Фокус отрасли – создание ледокольного флота - Морские вести России

Фокус отрасли – создание ледокольного флота

16.09.2019

Фокус отрасли – создание ледокольного флота

В развитии российская судостроительная отрасль ориентируется на тенденции региональной и мировой экономики, установку Правительства РФ на импортозамещение и меры господдержки, направленные на стимулирование внутреннего спроса на суда отечественного производства – субсидирование процентной ставки по кредиту и лизингу, судовой утилизационный грант и лизинговую программу. Эти меры, которые были разработаны Минпромторгом России и уже дали ощутимый эффект, в скором времени будут дополнены новыми механизмами поддержки судостроения.

Основным фокусом развития судостроительной отрасли для государства на данный момент является создание ледокольного флота. Для этого, в частности, реализуется программа строительства атомного ледокольного флота, призванная обеспечить целевые показатели судоходства по СМП.

О приоритетах отрасли, особенностях действующих и планируемых мер ее поддержки со стороны государства, реализации плана импортозамещения, программе строительства отечественного ледокольного флота, специфике строительства судов на российских мощностях по сравнению с западными верфями, реализуемых и планируемых судостроительных проектах и других аспектах развития российского судостроения редакции журнала «Морской флот» рассказал Олег Рязанцев, заместитель министра промышленности и торговли РФ.

«МФ»: Олег Николаевич, какие основные тенденции в российской судостроительной отрасли Вы можете сегодня выделить? Как на них реагирует государство, в частности Минпромторг России, какими механизмами поддержки, помимо ранее принятых и включенных в Стратегию развития судостроения в РФ? Какие законодательные инициативы ожидаются в ближайшее время с учетом майских указов президента РФ и принятия национальных программ развития?

– В первую очередь основным фокусом развития отрасли является создание мощного ледокольного флота для проводки судов в условиях СМП и арктических рек. Безусловно, создание комплекса крупнотоннажного судостроения ООО «ССК «Звезда» в г. Большой Камень сформировало предпосылки для развития сегмента строительства отечественных морских транспортных судов, а высокий средний возраст речного пассажирского флота – постановку задачи по строительству современных скоростных, прогулочных и круизных пассажирских судов.

Кроме того, в ближайшей перспективе прогнозируется оживление в сегменте строительства рыбопромыслового флота за счет появления благоприятных условий для потенциальных заказчиков в части строительства на территории РФ малотоннажных и среднетоннажных судов рыбопромыслового флота.

Для поступательного развития отрасли Минпромторг России реализует востребованный комплекс мер государственной поддержки судостроительной промышленности, направленный на стимулирование внутреннего спроса на суда отечественного производства. Речь идет о субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей на приобретение гражданский судов (в рамках постановления Правительства РФ № 383 от 22 мая 2008 г.) и судовом утилизационном гранте.

Сегодня Минпромторг разрабатывает новые меры поддержки. Например, предоставление субсидий на строительство крупнотоннажных судов на начальном этапе обеспечит поддержку строительства судна-газовоза для проекта «Арктик СПГ-2» и трех судов-продуктовозов типа MR на газомоторном топливе. В дальнейшем действие такой меры обеспечит строительство как минимум еще 14 газовозов общей стоимостью более 5 млрд рублей.

«МФ»: Как Вы оцениваете эффективность действующих мер господдержки отрасли, разработанных Минпромторгом, – субсидирования процентной ставки по кредиту и лизингу, судового утилизационного гранта и лизинговой программы?

– Реализация этих мер государственной поддержки уже сейчас позволила ускорить обновление флота гражданских морских и речных судов. Так, в рамках постановления правительства № 383 сейчас субсидируется 120 судов, а также завершено субсидирование 12 судов. Предоставление субсидий позволило транспортным компаниям и пароходствам избежать неравномерности в платежах и таким образом сгладить распределение финансирования на закупку судов по годам.

С момента начала действия поддержки в виде судового утилизационного гранта были предоставлены субсидии на строительство 10 новых судов таким организациям, как ОАО «Московское речное пароходство», ООО «ВодоходЪ», ООО «Рыболовецкая компания «Вирма». Данная мера, наряду с программой льготного лизинга, также получила широкий отклик у судоходных компаний. Благодаря этой программе уже построено 35 судов, строится еще 32 судна. Предоставление данной поддержки позволило лизингополучателям и исполнителям судостроительных контрактов избежать неравномерности распределения затрат при строительстве судна.

Необходимо отметить, что реализация программы лизинга продемонстрировала себя как максимально эффективный долгосрочный инструмент для развития гражданского судостроения в классе судов река-море, Минпромторг России предложил продлить ее реализацию до 2030 года.

Минпромторг России тесно сотрудничает с упомянутыми организациями. Лизинговые компании, являющиеся дочерними АО «ОСК» и ВЭБ.РФ, участвуют в реализации программы льготного лизинга. Кроме того, ВЭБ.РФ будет осуществлять финансовую поддержку строительства серии крупнотоннажных судов на ССК «Звезда». Параллельно ведется работа с ПАО «ГТЛК» по вопросу участия в реализации проектов лизинга гражданских судов. С применением мер господдержки АО «СЗ «Вымпел» (входит в концерн «Калашников») ведется строительство трех морских пассажирских судов на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160.

Здесь также нужно упомянуть о сотрудничестве с ФГУП «Атомфлот»: в рамках государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» проведен полный комплекс проектирования для постройки нового ледокола-лидера мощностью 120 МВт, а также предоставлена государственная поддержка организациям, осуществляющим строительство дизель-электрических ледоколов.

Таким образом, можно говорить о реальной эффективности применяемых в настоящее время мер государственной поддержки для развития отрасли.

«МФ»: По мнению участников рынка, для более эффективной работы механизмов лизинга следует объединить две меры поддержки – определенные постановлением № 383 и постановлением № 502. Какова по этому вопросу позиция Минпромторга? Когда и при каких условиях такая мера может быть реализована? Планируется ли ведомством разработка еще каких-либо законодательных изменений по развитию механизмов лизинга в судостроении?

– Этот вопрос требует более детальной проработки и согласования позиции с заинтересованными организациями и ведомствами. Здесь однозначный ответ может быть дан только после окончания работы по формированию бюджета на трехлетний период.

При этом в соответствии с Бюджетным кодексом организация не может получать субсидии из бюджетной системы РФ на одну и ту же цель. Сегодня выделение дополнительного финансирования запланировано на предоставление субсидий в рамках постановления правительства № 383, а дополнительные бюджетные ассигнования, направленные на реализацию механизма судового утилизационного гранта, в данный момент отсутствуют.

Как уже было отмечено, для развития механизмов лизинга в судостроении Минпромторг России прорабатывает вопрос о продлении лизинговой программы на период до 2030 года. В этом случае промышленность сможет построить дополнительно более 200 судов.

«МФ»:Одной из стратегических задач государства в области гражданского судостроения после введения западных санкций стало импортозамещение, которое, собственно, и дало толчок развитию отрасли. В какой мере на сегодняшний день реализована эта программа, какие меры этому способствовали в первую очередь?

– План по импортозамещению в отрасли был разработан в 2015 году, а в этом году он был модифицирован с учетом полученных результатов и продлен до 2030 года. К этому моменту доля импорта по основным технологическим направлениям в части судов и судового комплектующего оборудования должна быть существенно снижена. Отраслевой план мероприятий выявил наиболее уязвимые технологические направления в судостроении, над которыми должна быть проведена тщательная работа по созданию отечественных аналогов.

Ключевой инструмент реализации задачи по импортозамещению – постановление Правительства РФ «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ» (от 17 июля 2015 г. № 719). Это постановление направлено на увеличение загрузки судостроительных предприятий и формирование дополнительного спроса на суда и отечественное судовое комплектующее оборудование. Также постановление призвано обеспечить приоритетное право использования продукции российского производства и ограничить возможности прямых импортных поставок по определенным позициям оборудования. В свою очередь, это будет стимулировать иностранные компании для локализации производств и передовых технических разработок на территории РФ.

Стоит отметить, что локализация производства является одним из наиболее перспективных и востребованных способов развития импортозамещения.

Уже сейчас есть примеры успешной локализации производства иностранных компаний на территории РФ. Наиболее значимый из них – это завод винторулевых колонок: совместное предприятие НК «Роснефть» и General Electric на базе ООО «Завод ВРК «Сапфир». Основная задача предприятия заключается в локализации производства винторулевых колонок и систем электродвижения судов на территории ССК «Звезда».

Для поступательного развития отрасли Минпромторг России ведет комплексную разработку мер поддержки промышленных предприятий, предусматривающих использование экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.

Безусловно, судостроительные предприятия нуждаются в современных и качественных комплектующих изделиях, в связи с чем актуален вопрос замены импортного оборудования на отечественное. Поэтому задача системного импортозамещения судового комплектующего оборудования (СКО) и вовлечения все большего числа отечественных предприятий в процесс производства судов и СКО приобретает все большую актуальность.

«МФ»: Государство выступает крупнейшим заказчиком по строительству вспомогательного флота, в том числе ледокольного, в лице «Росморпорта». Расскажите, на каких условиях ведется строительство ледоколов и других судов обслуживания на российских верфях. Отличаются ли эти условия в отношении частных судовладельцев, заказывающих гражданские суда на отечественных верфях?

– В интересах государственных заказчиков строительство судов ледокольного, технического и вспомогательного флота проводится преимущественно за счет бюджетных ассигнований в рамках федеральных программ развития морского транспорта и транспортной системы, в частности государственной программы РФ «Развитие транспортной системы».

Для частных заказчиков Правительством РФ при участии заинтересованных ведомств разработан ряд мер господдержки строительства судов на отечественных верфях и заводах, которые включают общепромышленные (льготные займы, отсрочка уплаты НДС) и отраслевые механизмы (субсидии на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам).

«МФ»: Расскажите о программе строительства атомного ледокольного флота – основе развития судоходства по СМП. Как она реализуется, в каких объемах финансируется и будет ли пересматриваться в сторону увеличения или сокращения?

О. Рязанцев: Сегодня отечественный ледокольный флот включает шесть атомных ледоколов. В стадии постройки находятся три универсальных атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт со сроками ввода в 2020-2023 годах. Кроме того, уже заключен контракт на строительство дополнительно двух атомоходов этого проекта со сроками ввода в 2025-2026 годах. В 2018 году был разработан технический проект атомного ледокола-лидера мощностью 120 МВт (проект 10510), способного обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике, колоть лед толщиной до 4,3 м, прокладывая коридор шириной до 50 м. Строительство головного атомохода должно быть завершено в 2027 году. Всего по проекту 10510 планируется построить три ледокола.

Финансирование строительства атомных ледоколов в основном осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках ГП РФ «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».

Важно понимать, что ледоколы, особенно атомные, относятся к числу сложных и наукоемких судов и их стоимость достигает десятков миллиардов рублей. По состоянию на 2019 год для строительства трех ледоколов проекта 22220 из бюджета уже было выделено свыше 25 млрд рублей. В дальнейшем при строительстве серийных атомных ледоколов, в том числе ледоколов проекта 10510, планируется развивать смешанную схему финансирования, при которой часть средств выделяется из бюджета, часть – это инвестиции ГК «Росатом», а часть – привлеченные со стороны заемные средства.

Изменение текущих планов по финансированию строительства атомных ледоколов в ближайшее время не планируется. Однако, учитывая темпы роста объемов грузопотока по СМП и планы по выводу ряда действующих ледоколов из эксплуатации, не исключены дополнительные меры по развитию мощности ледокольного флота в период 2025-2027 годов.

«МФ»: Во сколько раз дороже обходится строительство судов на российских мощностях по сравнению с западными верфями? И почему так долго строятся по госзаказу, например, ледокол «Виктор Черномырдин» на Балтийском заводе или паромы для переправы Ванино – Холмск на Амурском судостроительном заводе?

– С учетом применения мер господдержки в виде субсидирования процентной ставки по кредиту и лизингу, судового утилизационного гранта обеспечиваются конкурентоспособные цены на суда, востребованные транспортными компаниями и пароходствами. При этом надо принимать во внимание, что отечественная судостроительная промышленность специализируется на высокотехнологичных, наукоемких технических средствах с высокой добавленной стоимостью. Речь идет об атомных и дизельных ледоколах, плавучих атомных электростанциях, различных транспортных судах высокого ледового класса, скоростных пассажирских и грузо-пассажирских судах и т.д.

В свою очередь, создание СК «Звезда» позволит нам в ближайшее десятилетие занять нишу крупнотоннажных грузовых судов, которую сейчас занимают суда производства Республики Кореи (Hyundai HI, Daewoo, Samsung HI), Японии (Imabari, Tsuneishi, Oshima) и Китая (DSIC, Yangzijang), импортируемых в Россию.

В отношении обозначенных заказов причины «долгостроя» лежат в экономической плоскости. Оба проекта в своем роде уникальны: «Виктор Черномырдин» – один из самых мощных и больших дизель-электрических ледоколов в мире, два судна проекта CNF11CPD относятся к числу самых больших паромов из всей номенклатурной группы, строящихся на сегодняшний день в России. Учитывая масштабность проектов, количество задействованных кооперантов различных уровней, степень насыщенности комплектующим оборудованием и, самое главное, продолжительность строительства, существенное падение курса рубля по отношению к иностранной валюте вызвало необходимость существенной корректировки проектов, поиска отечественных аналогов оборудования и изыскания дополнительного финансирования. Все эти мероприятия существенно повлияли на процент технической готовности судов.

«МФ»: Каково участие государства, в частности Минпромторга, в крупном проекте строительства судоверфи «Звезда», какие специальные льготы предусмотрены для инвесторов? Каков на сегодня портфель заказов «Звезды» и когда там будут заложены первые гражданские суда?

– В первую очередь для поддержки проекта создания СК «Звезда» и развития промышленного кластера по поручению президента РФ Владимира Путина в 2016 году в городе Большой Камень создана территория опережающего социально-экономического развития. СК «Звезда» стал ее первым резидентом.

Минпромторгом России предусмотрено предоставление субсидии российским организациям на возмещение части затрат по привлеченным кредитам для реализации проектов по созданию судостроительных комплексов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 марта 2018 г. № 253. Под критерии, заложенные в субсидии, подпадает создание судостроительного комплекса «Звезда» в г. Большой Камень. В ближайшие три года финансирование в рамках субсидии составит 800 млн рублей.

Здесь же нужно отметить субсидию, которую Минпромторг разрабатывает для поддержки строительства крупнотоннажных судов. За счет субсидии заводу-изготовителю будет компенсирована разница между рыночной ценой судов и стоимостью их строительства на СК «Звезда».

В портфеле заказов СК «Звезда» контракты на постройку 38 судов (из них 26 – заказы от ПАО «НК «Роснефть») и ряд из них уже в постройке: четыре танкера на СПГ дедвейтом 114 тыс. тонн, четыре многофункциональных судна снабжения проекта IBSV10022. До 2025 года на предприятии должно быть завершено строительство:

– 12 танкеров типа «Афрамакс» проекта 114К;

– трех танкеров типа MR дедвейтом 51 тыс. тонн;

– 10 арктических танкеров-челноков проекта AST42K дедвейтом 42 тыс. тонн;

– танкера-челнока проекта AST69K дедвейтом 69 тыс. тонн.

«МФ»: Какие компании на сегодня выступают поставщиками технологий для СК «Звезда»?

– Поставки технологий на СК «Звезда» осуществляют как отечественные, так и зарубежные компании. Среди отечественных компаний можно выделить «дочку» АО «ДЦСС» – ООО «ДПИ «Востокпроектверфь» (технадзор, разработка проектной и рабочей документации), ЗАО «Инсистемс» (создание центра обработки данных), АО «ЦКБ «Лазурит» (разработка и корректировка технических проектов судов).

К иностранным поставщикам технологий можно отнести ряд крупнейших международных компаний, в том числе «Хендэ Индастриз» (трансфер технологий по строительству крупнотоннажных судов через свою дочернюю компанию ООО «ЗВЕЗДА-ХЕНДЭ»), «Дженерал Электрик» (строительство завода по производству винторулевых колонок и судового комплектующего оборудования), ChemChina (строительство завода полимерных покрытий в ТОР «Большой Камень»), DSEC Co. Ltd. (услуги по проектированию, инжинирингу, поставкам, управлению и надзору в области строительства верфей).

При этом учредителями СК «Звезда» могут быть только отечественные компании – в настоящее время это АО «СТС» и АО «ДВЗ «Звезда».

«МФ»: Какие другие перспективные проекты строительства верфей намечаются в России? Будут ли для них также прорабатываться специальные меры поддержки? Это будут совместные с иностранными компаниями предприятия или чисто российские? Кто сегодня выражает желание вкладываться в судостроение в России?

– Здесь можно привести несколько примеров высокотехнологичных проектов, значимых для судостроительной отрасли, которые реализуются исключительно силами отечественных компаний с государственным участием:

– создание современного судостроительно-судоремонтного завода в ПГТ Жатай;

– глубокая модернизация и цифровизация АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод»;

– возведение центра строительства крупнотоннажных морских сооружений ООО «НОВАТЭК-Мурманск» (Кольская верфь).

К примеру, цифровизация АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» – это пилотный проект для отрасли, подразумевающий интеграцию станочного парка и программных продуктов в единую систему управления. Он имеет прорывной характер в части внедрения цифрового сопровождения строительства и ремонта судов, роботизации и автоматизации процессов изготовления и покраски корпусов судов, блочно-модульного способа их строительства. Проект планируется реализовать в 2021-2023 годах.

Использование передовых производственных технологий и выгодное географическое положение позволит новой верфи обеспечить спрос на рынке речных судов бассейнов рек Волги, Невы, Камы, Москвы, Дон, Онежского и Ладожского озер.

По результатам создания центра строительства крупнотоннажных морских сооружений ООО «НОВАТЭК-Мурманск» станет возможным производить уникальные морские объекты – железобетонные платформы гравитационного типа для заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ), буровые и добычные платформы для шельфовых проектов западного сектора Арктики и крупнотоннажные сооружения для обеспечения работы СМП.

В отношении Кольской верфи предоставляются преференции по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций. Устанавливается пониженная ставка по налогу на прибыль в размере 12,5% до 1 января 2023 года. Кроме того, компания освобождается от налога на имущество организаций на срок реализации проекта – 5 лет.

«МФ»: Какие меры по развитию новых технологий в судостроении предпринимает Минпромторг России? Как обеспечивается судостроителями переход гражданских судов на газовое топливо в соответствии с международными правилами судоходства, как регулирует этот процесс Ваше министерство?

– Развитие новых технологий и создание научно-технического задела осуществляется в рамках государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». Необходимо отметить ключевые направления разработок:

– поисковое оборудование для обеспечения судовым комплектующим оборудованием отечественных рыбопромысловых судов;

– комплекс работ по созданию атомного ледокола-лидера и многофункционального судна атомно-технологического обслуживания в интересах развития судоходства в акватории Северного морского пути;

– создание оборудования для освоения шельфовых месторождений – в частности, разработан типоряд сейсмокос для проведения сейсморазведки на шельфе.

В отношении перехода гражданских судов на газовое топливо стоит отметить, что большую часть действующего мирового флота морских судов на СПГ представляют собой суда, использующие двухтопливную силовую установку. По состоянию на текущий год в мире эксплуатируется 163 судна на СПГ и в стадии строительства находятся еще почти 100 судов, использующих СПГ в качестве основного или одного из основных видов топлива.

В целом это обусловлено тем, что газомоторное топливо позволяет полностью исключить выброс окислов серы и твердых частиц, снизить на 90% выбросы окислов азота и на 30% уменьшить выбросы углекислого газа.

Для эффективного применения судов на СПГ в России необходимо решить ряд первоочередных задач в данной области:

– обеспечить работу на СПГ главных двигателей и энергетической установки, создать специальные газотопливные системы;

– обеспечить наличие инфраструктуры по бункеровке судов газовым топливом;

– обеспечить нормативно-правовую базу для реализации проектов и осуществления бункеровки газомоторным топливом.

Так, Минтрансом России разработан проект отдельной государственной программы «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения», которая предусматривает стимулирование строительства судов на СПГ-топливе и создание соответствующей инфраструктуры.

Для облегчения процессов перехода судов на использование СПГ в госпрограмме заложен целый ряд преференций тем судовладельцам, которые захотят строить такие суда. Например, налоговые льготы на имущество, освобождение от таможенных пошлин на ввозимое оборудование для верфей и судовладельцев, а также предоставление преференций судоходным компаниям, использующим суда на СПГ, при проведении конкурсных процедур на право получения государственных и муниципальных заказов.

«МФ»: В октябре 2018 года Минпромторг России направил на согласование в заинтересованные ФОИВы проект Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, однако документ до сих пор не утвержден. Какая работа по доработке и согласованию Стратегии ведется Вашим министерством и когда планируется ее принять?

– Прежде всего, хочется сказать несколько слов о самой Стратегии развития судостроительной промышленности.

Ключевой целью Стратегии является обеспечение создания современной продукции судостроения за счет достижения к 2035 году 80% загрузки основных производственных фондов отрасли, повышения в 2,2 раза объема производства при одновременном росте в два раза производительности труда и повышения доли отечественной продукции в стоимости конечной гражданской продукции до 75%.

Достижение указанной цели будет обеспечено за счет решения задач в области военно-морской техники, гражданской морской техники, судового комплектующего оборудования, научно-технического развития, судоремонта, а также общих задач в области повышения эффективности судостроительной промышленности.

В настоящее время проект Стратегии на период до 2035 года, согласованный со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, внесен в Правительство РФ для утверждения в установленном порядке. После чего Минпромторг приступит к ее реализации.

«МФ»: В июле 2019 года представители Минпромторга России и Министерства инноваций Сербии обсуждали возможность поставок судов гражданского назначения, произведенных на российских мощностях, в Сербию. Каковы перспективы данного проекта?

– Сербия остается для России особым партнером, у нас интенсивный диалог, насыщенная повестка и большое количество взаимовыгодных проектов в различных областях. И судостроение здесь не исключение.

В конце мая этого года в Белграде была проведена отраслевая конференция с участием ведущих судостроительных компаний из России. Мероприятие, в котором приняли участие свыше 80 сербских компаний, прошло, на наш взгляд, достаточно успешно. Сербские партнеры проявили интерес к приобретению судов различного назначения – пассажирских судов, буксиров, самоходных и несамоходных барж для перевозки насыпных и наливных грузов, и судов специального назначения – речных ледоколов. В настоящее время компании ведут переговоры по согласованию технических характеристик.

Морской флот №4 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ