Арктика без моряков не останется

07.10.2019  
Арктика без моряков не останется

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова обладает значительным опытом подготовки специалистов для работы в Арктике. Сегодня это учебное заведение– крупнейшее в отрасли. Вуз проводит обучение более 15 тыс. студентов по программам высшего и среднего профессионального образования, а также повышение квалификации и переподготовку более 20 тыс. специалистов водного транспорта. Университет обладает уникальными компетенциями и ресурсной базой, позволяющими обеспечивать кадровую составляющую различных аспектов арктических проектов. Об этом корреспондент «МФ» беседовал с ректором университета Сергеем Барышниковым.

Беседовал Петр Мамонтов, спецкор

МФ: Сергей Олегович, Международная морская организация (ИМО) успешно завершила работу по подготовке Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах. Кодекс охватывает полный диапазон требований не только для проектирования, постройки, оборудования, эксплуатации судов, но и для подготовки экипажа. Как, по каким направлениям возглавляемый Вами университет осуществляет такую подготовку?

– В подготовке кадров для Арктики мы исходим из того, что Полярный кодекс применяется к новым судам, построенным 1 января 2017 года или после этой даты, одновременно с вступлением в силу новой главы XIV Конвенции СОЛАС. Для судов, построенных до 1 января 2017 года, должно быть обеспечено соответствие применимым требованиям кодекса не позднее даты первого промежуточного или возобновляющего освидетельствования квалифицированными специалистами морской отрасли.

На арктическом факультете университета реализуются образовательные программы подготовки бакалавриата по направлению «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», профиль «Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий» и профиль «Гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение мореплавания», магистратуры, направленность «Гидрографическое обеспечение морского и речного транспорта». Работает аспирантура по научной специальности «Водные пути сообщения и гидрография», научная школа «Гидрографические исследования Северного морского пути». Программа подготовки гидрографов соответствует Международному квалификационному стандарту, разработанному Международной гидрографической организацией (IHO), Международной федерацией морских исследователей (FIG) и Международной картографической организацией (ICA).

МФ: Где проходит и в чем особенность подготовки членов экипажей морских судов?

– Подготовка курсантов – будущих моряков – осуществляется в одном из четырех институтов университета – в Морской академии университета.

Важнейшей составляющей учебного процесса остается плавательная практика курсантов, для осуществления которой используется победитель многочисленных международных регат парусник «Мир», а также суда стратегических партнеров института: группы компаний «Совкомфлот», Мурманского морского пароходства, Северного морского пароходства, Северо-Западного пароходства, «Росморпорта», «Атомфлота», «Норильского никеля», группы компаний Stena, Dynagas и др.

МФ: Известно, что ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – единственный в России и в мире вуз, в котором действует система подготовки инженеров специальностей, необходимых для эксплуатации гражданских атомных судов. Сколько специалистов подготовлено за время существования такой подготовки? Что изменилось за эти годы?

– С 1958 года было подготовлено более 1000 инженеров-атомщиков и более 3500 специалистов прошли различные формы повышения квалификации. Для проведения практической подготовки курсантов используются функционально-аналитические и полномасштабные тренажеры ЯЭУ атомных ледоколов проектов 10521Р, 10521С.

На кафедре университета установлена 3D-модель атомного двухосадочного ледокола нового поколения, которая используется для наглядного ознакомления курсантов с новыми разработками отечественных судостроителей. Преподавателями кафедры разработано, установлено и активно используется программное обеспечение для выполнения курсовых и дипломных проектов по дисциплинам «Основы теории ядерных реакторов» и «Судовые ядерные паропроизводящие установки».

МФ: Для Арктики нужны специалисты разных направлений, в том числе редких, например, гидротехников. Проводится ли их обучение в вашем вузе?

– Подготовка специалистов по гидротехническому строительству, которое особо востребовано в связи с необходимостью строить новые отгрузочные терминалы в арктических портах, проводится в Институте водного транспорта. Институт проводит обучение гидротехников широкого профиля по проектированию, строительству и эксплуатации водных путей, портов и гидротехнических сооружений.

МФ: А как сегодня обстоят дела с повышением квалификации и переподготовкой специалистов для арктических проектов?

– Обеспечение кадровой составляющей арктических проектов подразумевает не только подготовку молодых специалистов, но и повышение квалификации, переподготовку действующего персонала организаций и предприятий, в том числе экипажей судов и специалистов береговых служб.

С 2018 года развитие дополнительной подготовки специалистов для объектов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) будет осуществляться Институтом дополнительного профессионального образования (ДПО) университета совместно с кафедрой судовых ядерных энергетических установок факультета судовой энергетики института «Морская академия», которая уже более 20 лет готовит инженеров по эксплуатации судовых ЯЭУ.

Система подготовки предусматривает переподготовку специалистов для выполнения профессиональной деятельности, а также систематическое повышение квалификации командного состава судов и других плавсредств с ядерными установками. В частности, университет разработал и ввел в образовательный цикл такие программы, как «Эксплуатация судовых ядерных энергетических установок»; «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов с ядерными энергетическими установками»; «Дополнительное обучение по вопросам ядерной и радиационной безопасности работников предприятий, осуществляющих ремонт судов с ядерными энергетическими установками гражданского назначения»; «Дополнительное обучение по вопросам ядерной и радиационной безопасности работников предприятий, осуществляющих строительство и ремонт гражданских судов и других плавучих объектов с ядерными энергетическими установками».

В общей сложности ледовую тренажерную подготовку в «Макаровке» за это время прошли более 1000 судоводителей более чем из 20 стран мира.

К настоящему времени с учетом накопленного опыта морским УТЦ Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова разработаны курсы для обучения экипажей эксплуатации судов в полярных водах. Ряд программ прошел международную аккредитацию одного из крупнейших классификационных обществ в мире – NKK (ClassNK), а также получил одобрение администрации Республики Маршалловых Островов. Ледовый тренажер Крыловского государственного научного центра, используемый университетом, позволяет эффективно отрабатывать все важнейшие практические навыки работы во льдах. Университет расширяет также сотрудничество с финскими коллегами, практические занятия проводятся в том числе на борту финского судна ледового класса в Балтийском море, а также на борту действующего ледокола в Санкт-Петербурге. Одна из новых программ – «Подготовка экипажа к эксплуатации судна в ледовых условиях и при низких температурах, работа экипажа в холодном климате и выживание на льду».

Подводя итог, могу заверить – Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова готов предоставить свои кадровые, технологические, научные и методические ресурсы для решения самых сложных задач, стоящих перед человечеством по освоению замерзающих арктических морей.

Мы готовы предложить:

– комплектование экипажей судов и береговых организаций молодыми специалистами – выпускниками университета;

– повышение квалификации, тренажерную подготовку, переподготовку специалистов по различным аспектам обеспечения безопасной эксплуатации морских и речных судов, объектов континентального шельфа, портов и терминалов, гидротехнических сооружений;

– проведение экспертиз, математического и тренажерного моделирования, исследование вопросов ледового менеджмента объектов морской нефте- и газодобычи, других направлений исследований.

Морской флот №2 (2019)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Эксперт: существуют три основных проблемы обслуживания танк-контейнеров в России

Эксперт: существуют три основных проблемы обслуживания танк-контейнеров в России Экологические, бюрократические и организационные

В 86 раз выросла чистая прибыль «Совкомфлота» в третьем квартале

В 86 раз выросла чистая прибыль «Совкомфлота» в третьем квартале Движение ставок, продуктивное сотрудничество, новые инвестпроекты и ответственность приносят свои пл...

Российская экономика

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике

Минвостокразвития предложило ввести льготы на добычу полезных ископаемых в Арктике Арктическим льготы разделят его по категориям.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг.

Крупные объекты транспорта все-таки могут приватизировать в 2020-2022 гг. Минэкономразвития внесло в правительство план приватизации.

Транспортная политика

Должности руководителя Росморречфлота и замминистра транспорта разделили

Должности руководителя Росморречфлота и замминистра транспорта разделили Постановлением Правительства

Определены полномочия «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Определены полномочия «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта И изменения в составе рабочего органа

Морские порты

Главный грузовой порт Сахалина оказался под водой

Главный грузовой порт Сахалина оказался под водой Но местные не теряются

Штатное расписание обновили в Группе Новороссийского морского торгового порта (НМТП)

Штатное расписание обновили в Группе Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Люди с опытом




Морской транспорт

Ледокольные паромы для Сахалина вновь «подорожали». Уже на 4 млрд рублей

Ледокольные паромы для Сахалина вновь «подорожали». Уже на 4 млрд рублей Во всем винят санкции

Круизы на пароме Princess Anastasia отменены до 20 ноября

Круизы на пароме Princess Anastasia отменены до 20 ноября Данное решение было принято в связи с проведением внеплановых технических работ.

Речной транспорт

Для доставки в метро проходческого щита продлили навигацию в Московском бассейне

Для доставки в метро проходческого щита продлили навигацию в Московском бассейне Стратегический объект

Экс-управляющего речного порта Уфы обвиняют в причинении убытков на 624 млн руб.

Экс-управляющего речного порта Уфы обвиняют в причинении убытков на 624 млн руб. Недостача основных средств и акций выявлена в ходе сплошной инвентаризации.

Ж/Д транспорт

Тысячу поездов от польско-белорусской до российско-китайской границы отправили РЖД

Тысячу поездов от польско-белорусской до российско-китайской границы отправили РЖД Доставка в 2,5 раза быстрее

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД Особый акцент – на перевозке пассажиров

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...

Байкальское притяжение

Байкальское притяжение Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морски...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...