Морской порт Холмск становится ближе к материку - Морские вести России

Морской порт Холмск становится ближе к материку

05.08.2019

Морской порт Холмск становится ближе к материку

Морской порт Холмск является ключевым звеном в транспортной сети, связывающей материк с островом Сахалин, а также важным пунктом международного транзита и системы обеспечения добывающих производств. В 2019 году в порту проходит масштабная реконструкция, в результате которой появятся новые возможности для развития грузового и пассажирского сообщения. О функционировании системы контроля и обеспечения безопасности мореплавания в свете новых перспектив рассказывает капитан морского порта Холмск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Валерий Лидерс.

«МП»: Валерий Иванович, каковы итоги работы порта в 2018 году? Ожидается ли в 2019 году увеличение грузооборота и за счет чего?

– Грузооборот морского порта Холмск на протяжении последних лет держится на стабильном уровне. В прошлом году порт обработал 1,3 млн тонн грузов, из которых основная часть перевезена на паромах – 0,9 млн тонн.

Большую часть номенклатуры составляют сухогрузы – порядка 1,2 млн тонн, навалочные грузы – 78,6 тыс. тонн (из них уголь – 41,4 тыс. тонн), генеральные – 102,8 тыс. тонн, металлолом – 23,6 тыс. тонн, наливные – 131,5 тыс. тонн. Объем контейнерных перевозок составил порядка 66,4 тыс. тонн, или 3,4 тыс. ДФЭ.

Пассажирские перевозки преимущественно выполняются по направлению Ванино – Холмск тремя дизель-электроходами типа «Сахалин». Ежегодный пассажирооборот составляет порядка 40 тыс. человек.

Полагаю, что в ближайшем будущем, после окончательной реконструкции паромного комплекса «Ванино – Холмск», порт ожидает рост как грузооборота, так и пассажиропотока.

Напомню, что расположенный на юго-западном побережье морской порт Холмск включает две гавани – Южную и Северную, два морских терминала – «Правда» и «Яблочное». Общая площадь территории порта составляет 48,89 га, акватории – 15,62 кв. км. В порту действуют 27 причалов общей длиной причального фронта 2469,4 метра.

Пропускная способность грузовых терминалов – порядка 3,8 млн тонн в год. Основные мощности порта рассчитаны на переработку сухих грузов. Годовой предел наливных грузов – 100 тыс. тонн в год, контейнерных – 4 тыс. ДФЭ. Порт имеет постоянный грузопассажирский пункт пропуска через государственную границу РФ. Пропускная способность пассажирских терминалов составляет около 90 тыс. пассажиров в год.

«МП»: Какие дополнительные меры необходимы для улучшения работы порта, увеличения его грузооборота, привлечения новых грузопотоков?

– Перспективы развития Холмска связаны с дальнейшим строительством и развитием объектов портовой инфраструктуры. В последнее время мы видим позитивные изменения в этом направлении. Помимо реконструкции паромного комплекса, уже начаты и ведутся работы, направленные на реконструкцию входных молов Южной гавани, это необходимо для повышения защищенности акватории морского порта и улучшения возможностей по обработке судов в периоды с неблагоприятной гидрометеорологической обстановкой.

Необходимо отметить, что морской порт Холмск – это универсальный порт, и его будущее связано с развитием его преимуществ, углублением специализаций различных сегментов производства. В порт заходят суда разных типов: грузопассажирские паромы, суда для перевозки генеральных грузов, балкеры, танкеры, рыбопромысловые суда, а также разнообразные суда, специализирующиеся на обслуживании морских буровых платформ и производство всех видов работ на континентальном шельфе, включая передвижные буровые платформы. Порт осуществляет операции с опасными грузами всех классов IМО.

«МП»: Расскажите о модернизации паромного комплекса «Ванино – Холмск», подразумевающую постройку новых паромов. Как реализация данного проекта отразится на будущем порта, его производственных показателях, безопасности мореплавания?

– Паромная переправа «Ванино – Холмск» является частью транспортного направления, соединяющего различные районы Сахалина с регионами России. ФГУП «Росморпорт» в 2019 году планирует начать полномасштабную поэтапную реконструкцию I и II очередей паромного комплекса, которая будет выполнена в портах Холмск и Ванино.

В ходе реконструкции пройдут мероприятия по замене технологического оборудования, увеличению длины причалов. Кроме того, запланировано проведение дноуглубительных работ, что является особенно важным аспектом развития порта, причальные глубины которого не превышают 8 метров. Все это обеспечит дополнительные возможности обработки судов типа ро-ро и перевалки контейнерных грузов. В рамках данного проекта в прошлом году был завершен ремонт подъемно-переходного моста паромной переправы.

Как известно, реконструкция паромных комплексов синхронизирована со строительством двух новых паромов. Крупнотоннажные паромы усиленного ледового класса будут иметь три грузовые палубы, смогут вмещать 30 железнодорожных вагонов, 44 грузовых автопоезда и 28 легковых автомобилей. Рейсы по маршруту Ванино – Холмск – Ванино они смогут выполнять за 24 часа. Кроме того, паромы смогут двигаться во льду толщиной до 1 метра и работать в штормовую погоду. Планируется, что суда начнут работу через год.

Безусловно, реализация мероприятий по модернизации инфраструктуры и обновление флота способствуют не только росту производительности порта, но и в той же мере повышению безопасности мореплавания в акватории, имеющей достаточно сложные метеорологические и географические параметры.

«МП»: Сегодня тема экологии на Дальнем Востоке особенно актуальна. Как организована работа Службы капитана порта в области обеспечения экологической безопасности в морском порту? Какие мероприятия проводятся, каковы результаты этой работы?

– Служба капитана морского порта Холмск выполняет контроль за соблюдением экипажами судов требований международных договоров Российской Федерации (международных конвенций) и национального законодательства в области охраны окружающей среды. Комплекс нормативов определяет №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Для предотвращения загрязнения акватории морского порта и ликвидации последствий такого загрязнения балластными водами нами регулярно осуществляются проверки судов на соответствие требованиям Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управления ими 2004 года как по результатам изучения поступившей с судна информации, так и при проведении плановых и контрольных осмотров судна инспекторами государственного портового контроля.

В 2018 году уведомлений на сброс балластных вод с судов за борт не поступало. Откатка балластных вод в акватории морского порта не производилась. Кроме того, с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций в морском порту проведена 21 проверка на предмет соблюдения требований действующего законодательства при проведении бункеровочных операций. Замечаний нет. Также проводится инспектирование судов-бункеровщиков в рамках государственного портового контроля на предмет их соответствия применимым международным и национальным требованиям в сфере безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Уделяем повышенное внимание к деятельности организаций, осуществляющих перевалку нефти и нефтепродуктов в порту. В Службе капитана порта ведется отдельный учет планов ЛРН, оценивается их актуальность, проводятся тренировки, учения по ликвидации возможных разливов нефти. На сегодняшний день такая работа демонстрирует удовлетворительные результаты. В целом главный показатель данного направления – это фактическое отсутствие в порту аварийных случаев.

«МП»: Валерий Иванович, несколько слов о работе инспекции государственного портового контроля. Каковы итоги проверок ИГПК в прошлом году?

– Инспекция государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана морского порта Холмск работает круглосуточно. Инспекция ведет государственный портовый контроль в части оформления захода и выхода судов, а также портовый контроль государством флага (FSC) в соответствии с «Рекомендациями по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах за судами, плавающими под государственным флагом РФ, с использованием компьютеризированного учета результатов контроля» и контроль государством порта (PSC) в соответствии с процедурами Токийского меморандума о взаимопонимании о контроле судов.

Во время осмотра судов инспекторы также проверяют то, как капитаны судов исполняют требования Международной конвенции СОЛАС-74 и Международного кодекса охраны судов и портовых средств. Так, в 2018 году было проведено 210 инспекций судов. По результатам проверок выявлено 628 нарушений, два судна задержаны. Аварийные случаи не зарегистрированы.

Как правило, наибольшее количество нарушений, выявленных в ходе инспектирования судов, связано с несоблюдением требований в части безопасности мореплавания и Конвенции о труде в морском судоходстве от 2006 года.

Осуществление портового контроля является процессом непрерывным, как система он постоянно совершенствуется, в том числе с использованием накопленного многолетнего опыта. Одним из звеньев обеспечения безопасности является координация действий Службы капитана порта с лоцманскими службами и операторами морских терминалов.

Для усовершенствования работы инспекции проводятся технические занятия по подготовке инспекторов с целью повышения уровня инспектирования судов и улучшения навыков и знаний, сотрудники регулярно проходят курсы повышения квалификации, принимают участие в региональных семинарах инспекторов ГПК.

«МП»: Еще одно из важных направлений Вашей деятельности – это дипломирование специалистов морской отрасли, их сертификация, выдача паспортов моряка и т.д. С учетом большого количества судовладельцев и судов, в том числе рыболовных, владельцев маломерных судов в Вашем регионе как ведется работа по аттестации и выдаче дипломов членам экипажей судов?

– Отдел дипломирования Службы капитана порта в 2018 году оказал 1193 услуги по выдаче квалификационных документов. Выдано 250 дипломов ГМССБ, 214 дипломов судоводителя, 216 дипломов судового механика, 428 квалификационных свидетельств и т.д.

Следует отметить, что с учетом количественного состава сотрудников Службы капитана порта это большой объем работы, выполняемый на высоком профессиональном уровне при поддержке руководства ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки».

В прошлом году нами была произведена оценка соответствия оказываемых услуг современным стандартам. Итогом стали перепланировка и ремонт помещений для приема посетителей, установлены современные информационные сенсорные столы, дополнительно закуплены комплекты компьютерного оборудования и оргтехники и необходимые программные комплексы для проверки знаний морских специалистов.

Благодаря этому нам удалось повысить оперативность и избавиться от очередей, не потеряв в качестве предоставления государственных услуг.

Морские порты №3 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ