- Морские вести России

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ. Первый номер журнала вышел 1886 году.

Журнал выходит 6 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 72 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, среди участников коллегий Росморречфлота и Минтранса РФ, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях.




Содержание №1 (1559) (2022)

Морская политика/Регион

Каспийский сосед нам конкурент?

Каспийский регион привлекателен для российских судостроителей и судоремонтников со многих сторон. Здесь сосредоточены серьезные шельфовые мощности, при этом они постоянно развиваются. Под нефтяные проекты есть свои судоходные линии, задействованы специализированные суда для негабаритных перевозок. При этом потенциал у региона еще более масштабный – это и круизные перевозки, и постоянные паромные линии, в том числе для перевозки железнодорожного транспорта, что особенно актуально в современных условиях.


Морская политика/Севморпуть

Арктика: от конкуренции к взаимодействию

Арктика становится не только полем битв за ресурсы между иностранными государствами, но и за возможность подержать штурвал управления между отечественными компаниями. Кроме розни, все это не сможет привести к заинтересованному взаимодействию между участниками арктической деятельности. Более того, это в корне ломает наработанную практику и компетенции некоторых структур министерств и ведомств.


Судостроение/Обзор отрасли

От оптимизма – к реальности

Судостроительная отрасль СССР, а после и России, никогда не жила безмятежно. Даже в относительно спокойные советские годы были ограничения, сложности с поставками оборудования, качеством продукции, проблема недостатка кадров. Сегодня отрасль столкнулась с новыми вызовами. Только-только оправившись от коронавирусных ограничений, судостроение встало перед проблемой импортозамещения. И теперь уже по-настоящему. А в нагрузку – решение всех вопросов, выстраивание новых логистических цепочек, поиск новых поставщиков.


Судоходные компании/«Совкомфлоту» – 50 лет

«Совкомфлот»: рождение лидера

В будущем году исполняется 50 лет с начала коммерческих операций по фрахтованию иностранного тоннажа, обусловивших создание современного «Совкомфлота» – одной из немногих отечественных судоходных компаний, сумевшей за эти годы не только выжить в непростой постсоветский период, но и развиться до мирового уровня, а по ряду позиций выйти в лидеры.

Сегодня журнал начинает цикл публикаций о том, как это было, приглашая к воспоминаниям непосредственных участников непростого, но славного пути компании от удачного эксперимента к мировому признанию бренда «Совкомфлота» как знака надежности, безопасности, качества морской транспортировки грузов.

Вадим Дмитриевич Корнилов возглавлял компанию в качестве генерального директора и председателя правления акционерного коммерческого предприятия «Советский коммерческий флот» (АКП «Совкомфлот») в период с 1991 по 1999 год. Когда он приступил к работе, в распоряжении компании фактически не было флота, сумма долгов составляла $3,5 млрд, ее кредиты на рынке долговых обязательств продавались за 7% от суммы, недоброжелатели предлагали банкротить компанию и распродавать активы.

Но через восемь лет, когда он в 1999 году оставил «Совкомфлот», компания крепко встала на ноги, в состав флота входили 80 судов общим дедвейтом 3,5 млн т, а банки предлагали кредиты под 6,25%.

О том, каким образом удалось сохранить компанию и добиться столь значимых показателей, об оригинальных подходах к решению проблем, развитии флота, истоках АКП «Совкомфлот» и современном состоянии компании Вадим Корнилов рассказал в эксклюзивном интервью журналу «Морской флот».


Логистика/Морские перевозки

Контейнерный рынок: начало морской блокады?

Глобальные контейнерные линии продолжают доставлять контейнеры в порты РФ, но заторы в европейских портах-хабах уже привели к сбоям в расписании оставшихся судозаходов в порт Санкт-Петербург.


Трибуна «МФ»/Проекты

ДВФО: оптимизация транспортной логистики

Стратегия транспортной логистики России в направлении Запад – Восток основана на генеральном использовании железнодорожного транспорта из европейской части РФ (условно Москвы) до портов Приморского края (Владивостока, Находки, Восточного) с перевалкой на суда до портов Сахалина, Курильских островов, Камчатки, Чукотки, Восточного сектора СМП и Магадана. Значительную часть этого транспортного направления занимает уголь Кузбасса и других месторождений, включая юг Якутии и Хабаровского края, а также контейнерные перевозки на Восток (каботаж) и транзитные перевозки контейнеров из Китая и портов АТР на Европу. В результате Транссиб и порты ДВФО перегружены, брошены поезда, скорость продвижения грузов находится на недопустимо низком уровне.


Безопасность мореплавания/Аварийность

Шлюпки не должны убивать!

Есть ли что-то общее у осколочной гранаты и шлюпочного гака? Наверное, есть.

И то, и другое в неумелых руках представляет смертельную опасность, да и в их совершенствовании принял участие один и тот же человек – морской инженер-механик Уильям Миллс (1856–1932), за что был произведен в рыцари.

Часть 3 (часть 1 в «МФ» № 5, 2021, часть 2 в «МФ» № 6, 2021)


Севморпуть/Подготовка кадров

СМП: подготовка кадров для ледового плавания

Кратчайший морской путь из Северной Европы в Юго-Восточную Азию, используя Северо-Восточный проход, издавна привлекал внимание мореплавателей многих стран. Главным препятствием, мешающим осуществлять такое мореплавание, были полярные льды.


История флота/Подлодки

Метаморфозы «потаенного судна»

Наверное, не является секретом, что история Военно-морского флота России, в частности подводного, не только для рядовых граждан, но, к сожалению, и для многих флотских офицеров, остается во многом чистым листом

И поэтому очень важно, чтобы все больше и чаще появлялись в нашей печати старые и новые, дотоле неизвестные факты, материалы и имена людей, которые в свое время сделали все от них зависящее, чтобы слава флота российского росла вместе с ним, а флот России способствовал укреплению авторитета и могущества нашей Родины…


Свод сигналов/флаги

Международный свод сигналов

«Система кодовых сигналов для торгового флота», состоящая из 18 флагов, была разработана в 1857 году. Её использовали в Британии, США, Канаде, Франции.

В 1887 году «Система кодовых сигналов для торгового флота» была переименована в «Международный свод сигналов». Все морские государства приняли этот свод, но в силу он вступил только 1 января 1901 года.

В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги свода имеют расшифровку и на кириллице.