Архангельск: перспективы развития первого российского порта

16.07.2019  
Архангельск: перспективы развития первого российского порта

Развитие Северного морского пути, реализация планов российского государства по освоению Арктики и масштабных энергетических проектов в арктической зоне обусловили задачу развития транспортной инфраструктуры, в частности инфраструктуры морских портов и мощностей по перевалке грузов. В этой связи значительно возрастает роль морских портов, расположенных вдоль арктического побережья. Порт Архангельск, ставший воротами в Арктику, не является исключением.

Порт обеспечивает транспортировку грузов снабжения для обустройства месторождений, строительства производственных мощностей по переработке углеводородов, портовых мощностей для их транспортировки. Прорабатываются проекты дальнейшего развития самого Архангельского порта, главным из которых стал проект создания глубоководного района за пределами действующего порта. Этот проект и ряд других инициатив в Архангельском порту реализуется под руководством АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск». Генеральный директор компании Сергей Кокин рассказал журналу «Морские порты» о новых проектах, реализуемых в порту Архангельск, и ходе их выполнения.

 

«МП»: Сергей Викторович, расскажите, какую роль сыграл и продолжает играть порт Архангельск по обустройству и оборудованию таких арктических проектов, как «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» и других. Насколько позволили географическое положение, климатические условия, мощности порта и его подходных путей взяться за такую работу?

– Стратегическая задача по увеличению грузооборота Северного морского пути до 80 млн тонн напрямую связана с перспективными проектами освоения Арктической зоны Российской Федерации.

Одним из самых значимых успешных арктических проектов настоящего времени по праву считается «Ямал СПГ», который оказал большое влияние на развитие промышленности и транспортной инфраструктуры Архангельской области и позволил региональным операторам терминалов получить опыт и модернизировать инфраструктуру под требования и условия крупного международного проекта.

Следующим шагом комплексного освоения месторождений Ямала является проект «Арктик СПГ-2». Есть все основания считать, что в этом проекте будет использована хорошо зарекомендовавшая себя в «Ямал СПГ» логистическая схема накопления, перевалки и морской транспортировки строительных материалов и оборудования через Архангельский транспортный узел.

Существующие причалы на Гыданском полуострове в районе месторождения не позволяют принимать морские суда, поэтому судоходные компании Архангельска будут осуществлять знакомую для них работу, связанную с морской транспортировкой грузов и выгрузкой на ледовый припай уже с марта этого года. В настоящее время идет подготовка к строительству глубоководных причалов в районе месторождения на Гыданском полуострове, но их возведение займет время, поэтому грузы для строительства порта на Гыдане, береговой инфраструктуры, технологических объектов обустройства месторождения, газосборных трубопроводов также пойдут через терминалы морского порта Архангельск.

Для морской части проекта «Арктик СПГ-2», которая включает в себя строительство платформ на железобетонном основании, Архангельская область предлагает использовать мощности крупных верфей Северодвинска по изготовлению и сборке технологических модулей. ОАО «ПО «Севмаш» и АО «ЦС «Звездочка» в рамках подписанного соглашения между ПАО «Новатэк» и АО «ОСК» проходят квалификационный отбор, планируется модернизация производственной инфраструктуры и совершенствование внутренних систем управления проектами.

Учитывая значительное количество свободных производственных площадок вблизи портовых территорий в Архангельске и хорошее транспортное сообщение по морю между Архангельском и Мурманском, имеется возможность разместить сборочные производства элементов и ярусов технологических и вспомогательных модулей верхних строений платформ для нужд проекта «Арктик СПГ-2».

Не стоит забывать, что морской порт Архангельск и сейчас является ключевым портом доставки каботажных грузов снабжения в направлении около 20 портов и портопунктов Арктической зоны. Архангельск сегодня занимает ведущие позиции в перевалке грузов в интересах Минобороны России (по данным правительства Архангельской области, от 76% до 100%), грузов в интересах Пограничного управления ФСБ России для строящихся объектов на арктических территориях, для учреждений Росгидромета (снабжение полярных станций) и Минприроды (снабжение Национального парка «Русская Арктика», арктических заповедников и заказников).

«МП»: В связи с чем появился проект создания в Архангельском порту производственно-логистического комплекса? На какую грузовую базу он рассчитан? Каковы планы стивидоров в отношении специализации грузопотоков и терминалов?

– Проект строительства производ-ственно-логистического комплекса «Архангельск» реализуется на условиях концессионного соглашения, заключенного между Минобороны России и специализированной проектной компанией ООО «ПЛК Архангельск», и предусматривает создание портового комплекса на территории порта Архангельск с прогнозным грузооборотом не менее 3 млн тонн грузов различной номенклатуры начиная с 2025 года.

Предусмотренный проектом доступ к подъездной железнодорожной и автомобильной инфраструктуре обусловит высокую конкурентоспособность создаваемых портовых мощностей, а в результате дноуглубительных работ осадка обрабатываемых судов составит 10,6 метра.

После реализации данного проекта в морском порту Архангельск будет две полноценные универсальные портовые площадки, которые работают практически с любым грузом и могут обрабатывать суда вместимостью до 30 тыс. тонн (в настоящее время такой единственной площадкой является терминал «Экономия» ОАО «Архангельский морской торговый порт»).

«МП»: Расскажите об основных параметрах проекта строительства глубоководного района морского порта Архангельск и о ходе его реализации. Какие возможности откроет данный проект для морского порта? На перевалку каких видов грузов будет в первую очередь ориентирован глубоководный район порта?

– Проект создания глубоководного района включает в себя строительство портового комплекса, состоящего из 6 терминалов (2 специализированных и 4 универсальных), подходной транспортной (железнодорожной и автомобильной) и инженерной инфраструктуры.

Глубоководный хаб будет построен в 52 км к северу от Архангельска в акватории Двинского залива Белого моря и будет способен обрабатывать крупнотоннажные суда с максимальной осадкой до 14,5 метра и дедвейтом до 100 тыс. тонн, что значительно превысит действующие технические параметры порта – 9,2 метра и до 30 тыс. тонн соответственно.

В октябре 2017 года Росморречфлотом согласована Декларация о намерениях инвестирования в строительство. В соответствии с документом проект планируется реализовать в два этапа: до 2023 года должны быть завершены проектирование, строительство и ввод объекта в эксплуатацию; с 2026 года будет расширена существующая инфраструктура, что обеспечит выход на проектную мощность уже к 2028 году.

Реализация данного проекта обеспечит возможность выхода морского порта Архангельск на рынки ведущих международных грузоперевозок, включая СМП, и, таким образом, позволит привлечь в порт новые виды грузов и увеличить объемы перевалки.

Ежегодный объем перевалки грузов в новом районе порта к 2035 году планируется на уровне 38 млн тонн. На текущий момент имеется подтверждение 45% грузовой базы ГР МПА 2025 года. Глубоководный район будет, прежде всего, ориентирован на перевалку массовых грузов – минудобрений и иных навалочных грузов, продуктов нефте– и газопереработки, других наливных грузов, погрузка которых потребует глубин, достаточных для захода крупнотоннажных судов.

Более 70% этого объема (27 млн тонн) составят грузы промышленных и производственных компаний регионов тяготения – Северо-Западного и Уральского ФО, которые сейчас активно наращивают объемы производства. Кроме того, это будут грузы, перенаправляемые с других транспортных площадок, а также нишевые грузы, требующие наличия специализированных перевалочных площадок.

Привлекательность глубоководного хаба для углеводородного сырья и продуктов его переработки из ЯНАО связана с расположением порта Архангельск, который является ближайшим морским портом, функционирующим круглый год, на пути в Европу. Отсутствие инфраструктурных ограничений для размещения перевалочных мощностей делает новый район перспективной площадкой для обработки специализированных и нишевых грузов.

Остальной объем грузооборота нового района порта составят грузы, предполагаемые для перевозки при реализации сопряженных инфраструктурных проектов железнодорожных магистралей «Белкомур» и «Северный широтный ход».

В настоящее время формируется комплект документов для включения проекта в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в соответствии с Методическими указаниями по мониторингу и внесению изменений в комплексный план и входящие в него федеральные проекты, утвержденными Правительственной комиссией по транспорту 29 января 2019 года.

«МП»: Несколько слов о роли АО «АТПУ «Архангельск» в развитии порта Архангельск. Какая деятельность ведется в этом ключе и каковы Ваши планы?

– АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» (АТПУ «Архангельск») создано по инициативе Правительства Архангельской области для управления продвижением и реализацией проектов развития Архангельского транспортного узла, направленных на повышение качества сервиса транспортных и смежных услуг и в конечном итоге на привлечение грузопотока в узел.

На основе разработанной АО «АТПУ «Архангельск» и предварительно утвержденной Стратегии развития Архангельского транспортного узла все проекты, прорабатываемые и реализуемые компанией, делятся на 2 больших блока – Brownfield (проекты развития действующей инфраструктуры) и Greenfield (перспективные проекты). Про проект создания глубоководного района порта сказано ранее.

К числу проектов развития действующей инфраструктуры, реализуемых непосредственно или при активном участии и координации АТПУ «Архангельск», относятся следующие проекты:

проект возобновления фидерной контейнерной линии в порту Архангельск;

проект создания терминала для нишевых грузов;

проект организации тестовых отправок грузовых партий из порта Архангельск.

Проект возобновления фидерной контейнерной линии находится в стадии принятия финальных решений по запуску: определены ключевые грузоотправители, разработана финансовая модель проекта, ведутся коммерческие переговоры по согласованию тарифов с будущими пользователями сервиса.

По проектам создания терминала для нишевых грузов и организации тестовых отправок грузовых партий АО «АТПУ «Архангельск» ведутся обсуждения с заинтересованными и потенциальными участниками.

Морской флот №1 (2019)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...