Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Служба капитана порта Холмск отлажена по всем направлениям

11.09.2017  
Служба капитана порта Холмск отлажена по всем направлениям

Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Холмск имеет важное социально-экономическое значение для Сахалинской области, и как порту, являющемуся ключевым звеном транспортной системы региона, в том числе связывающей материк с островом, ему уделяется особое внимание.

О назначении порта, особенностях судоходства, обеспечении безопасности мореплавания в его акватории и на подходах, а также о перспективах развития порта рассказывает недавно вступивший в должность капитана морского порта Холмск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Валерий Лидерс.

«МП»: Валерий Иванович, что из себя представляет сегодня порт Холмск и каково его значение для экономики Сахалинской области?

– Морской порт Холмск расположен на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского и включает две гавани – Южную и Северную, два морских терминала – Правда (6,5 миль к югу от Южной гавани) и Яблочное (5,5 миль к северу от Северной гавани). Общая площадь территории порта составляет 48,89 га, акватории – 15,62 кв. км. В порту действуют 27 причалов с общей длиной причального фронта 2469 м. Пропускная способность грузовых терминалов – 5,175 млн тонн в год. Основные мощности порта рассчитаны на переработку сухих грузов объемом 5,08 млн тонн в год и 100 тыс. тонн наливных грузов. Площадь крытых складов составляет 27,5 тыс. кв. м, открытых – 134 тыс. кв. м.

Порт имеет морской грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Государственный контроль в пункте пропуска осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля. Пропускная способность пассажирских терминалов составляет 90 тыс. пассажиров в год.

Благодаря своему расположению порт Холмск имеет важное социально-экономическое значение для Сахалинской области. Порт является транспортным звеном, соединяющим различные районы Сахалина с регионами России через паромную переправу Ванино – Холмск, а также важным транспортным узлом, через который осуществляются международные перевозки в страны АТР. Влияние теплого течения позволяет осуществлять круглогодичную навигацию. Маршрут в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении – самый удобный для перевозки грузов и пассажиров на остров Сахалин.

Кроме того, порт занимает важное место в нефтедобывающей промышленности региона – он включен в логистическую цепочку по обслуживанию и снабжению нефтегазовых шельфовых проектов «Сахалин». В северной части Охотского моря, сопоставимой по сложности ледовой обстановки с арктическими морями, установлены буровые платформы, которые благодаря продуманной логистике в морском порту Холмск функционируют бесперебойно круглый год. Сохранил порт свою значимость и для рыбодобывающей отрасли.

«МП»: Изменилась ли специализация терминалов порта за последнее время, характер грузопотоков? Каковы показатели грузооборота и пассажирооборота в порту за прошлый год?

– Грузовые операции с железнодорожными паромами линии Холмск – Ванино – Холмск по-прежнему осуществляются на причале №4 Южной гавани, там же проходит посадка и высадка пассажиров. Напомню, Южная гавань рассчитана на прием грузопассажирских, транспортных и рыбопромысловых судов осадкой до 6 метров. Морские терминалы Правда и Яблочное предназначены для грузовых операций с рыбой и продукцией морского промысла. Терминал Правда рассчитан на прием судов осадкой до 2,2 метра, Яблочное – до 1,75 метра. Северная гавань предназначена для судов осадкой до 8 метров, это максимально допустимый параметр принимаемых портом судов.

По итогам 2016 года объем ввезенных в порт грузов составил 1,14 млн тонн, вывезенных – 417 тыс. тонн. По направлению Холмск – Ванино – Холмск паромами типа «Сахалин» в прошлом году перевезено 35 тыс. 586 человек.

«МП»: С какими судами работает порт и какова интенсивность судоходства? Сколько и в каких реестрах зарегистрировано судов в морском порту Холмск?

– В морской порт Холмск заходят суда следующих типов: паромы типа «Сахалин», суда для перевозки генеральных грузов, балкеры, танкеры, рыбопромысловые суда, специализированные суда для обслуживания морских буровых платформ и производства всех видов работ на континентальном шельфе, включая передвижные буровые платформы. Порт может осуществлять грузовые операции с опасными грузами всех классов IМО.

Общее количество заходов в порт в 2016 году составило 1302 судна. Анализируя динамику, можно отметить, что пик заходов приходится на период с мая по сентябрь. Это связано с довольно интенсивным характером работ на континентальном шельфе Сахалина и с увеличением экспорта каменного угля с наступлением благоприятной гидрометеорологической и ледовой обстановки.

В реестрах порта Холмск зарегистрировано 428 судов. В Государственном судовом реестре зарегистрировано 375 судов, в том числе 349 рыболовных (из них 139 маломерных) и 26 торговых (из них 4 маломерных), в Бербоут-чартерном реестре – 6 торговых судов, в Российском международном реестре судов – 24 судна (10 – на собственников, 14 – на фрахтователей по бербоут-чартеру).

Помимо регистрации судов и прав на них Службой капитана порта производится регистрация других вещных прав на суда, а также ограничения (обременения) прав на них, выдача свидетельств о минимальном безопасном составе экипажа, о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, бункерным топливом, вредными и опасными веществами, журналов непрерывной регистрации истории судна и т.д.

«МП»: Каковы особенности навигации в акватории порта и что делается Службой капитана порта для обеспечения безопасности судоходства?

– Хотя порт не замерзает, судоходство в нем зависит от сезонных явлений. С ноября по апрель проходят глубокие циклоны со штормовыми ветрами. С июля по сентябрь надвигаются тропические циклоны (тайфуны) с ветрами более 25 метров в секунду и сильными осадками. В весенне-летний период бывают туманы, а в осенне-зимний период – снегопады с видимостью менее 500 метров.

Одна из особенностей акватории порта, доставляющая немало хлопот Службе капитана порта, заключается в том, что здесь формируются периодические резонансные горизонтальные колебания масс воды – тягуны. Такие явления наблюдаются в Южной гавани при ветрах северо-северо-западных направлений у всех причалов, в Северной гавани – при ветрах западно-юго-западных направлений у причалов №7 и №8. При возникновении тягуна стоящие в названных местах суда по указанию капитана порта должны быть готовы к немедленному отходу на якорную стоянку.

Отмечу, что морской порт не является местом убежища для судов в штормовую погоду, за исключением судов портового флота, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению объектов инфраструктуры морского порта. Морские терминалы Правда и Яблочное могут служить местом убежища для судов с соответствующими параметрами.

Суда следуют в порт на вход и выход по фарватерам Южной или Северной гаваней по светящимся створным знакам. Оба пути составляют порядка 1 мили. Фарватер Южной гавани имеет глубину 9,5 метра и ширину 140 метров, а фарватер Северной гавани – глубину 10,3 метра и ширину 84 метра. Движение судов по фарватерам одностороннее, а его направление и очередность регулируются капитаном порта. Для безопасного плавания судов в акватории порта установлены кардинальные буи, ограждающие опасности. Навигационное оборудование поддерживается в исправном техническом состоянии.

Из-за метеорологических и географических сложностей, а также в силу интенсивности судоходства в порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов. Операции по постановке судов на якорь и снятию их с якоря, швартовные операции, а также регулирование движения судов в акватории морского порта осуществляются в соответствии с графиком расстановки и движения судов, который утверждается капитаном порта ежедневно на основании информации о заходе судна и доводится до сведения судов, следующих в морской порт, стоящих в морском порту, и их агентов публикацией на официальном сайте учреждения.

Порт Холмск входит в зону действия морских районов А1 и А2 ГМССБ. Связь в морском районе А1 ГМССБ обеспечивается работой базовой станции, расположенной на горе Татарская, радиус действия которой составляет 31 милю. Связь в морском районе А2 ГМССБ обеспечивается работой базовой станции, расположенной на горе Плотская, радиус действия которой составляет 165 миль.

«МП»: Валерий Иванович, расскажите, пожалуйста, о работе инспекции государственного портового контроля (ИГПК), входящей в Службу капитана морского порта Холмск?

– В морском порту Холмск инспекторами ИГПК осуществляется портовый контроль государством флага (FSC) в соответствии с «Рекомендациями по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах за судами, плавающими под государственным флагом РФ с использованием компьютеризированного учета результатов контроля» и контроль государством порта (PSC) в соответствии с процедурами Токийского меморандума о взаимопонимании о контроле судов.

В 2016 году была проведена 191 инспекция судов под флагом РФ и в результате было вынесено 620 замечаний. Было проинспектировано 39 судов под иностранными флагами, вынесено 119 замечаний. Наибольшее количество нарушений, выявленных в ходе инспектирования судов под флагом РФ, относится к исполнению требований в части безопасности мореплавания (187 замечаний) и Конвенции о труде в морском судоходстве от 2006 года (152 замечания). Также распространены нарушения в таких областях, как «судовые документы и сертификаты», «пропульсивная установка и вспомогательные механизмы» и «пожаробезопасность». Что касается иностранных судов, то наибольшее количество замечаний инспекторов относится к нарушению Конвенции о труде в морском судоходстве и безопасности мореплавания. В 2016 году из-за выявленных нарушений двум судам было отказано в выдаче разрешения на выход из порта: СРТМ «Тор» под флагом РФ и судну под флагом Сьерра-Леоне.

Благодаря целенаправленной, отлаженной работе в том числе инспекторов ИГПК по обеспечению безопасности мореплавания в течение последних 5 лет в зоне ответственности капитана морского порта Холмск не было ни одного аварийного случая.

«МП»: Какие инфраструктурные проекты по модернизации портовых объектов сегодня реализуются в морском порту Холмск?

– Перспективы развития морского порта Холмск связаны с дальнейшим строительством и развитием объектов портовой инфраструктуры. В частности, планами предусматривается реконструкция входных молов Южной гавани. Это необходимо для повышения защищенности акватории морского порта и улучшения возможностей выполнения обработки судов в периоды неблагоприятных гидрометеорологических условий.

Кроме того, для увеличения объемов перевалки грузов и пассажиропотока в морском порту запланирована реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного комплекса линии Холмск – Ванино – Холмск.

Из реализованных проектов нужно отметить строительство оградительного сооружения, инициированное оператором причалов в Северной гавани морского порта Холмск – СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис». В конце прошлого года на входе в гавань был построен волнолом островного типа. Его основная задача – защита внутренней акватории Северной гавани от опасного волнового воздействия западного, юго-западного направлений и для улучшения общей навигационной безопасности. Сооружение должно повысить безопасность стоянки судов в порту и снизить время простоев, вызванных неблагоприятными погодными условиями.

В рамках данного проекта проведен демонтаж 2/3 внутренней перемычки Северной гавани морского порта с восстановлением участка причальной стенки причала №1 и последующим дноуглублением до 9,6 метра, а на входе в акваторию порта выполнены работы по углублению дна до уровня 10,3 метра.

«МП»: Валерий Иванович, Вы относительно недавно вступили в должность капитана морского порта Холмск, но Вы в этом порту не один год отработали старшим инспектором ИГПК. Скажите, какие главные профессиональные и человеческие качества должны лежать в основе успешной работы капитана морского порта?

– В первую очередь капитан морского порта должен обладать опытом, знаниями и навыками в области торгового мореплавания, отработать несколько лет капитаном судна – этого требует и Положение о капитане морского порта, утвержденное приказом Минтранса России.

Разумеется, нужно знать и уметь правильно применять отечественное законодательство в части выполнения функций капитана морского порта, нормативно-правовые акты и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.

Из человеческих качеств назвал бы принципиальность, умение брать ответственность на себя, а главное, любовь к своей профессии, к морскому делу.

Должен выразить признательность руководству ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», моим предшественникам – капитанам морского порта Холмск и ныне действующим сотрудникам Службы капитана порта: благодаря их усилиям работа Службы отлажена по всем направлениям и выполняется на высоком профессиональном уровне.

Морские порты №3 (2017)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

ВМС Ирана впервые запустили новую крылатую ракету

ВМС Ирана впервые запустили новую крылатую ракету В ходе проходящих двухдневных учений в южной части страны ВМС Ирана впервые запустили крылатую ракет...

Открытые соревнования по прикладным видам морского многоборья прошли в Новосибирске

Открытые соревнования по прикладным видам морского многоборья прошли в Новосибирске Без малого сорокаградусные морозы не смогли помешать 124 отважным юным морякам встретиться 21 января...

Российская экономика

Квартальное промпроизводство в России упало впервые с 2015 года

Квартальное промпроизводство в России упало впервые с 2015 года В IV квартале 2017 года промышленное производство в России упало на 1,7% впервые с IV квартала 2...

УВЗ провел закрытый конкурс на покупку 42,5% акций Тверского вагоностроительного завода - источник

УВЗ провел закрытый конкурс на покупку 42,5% акций Тверского вагоностроительного завода - источник «Уралвагонзавод» (УВЗ) провел закрытый конкурс на покупку принадлежащих ему 42,47% акций...

Транспортная политика

Белоруссия с 1 февраля повысит тарифы на транспортировку нефти по своей территории

Белоруссия с 1 февраля повысит тарифы на транспортировку нефти по своей территории Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии устанавливает с 1 ф...

Норвегия и Швеция усомнились в военной угрозе от России в Арктике

Норвегия и Швеция усомнились в военной угрозе от России в Арктике Представители правительств Норвегии и Швеции рассчитывают на дальнейшее сотрудничество с Россией в А...

Морские порты

Большой порт Петербурга может приостановить работу на время ЧМ-2018

Большой порт Петербурга может приостановить работу на время ЧМ-2018 Ряд российских организаций получили предписания от ФСБ о приостановке работы на время чемпионата мир...

Порт Таллина начал распродажу оборудования угольного терминала в Мууга

Порт Таллина начал распродажу оборудования угольного терминала в Мууга Порт Таллина (Tallinna Sadam) начал распродажу оборудования обанкротившегося угольного терми...




Морской транспорт

Росатомфлот за год на 20% нарастил проводки судов за счет освоения месторождений Арктики

Росатомфлот за год на 20% нарастил проводки судов за счет освоения месторождений Арктики В 2017 году под проводкой атомных ледоколов в акватории Севморпути прошли 492 судна общей валовой вм...

«Атомфлот» продлит ресурсы ледоколов, чтобы не останавливать работу в Арктике

«Атомфлот» продлит ресурсы ледоколов, чтобы не останавливать работу в Арктике Управляющая атомным ледокольным флотом России компания «Атомфлот» сможет удержать объемы работы в Ар...

Речной транспорт

Волгари-ветераны приветствовали предстоящее начало строительства Нижегородского гидроузла

Волгари-ветераны приветствовали предстоящее начало строительства Нижегородского гидроузла В ФБУ «Администрация Волжского бассейна» прошло заседание актива общественного клуба «СТВОР», на кот...

Завершена модернизация под перевозку зерна сухогруза проекта 964 «Калевала»

Завершена модернизация под перевозку зерна сухогруза проекта 964 «Калевала» Завершена крупная модернизация под перевозку зерна сухогрузного судна проекта 964 (проект 1565 т...

Ж/Д транспорт

РЖД собралась убрать независимых членов СД «Трансконтейнера»

РЖД собралась убрать независимых членов СД «Трансконтейнера» ОАО «Российские железные дороги» может заменить в совете директоров ПАО «Трансконтейнер» независимых...

РЖД еще не знакомы с предложением МЭР ограничить участие иностранцев в капитале «Трансконтейнера»

РЖД еще не знакомы с предложением МЭР ограничить участие иностранцев в капитале «Трансконтейнера» ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) пока не ознакомилось с предложением Минэкономразвития...

Авто транспорт

Подписано решение о заключении концессии по дороге «Виноградово-Болтино-Тарасовка»

Подписано решение о заключении концессии по дороге «Виноградово-Болтино-Тарасовка» Губернатор Московской области Андрей Воробьев подписал решение о заключении самого крупного концесси...

Медведев утвердил Стратегию безопасности дорожного движения до 2024 г.

Медведев утвердил Стратегию безопасности дорожного движения до 2024 г. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию безопасности дорожного движения, одной из цел...

Аналитика

Транспортная политика

Транспортные возможности СЗФО с оговорками

Транспортные возможности СЗФО с оговорками В середине августа президент России Владимир Путин посетил Калининградскую область с рабочим визитом...

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Морские порты

Зона ответственности АМП Западной Арктики

Зона ответственности АМП Западной Арктики ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» создано 12 декабря 2014 года во исполнение прик...

Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Интерпретация расчетов технологических параметров портов Расчет технологических параметров порта – количества причалов, размера парка подъемно-транспортного ...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Катастрофа…

Катастрофа… Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо у...

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...