Служба капитана порта Холмск отлажена по всем направлениям

11.09.2017  
Служба капитана порта Холмск отлажена по всем направлениям

Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Холмск имеет важное социально-экономическое значение для Сахалинской области, и как порту, являющемуся ключевым звеном транспортной системы региона, в том числе связывающей материк с островом, ему уделяется особое внимание.

О назначении порта, особенностях судоходства, обеспечении безопасности мореплавания в его акватории и на подходах, а также о перспективах развития порта рассказывает недавно вступивший в должность капитана морского порта Холмск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Валерий Лидерс.

«МП»: Валерий Иванович, что из себя представляет сегодня порт Холмск и каково его значение для экономики Сахалинской области?

– Морской порт Холмск расположен на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского и включает две гавани – Южную и Северную, два морских терминала – Правда (6,5 миль к югу от Южной гавани) и Яблочное (5,5 миль к северу от Северной гавани). Общая площадь территории порта составляет 48,89 га, акватории – 15,62 кв. км. В порту действуют 27 причалов с общей длиной причального фронта 2469 м. Пропускная способность грузовых терминалов – 5,175 млн тонн в год. Основные мощности порта рассчитаны на переработку сухих грузов объемом 5,08 млн тонн в год и 100 тыс. тонн наливных грузов. Площадь крытых складов составляет 27,5 тыс. кв. м, открытых – 134 тыс. кв. м.

Порт имеет морской грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Государственный контроль в пункте пропуска осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля. Пропускная способность пассажирских терминалов составляет 90 тыс. пассажиров в год.

Благодаря своему расположению порт Холмск имеет важное социально-экономическое значение для Сахалинской области. Порт является транспортным звеном, соединяющим различные районы Сахалина с регионами России через паромную переправу Ванино – Холмск, а также важным транспортным узлом, через который осуществляются международные перевозки в страны АТР. Влияние теплого течения позволяет осуществлять круглогодичную навигацию. Маршрут в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении – самый удобный для перевозки грузов и пассажиров на остров Сахалин.

Кроме того, порт занимает важное место в нефтедобывающей промышленности региона – он включен в логистическую цепочку по обслуживанию и снабжению нефтегазовых шельфовых проектов «Сахалин». В северной части Охотского моря, сопоставимой по сложности ледовой обстановки с арктическими морями, установлены буровые платформы, которые благодаря продуманной логистике в морском порту Холмск функционируют бесперебойно круглый год. Сохранил порт свою значимость и для рыбодобывающей отрасли.

«МП»: Изменилась ли специализация терминалов порта за последнее время, характер грузопотоков? Каковы показатели грузооборота и пассажирооборота в порту за прошлый год?

– Грузовые операции с железнодорожными паромами линии Холмск – Ванино – Холмск по-прежнему осуществляются на причале №4 Южной гавани, там же проходит посадка и высадка пассажиров. Напомню, Южная гавань рассчитана на прием грузопассажирских, транспортных и рыбопромысловых судов осадкой до 6 метров. Морские терминалы Правда и Яблочное предназначены для грузовых операций с рыбой и продукцией морского промысла. Терминал Правда рассчитан на прием судов осадкой до 2,2 метра, Яблочное – до 1,75 метра. Северная гавань предназначена для судов осадкой до 8 метров, это максимально допустимый параметр принимаемых портом судов.

По итогам 2016 года объем ввезенных в порт грузов составил 1,14 млн тонн, вывезенных – 417 тыс. тонн. По направлению Холмск – Ванино – Холмск паромами типа «Сахалин» в прошлом году перевезено 35 тыс. 586 человек.

«МП»: С какими судами работает порт и какова интенсивность судоходства? Сколько и в каких реестрах зарегистрировано судов в морском порту Холмск?

– В морской порт Холмск заходят суда следующих типов: паромы типа «Сахалин», суда для перевозки генеральных грузов, балкеры, танкеры, рыбопромысловые суда, специализированные суда для обслуживания морских буровых платформ и производства всех видов работ на континентальном шельфе, включая передвижные буровые платформы. Порт может осуществлять грузовые операции с опасными грузами всех классов IМО.

Общее количество заходов в порт в 2016 году составило 1302 судна. Анализируя динамику, можно отметить, что пик заходов приходится на период с мая по сентябрь. Это связано с довольно интенсивным характером работ на континентальном шельфе Сахалина и с увеличением экспорта каменного угля с наступлением благоприятной гидрометеорологической и ледовой обстановки.

В реестрах порта Холмск зарегистрировано 428 судов. В Государственном судовом реестре зарегистрировано 375 судов, в том числе 349 рыболовных (из них 139 маломерных) и 26 торговых (из них 4 маломерных), в Бербоут-чартерном реестре – 6 торговых судов, в Российском международном реестре судов – 24 судна (10 – на собственников, 14 – на фрахтователей по бербоут-чартеру).

Помимо регистрации судов и прав на них Службой капитана порта производится регистрация других вещных прав на суда, а также ограничения (обременения) прав на них, выдача свидетельств о минимальном безопасном составе экипажа, о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, бункерным топливом, вредными и опасными веществами, журналов непрерывной регистрации истории судна и т.д.

«МП»: Каковы особенности навигации в акватории порта и что делается Службой капитана порта для обеспечения безопасности судоходства?

– Хотя порт не замерзает, судоходство в нем зависит от сезонных явлений. С ноября по апрель проходят глубокие циклоны со штормовыми ветрами. С июля по сентябрь надвигаются тропические циклоны (тайфуны) с ветрами более 25 метров в секунду и сильными осадками. В весенне-летний период бывают туманы, а в осенне-зимний период – снегопады с видимостью менее 500 метров.

Одна из особенностей акватории порта, доставляющая немало хлопот Службе капитана порта, заключается в том, что здесь формируются периодические резонансные горизонтальные колебания масс воды – тягуны. Такие явления наблюдаются в Южной гавани при ветрах северо-северо-западных направлений у всех причалов, в Северной гавани – при ветрах западно-юго-западных направлений у причалов №7 и №8. При возникновении тягуна стоящие в названных местах суда по указанию капитана порта должны быть готовы к немедленному отходу на якорную стоянку.

Отмечу, что морской порт не является местом убежища для судов в штормовую погоду, за исключением судов портового флота, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению объектов инфраструктуры морского порта. Морские терминалы Правда и Яблочное могут служить местом убежища для судов с соответствующими параметрами.

Суда следуют в порт на вход и выход по фарватерам Южной или Северной гаваней по светящимся створным знакам. Оба пути составляют порядка 1 мили. Фарватер Южной гавани имеет глубину 9,5 метра и ширину 140 метров, а фарватер Северной гавани – глубину 10,3 метра и ширину 84 метра. Движение судов по фарватерам одностороннее, а его направление и очередность регулируются капитаном порта. Для безопасного плавания судов в акватории порта установлены кардинальные буи, ограждающие опасности. Навигационное оборудование поддерживается в исправном техническом состоянии.

Из-за метеорологических и географических сложностей, а также в силу интенсивности судоходства в порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов. Операции по постановке судов на якорь и снятию их с якоря, швартовные операции, а также регулирование движения судов в акватории морского порта осуществляются в соответствии с графиком расстановки и движения судов, который утверждается капитаном порта ежедневно на основании информации о заходе судна и доводится до сведения судов, следующих в морской порт, стоящих в морском порту, и их агентов публикацией на официальном сайте учреждения.

Порт Холмск входит в зону действия морских районов А1 и А2 ГМССБ. Связь в морском районе А1 ГМССБ обеспечивается работой базовой станции, расположенной на горе Татарская, радиус действия которой составляет 31 милю. Связь в морском районе А2 ГМССБ обеспечивается работой базовой станции, расположенной на горе Плотская, радиус действия которой составляет 165 миль.

«МП»: Валерий Иванович, расскажите, пожалуйста, о работе инспекции государственного портового контроля (ИГПК), входящей в Службу капитана морского порта Холмск?

– В морском порту Холмск инспекторами ИГПК осуществляется портовый контроль государством флага (FSC) в соответствии с «Рекомендациями по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах за судами, плавающими под государственным флагом РФ с использованием компьютеризированного учета результатов контроля» и контроль государством порта (PSC) в соответствии с процедурами Токийского меморандума о взаимопонимании о контроле судов.

В 2016 году была проведена 191 инспекция судов под флагом РФ и в результате было вынесено 620 замечаний. Было проинспектировано 39 судов под иностранными флагами, вынесено 119 замечаний. Наибольшее количество нарушений, выявленных в ходе инспектирования судов под флагом РФ, относится к исполнению требований в части безопасности мореплавания (187 замечаний) и Конвенции о труде в морском судоходстве от 2006 года (152 замечания). Также распространены нарушения в таких областях, как «судовые документы и сертификаты», «пропульсивная установка и вспомогательные механизмы» и «пожаробезопасность». Что касается иностранных судов, то наибольшее количество замечаний инспекторов относится к нарушению Конвенции о труде в морском судоходстве и безопасности мореплавания. В 2016 году из-за выявленных нарушений двум судам было отказано в выдаче разрешения на выход из порта: СРТМ «Тор» под флагом РФ и судну под флагом Сьерра-Леоне.

Благодаря целенаправленной, отлаженной работе в том числе инспекторов ИГПК по обеспечению безопасности мореплавания в течение последних 5 лет в зоне ответственности капитана морского порта Холмск не было ни одного аварийного случая.

«МП»: Какие инфраструктурные проекты по модернизации портовых объектов сегодня реализуются в морском порту Холмск?

– Перспективы развития морского порта Холмск связаны с дальнейшим строительством и развитием объектов портовой инфраструктуры. В частности, планами предусматривается реконструкция входных молов Южной гавани. Это необходимо для повышения защищенности акватории морского порта и улучшения возможностей выполнения обработки судов в периоды неблагоприятных гидрометеорологических условий.

Кроме того, для увеличения объемов перевалки грузов и пассажиропотока в морском порту запланирована реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного комплекса линии Холмск – Ванино – Холмск.

Из реализованных проектов нужно отметить строительство оградительного сооружения, инициированное оператором причалов в Северной гавани морского порта Холмск – СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис». В конце прошлого года на входе в гавань был построен волнолом островного типа. Его основная задача – защита внутренней акватории Северной гавани от опасного волнового воздействия западного, юго-западного направлений и для улучшения общей навигационной безопасности. Сооружение должно повысить безопасность стоянки судов в порту и снизить время простоев, вызванных неблагоприятными погодными условиями.

В рамках данного проекта проведен демонтаж 2/3 внутренней перемычки Северной гавани морского порта с восстановлением участка причальной стенки причала №1 и последующим дноуглублением до 9,6 метра, а на входе в акваторию порта выполнены работы по углублению дна до уровня 10,3 метра.

«МП»: Валерий Иванович, Вы относительно недавно вступили в должность капитана морского порта Холмск, но Вы в этом порту не один год отработали старшим инспектором ИГПК. Скажите, какие главные профессиональные и человеческие качества должны лежать в основе успешной работы капитана морского порта?

– В первую очередь капитан морского порта должен обладать опытом, знаниями и навыками в области торгового мореплавания, отработать несколько лет капитаном судна – этого требует и Положение о капитане морского порта, утвержденное приказом Минтранса России.

Разумеется, нужно знать и уметь правильно применять отечественное законодательство в части выполнения функций капитана морского порта, нормативно-правовые акты и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.

Из человеческих качеств назвал бы принципиальность, умение брать ответственность на себя, а главное, любовь к своей профессии, к морскому делу.

Должен выразить признательность руководству ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», моим предшественникам – капитанам морского порта Холмск и ныне действующим сотрудникам Службы капитана порта: благодаря их усилиям работа Службы отлажена по всем направлениям и выполняется на высоком профессиональном уровне.

Морские порты №3 (2017)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Флаг Амурского судостроительного завода отправился в Антарктику

Флаг Амурского судостроительного завода отправился в Антарктику Флаг трижды орденоносного Амурского судостроительного завода (ПАО «АСЗ» входит в состав ОСК)...

Осуждены виновники гибели 69 человек при крушении траулера в Охотском море

Осуждены виновники гибели 69 человек при крушении траулера в Охотском море Фигуранты уголовного дела о гибели 69 человек в результате крушения траулера «Дальний Восток» в 2015...

Российская экономика

Центры судостроения могут стать филиалами ОСК - глава корпорации

Центры судостроения могут стать филиалами ОСК - глава корпорации Центры судостроения, входящие в структуру Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в ...

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

«Таганрогский морской торговый порт» за 9 месяцев направил на развитие более 118 млн руб.

«Таганрогский морской торговый порт» за 9 месяцев направил на развитие более 118 млн руб. АО «Таганрогский морской торговый порт» (ТМТП, входит в UCL Holding) в январе-сентябре 2017 ...

Морской порт Санкт-Петербург обновил парк портовой техники

Морской порт Санкт-Петербург обновил парк портовой техники АО «Морской порт Санкт-Петербург» принял в эксплуатацию очередную партию техники – четыре вилочных а...




Морской транспорт

Траулер «Ленинец» спущен на воду

Траулер «Ленинец» спущен на воду 17 ноября на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (входит в Объединённую судостроитель...

Объем грузоперевозок по Северному морскому пути к 2030 году достигнет 70-80 млн тонн

Объем грузоперевозок по Северному морскому пути к 2030 году достигнет 70-80 млн тонн Объем перевозок грузов по Северному морскому пути (СМП) к 2030 году достигнет 70-80 млн тонн...

Речной транспорт

Стройматериалы для реновации можно перевозить по Москве-реке - глава «Канала им. Москвы»

Стройматериалы для реновации можно перевозить по Москве-реке - глава «Канала им. Москвы» ФГБУ «Канал имени Москвы» готово организовать перевозку строительных материалов и отходов по Москве-...

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

Ж/Д транспорт

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором Возглавляющий ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров стал генеральным директо...

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...