществляются на причале №4 Южной гавани, там же проходит посадка и высадка пассажиров. Напомню, Южная гавань рассчитана на прием грузопассажирских, транспортных и рыбопромысловых судов осадкой до 6 метров. Морские терминалы Правда и Яблочное предназначены для грузовых операций с рыбой и продукцией морского промысла. Терминал Правда рассчитан на прием судов осадкой до 2,2 метра, Яблочное – до 1,75 метра. Северная гавань предназначена для судов осадкой до 8 метров, это максимально допустимый параметр принимаемых портом судов.

По итогам 2016 года объем ввезенных в порт грузов составил 1,14 млн тонн, вывезенных – 417 тыс. тонн. По направлению Холмск – Ванино – Холмск паромами типа «Сахалин» в прошлом году перевезено 35 тыс. 586 человек.

«МП»: С какими судами работает порт и какова интенсивность судоходства? Сколько и в каких реестрах зарегистрировано судов в морском порту Холмск?

– В морской порт Холмск заходят суда следующих типов: паромы типа «Сахалин», суда для перевозки генеральных грузов, балкеры, танкеры, рыбопромысловые суда, специализированные суда для обслуживания морских буровых платформ и производства всех видов работ на континентальном шельфе, включая передвижные буровые платформы. Порт может осуществлять грузовые операции с опасными грузами всех классов IМО.

Общее количество заходов в порт в 2016 году составило 1302 судна. Анализируя динамику, можно отметить, что пик заходов приходится на период с мая по сентябрь. Это связано с довольно интенсивным характером работ на континентальном шельфе Сахалина и с увеличением экспорта каменного угля с наступлением благоприятной гидрометеорологической и ледовой обстановки.

В реестрах порта Холмск зарегистрировано 428 судов. В Государственном судовом реестре зарегистрировано 375 судов, в том числе 349 рыболовных (из них 139 маломерных) и 26 торговых (из них 4 маломерных), в Бербоут-чартерном реестре – 6 торговых судов, в Российском международном реестре судов – 24 судна (10 – на собственников, 14 – на фрахтователей по бербоут-чартеру).

Помимо регистрации судов и прав на них Службой капитана порта производится регистрация других вещных прав на суда, а также ограничения (обременения) прав на них, выдача свидетельств о минимальном безопасном составе экипажа, о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, бункерным топливом, вредными и опасными веществами, журналов непрерывной регистрации истории судна и т.д.

«МП»: Каковы особенности навигации в акватории порта и что делается Службой капитана порта для обеспечения безопасности судоходства?

– Хотя порт не замерзает, судоходство в нем зависит от сезонных явлений. С ноября по апрель проходят глубокие циклоны со штормовыми ветрами. С июля по сентябрь надвигаются тропические циклоны (тайфуны) с ветрами более 25 метров в секунду и сильными осадками. В весенне-летний период бывают туманы, а в осенне-зимний период – снегопады с видимостью менее 500 метров.

Одна из особенностей акватории порта, доставляющая немало хлопот Службе капитана порта, заключается в том, что здесь формируются периодические резонансные горизонтальные колебания масс воды – тягуны. Такие явления наблюдаются в Южной гавани при ветрах северо-северо-западных направлений у всех причалов, в Северной гавани – при ветрах западно-юго-западных направлений у причалов №7 и №8. При возникновении тягуна стоящие в названных местах суда по указанию капитана порта должны быть готовы к немедленному отходу на якорную стоянку.

Отмечу, что морской порт не является местом убежища для судов в штормовую погоду, за исключением судов портового флота, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению объектов инфраструктуры морского порта. Морские терминалы Правда и Яблочное могут служить местом убежища для судов с соответствующими параметрами.

Суда следуют в порт на вход и выход по фарватерам Южной или Северной гаваней по светящимся створным знакам. Оба пути составляют порядка 1 мили. Фарватер Южной гавани имеет глубину 9,5 метра и ширину 140 метров, а фарватер Северной гавани – глубину 10,3 метра и ширину 84 метра. Движение судов по фарватерам одностороннее, а его направление и очередность регулируются капитаном порта. Для безопасного плавания судов в акватории порта установлены кардинальные буи, ограждающие опасности. Навигационное оборудование поддерживается в исправном техническом состоянии.

Из-за метеорологических и географических сложностей, а также в силу интенсивности судоходства в порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов. Операции по постановке судов на якорь и снятию их с якоря, швартовные операции, а также регулирование движения судов в акватории морского порта осуществляются в соответствии с графиком расстановки и движения судов, который утверждается капитаном порта ежедневно на основании информации о заходе судна и доводится до сведения судов, следующих в морской порт, стоящих в морском порту, и их агентов публикацией на официальном сайте учреждения.

Порт Холмск входит в зону действия морских районов А1 и А2 ГМССБ. Связь в морском районе А1 ГМССБ обеспечивается работой базовой станции, расположенной на горе Татарская, радиус действия которой составляет 31 милю. Связь в морском районе А2 ГМССБ обеспечивается работой базовой станции, расположенной на горе Плотская, радиус действия которой составляет 165 миль.

«МП»: Валерий Иванович, расскажите, пожалуйста, о работе инспекции государственного портового контроля (ИГПК), входящей в Службу капитана морского порта Холмск?

– В морском порту Холмск инспекторами ИГПК осуществляется портовый контроль государством флага (FSC) в соответствии с «Рекомендациями по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах за судами, плавающими под государственным флагом РФ с использованием компьютеризированного учета результатов контроля» и контроль государством порта (PSC) в соответствии с процедурами Токийского меморандума о взаимопонимании о контроле судов.

В 2016 году была проведена 191 инспекция судов под флагом РФ и в результате было вынесено 620 замечаний. Было проинспектировано 39 судов под иностранными флагами, вынесено 119 замечаний. Наибольшее количество нарушений, выявленных в ходе инспектирования судов под флагом РФ, относится к исполнению требований в части безопасности мореплавания (187 замечаний) и Конвенции о труде в морском судоходстве от 2006 года (152 замечания). Также распространены нарушения в таких областях, как «судовые документы и сертификаты», «пропульсивная установка и вспомогательные механизмы» и «пожаробезопасность». Что касается иностранных судов, то наибольшее количество замечаний инспекторов относится к нарушению Конвенции о труде в морском судоходстве и безопасности мореплавания. В 2016 году из-за выявленных нарушений двум судам было отказано в выдаче разрешения на выход из порта: СРТМ «Тор» под флагом РФ и судну под флагом Сьерра-Леоне.

Благодаря целенаправленной, отлаженной работе в том числе инспекторов ИГПК по обеспечению безопасности мореплавания в течение последних 5 лет в зоне ответственности капитана морского порта Холмск не было ни одного аварийного случая.

«МП»: Какие инфраструктурные проекты по модернизации портовых объектов сегодня реализуются в морском порту Холмск?

– Перспективы развития морского порта Холмск связаны с дальнейшим строительством и развитием объектов портовой инфраструктуры. В частности, планами предусматривается реконструкция входных молов Южной гавани. Это необходимо для повышения защищенности акватории морского порта и улучшения возможностей выполнения обработки судов в периоды неблагоприятных гидрометеорологических условий.

Кроме того, для увеличения объемов перевалки грузов и пассажиропотока в морском порту запланирована реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного комплекса линии Холмск – Ванино – Холмск.

Из реализованных проектов нужно отметить строительство оградительного сооружения, инициированное оператором причалов в Северной гавани морского порта Холмск – СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис». В конце прошлого года на входе в гавань был построен волнолом островного типа. Его основная задача – защита внутренней акватории Северной гавани от опасного волнового воздействия западного, юго-западного направлений и для улучшения общей навигационной безопасности. Сооружение должно повысить безопасность стоянки судов в порту и снизить время простоев, вызванных неблагоприятными погодными условиями.

В рамках данного проекта проведен демонтаж 2/3 внутренней перемычки Северной гавани морского порта с восстановлением участка причальной стенки причала №1 и последующим дноуглублением до 9,6 метра, а на входе в акваторию порта выполнены работы по углублению дна до уровня 10,3 метра.

«МП»: Валерий Иванович, Вы относительно недавно вступили в должность капитана морского порта Холмск, но Вы в этом порту не один год отработали старшим инспектором ИГПК. Скажите, какие главные профессиональные и человеческие качества должны лежать в основе успешной работы капитана морского порта?

– В первую очередь капитан морского порта должен обладать опытом, знаниями и навыками в области торгового мореплавания, отработать несколько лет капитаном судна – этого требует и Положение о капитане морского порта, утвержденное приказом Минтранса России.

Разумеется, нужно знать и уметь правильно применять отечественное законодательство в части выполнения функций капитана морского порта, нормативно-правовые акты и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.

Из человеческих качеств назвал бы принципиальность, умение брать ответственность на себя, а главное, любовь к своей профессии, к морскому делу.

Должен выразить признательность руководству ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», моим предшественникам – капитанам морского порта Холмск и ныне действующим сотрудникам Службы капитана порта: благодаря их усилиям работа Службы отлажена по всем направлениям и выполняется на высоком профессиональном уровне.

Морские порты №3 (2017)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Фрегат «Мир» празднует 30-летний юбилей

Фрегат «Мир» празднует 30-летний юбилей 29 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге пройдет торжественное празднование юбилея парусника «Мир». ...

Яхта «Инза» Росморпорта стала призером яхтенной регаты «Морская миля -2017»

Яхта «Инза» Росморпорта стала призером яхтенной регаты «Морская миля -2017» В Невской Губе 21 сентября 2017 года состоялась яхтенная регата, организованная АО «Пассажирский пор...

Российская экономика

Риск обнаружения боеприпасов при строительстве тоннеля в Севастопольской бухте высок - МЧС

Риск обнаружения боеприпасов при строительстве тоннеля в Севастопольской бухте высок - МЧС Риск обнаружения неразорвавшихся со времен Великой Отечественной войны боеприпасов при строительстве...

Росимущество еще не получило рекомендаций инвестконсультантов о приватизации «Совкомфлота»

Росимущество еще не получило рекомендаций инвестконсультантов о приватизации «Совкомфлота» Росимущество пока не получило от инвестконсультантов рекомендаций по приватизации «Совкомфлота», соо...

Транспортная политика

Благодаря работе АСОП удалось избежать усложнения категорирования земель морских портов – С. Жусупов

Благодаря работе АСОП удалось избежать усложнения категорирования земель морских портов – С. Жусупов В ходе подготовки законопроекта о внесении изменений в закон «О морских портах», благодаря позиции А...

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером Заместитель министра транспорта Виктор Олерский встретился с чрезвычайным и полномочным послом Дании...

Морские порты

ГТЛК ищет стратегического инвестора для угольного терминала «Лавна»

ГТЛК ищет стратегического инвестора для угольного терминала «Лавна» «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) начала поиски стратегического инве...

Подрядчик строительства порта Сабетта подал иск к «Росморпорту» - «Ведомости»

Подрядчик строительства порта Сабетта подал иск к «Росморпорту» - «Ведомости» Один из подрядчиков строительства порта Сабетта - компания «УСК Мост» - подал иск к ФГУП «Росморпорт...




Морской транспорт

Шторм помешал лайнеру «Князь Владимир» зайти в порты Крыма, пассажиры получат компенсации

Шторм помешал лайнеру «Князь Владимир» зайти в порты Крыма, пассажиры получат компенсации Пассажиры круизного лайнера «Князь Владимир», совершающего еженедельные путешествия из Сочи в Крым, ...

Судоверфь «Звезда» получила заказ на 5 крупнотоннажных танкеров типа «Афрамакс» - «Роснефть»

Судоверфь «Звезда» получила заказ на 5 крупнотоннажных танкеров типа «Афрамакс» - «Роснефть» «Роснефть», «Совкомфлот», судостроительный комплекс «Звезда», ГТЛК и «Роснефтефлот» подписали пакет ...

Речной транспорт

Енисейское пароходство вошло в число лидеров предприятий водного грузового транспорта

Енисейское пароходство вошло в число лидеров предприятий водного грузового транспорта Енисейское речное пароходство (Красноярск) вошло в число ведущих российских предприятий внут...

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам Правительство РФ разрешило двум иранским судам проход по Волго-Донскому каналу из Азовского моря в К...

Ж/Д транспорт

РЖД сначала пустят в обход Украины пассажирские поезда, следовавшие по старой линии без остановок

РЖД сначала пустят в обход Украины пассажирские поезда, следовавшие по старой линии без остановок «Российские железные дороги» (РЖД) в первую очередь запустят в обход Украины пассажирские по...

В Калининградскую область прибыл первый контейнерный транзитный поезд из Польши в Китай

В Калининградскую область прибыл первый контейнерный транзитный поезд из Польши в Китай Первый комбинированный контейнерный поезд из Европы в Китай, который пройдет по транспортному коридо...

Авто транспорт

Минтранс в 2018 г. предложит скидки по «Платону» для большегрузов пропорционально пробегу

Минтранс в 2018 г. предложит скидки по «Платону» для большегрузов пропорционально пробегу Минтранс РФ в 2018 году представит предложения по скидкам в системе «Платон» для большегрузов пропор...

Минтранс надеется на скорое принятие закона, повышающего штрафы для неплательщиков «Платона»

Минтранс надеется на скорое принятие закона, повышающего штрафы для неплательщиков «Платона» Минтранс РФ надеется, что закон, повышающий штраф для неплательщиков системы «Платон» с 5 тыс. до 20...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...