Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику - Морские вести России

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

16.10.2019

Лента новостей

15 октября в Москве в ходе работы Евразийского промышленного конгресса «Интеграция 2019» на секции «Промышленность строительных материалов» обсуждались проблемы и перспективы развития современного строительства. Координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова побывала на мероприятии и прокомментировала для «Морвести.ру» перспективу применения новых технологий и материалов в строительной индустрии, включая строительство портовой инфраструктуры.

«Сегодня у нас в России большие объёмы промышленного строительства. Идёт обустройство территорий Дальнего Востока, Арктики. Современное строительство должно быть, прежде всего, экологичным и эффективным недорогим для бюджетов. Запрос на экологический тренд в промышленном строительстве сегодня достаточно высок. При этом сформировалось мнение, а в некоторых субъектах и практика, что применение чего-то нового ведёт к удорожанию стоимости строительства. Такая позиция вызывает удивление, потому что на сегодняшний день – напротив, в России есть технологии, которые значительно сокращают бюджетные расходы и успешно решают экологические проблемы регионов.

Одна из таких технологий сегодня, которая находит применение в регионах, особенно в строительстве дорог различных категорий, региональных и технологических дорог – это технология стабилизации укрепления грунтов с использованием различных стабилизирующих грунт модификаторов. Отечественные разработки в этой области на порядки дешевле импортных аналогов. В основном это проекты учёных-химиков, которые дают отличный эффект в строительстве, причём не только в дорожном, но и портовом. Строительство портовых площадок и дорог из укреплённого грунта, рыбохозяйственного и агропромышленного комплекса, грунтовых аэродромов, вертолётных площадок – всё это сегодня уже реальность. Для строительства портовой и транспортной инфраструктуры Дальнего Востока на этом направлении у нас есть хороший потенциал. Эти материалы мы готовы экспортировать в страны Евразийского Союза, и наши организации уже это делают.

Преимущество в том, что максимально используется местный локальный грунт, практически не требуется ничего вывозить, завозить инертные материалы, что снижает транспортные затраты, потребление ГСМ в 2-4 раза, а, следовательно, и снижаются выбросы парниковых газов в атмосферу. Это быстрые темпы строительства и высокая долговечность построенных сооружений, многократно продлевается срок эксплуатации объектов после ремонта. В итоге такие технологии снижают бюджет строительства на треть, а то и вдвое. В данном случае важно, чтобы такие материалы применялись. Для этого необходимо создавать такую нормативно-правовую систему, такие стимулы, чтобы у строительных компаний были стимулы к применению таких материалов, к экономии и эффективности, особенно в части расходования средств госбюджета.

Подчеркну, что в этих вопросах важно опираться именно на партнёрство государства с нашими научно-производственными объединениями, на учёных, экспертов, их заключения. Потому как именно они ориентированы на новое и прорывное, в то время как рынок не всегда стремится принять что-то новое, в ряде случаев даже сопротивляется, а государство теряет в итоге несопоставимые по стоимости позиции, фактически отдавая стратегические преимущества нашим иностранным конкурентам. Порой так и строим по старинке, когда у нас есть своё лучше, дешевле и качественнее. Очевидно, что здесь нужно создавать стимулы к коммерциализации и тиражированию наших российских разработок, выводить на международные рынки свои новые экологичные инновационные бренды.

Ещё один аспект – по ряду регионов сегодня высокое загрязнение почвы различными токсичными жидкими отходами, из которых образуются так называемые шламовые амбары, которые уничтожают всё живое - растения, леса. Токсичные отходы попадают и в водоёмы. Здесь на помощь приходят те же технологии связывания грунта. С помощью них отходы получается обезопасить, на связанных грунтах начинают расти растения, со временем вырастает новый лес.

Благодаря экологичности, материалы рекомендуются к применению при берегоуреплении. У российских организаций также есть успешный опыт применения разработок по гидроизоляции на реконструкции водоканалов в России и других странах, ирригационных систем в Казахстане. Российские инновации применялись при строительстве объектов атомной энергетики – на Белорусской АЭС, МАЭК (Казахстан), АЭС в г. Бушер (Иран).

В России, к примеру, в научно-производственном объединении СТРИМ сейчас разрабатывается и производится в части таких инноваций десятки самых современных материалов специального назначения, которые по характеристикам не уступают, а по ряду позиций и существенно превышают европейские аналоги.

Ещё один фактор, с которым мы сегодня вынуждены столкнуться, и который естественным путём простимулирует использование инноваций – это изменение климата. Нужно быть готовым к различного рода природным катаклизмам. Построенное должно быть прочным и устойчивым в отношении различных природных явлений, которые неизбежны и оказываются нехарактерны для местностей, где происходят. Сегодня таяние «вечной мерзлоты» приводит к разжижению почвы, снижению её несущей способности. Фундаменты в регионах вечной мерзлоты, в которых теплеет, уже не выдерживают нагрузки как 20-30 лет назад, несущая способность по оценкам экспертов снизилась более чем на 20% и по прогнозам сократится ещё на 25-50% до 2025 года, соответственно увеличивается стоимость строительства. Напомню, что в регионах «вечной мерзлоты» у нас в России сосредоточено 75% нефтедобычи. Окно так называемых «зимников» тоже сужается, что ведёт к увеличению затрат на логистику. И в этом случае разработки наших специалистов по стабилизации грунтов необходимо активно внедрять и применять в части строительства оснований дорог из укреплённого грунта и инфраструктуры ТЭК в таких районах. Сегодня уже понятно, что ледники будут таять, и потенциал наших отечественных специалистов в обустройстве территорий и своевременном предупреждении экологических инцидентов необходимо задействовать».

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ