Угольщики предложили расширить Восточный полигон вдвое - Морские вести России

Угольщики предложили расширить Восточный полигон вдвое

28.09.2020

Ж/Д транспорт

Угольщики предложили расширить Восточный полигон вдвое

Рабочая группа Госсовета по энергетике, которую возглавляет губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, предлагает продолжать масштабное расширение БАМа и Транссиба с перспективой достижения к 2030 году провозной способности 260–280 млн тонн. Согласно же действующему плану, к концу 2020 года мощности БАМа и Транссиба должны составить лишь 124,9 млн тонн, отмечает «Коммерсантъ».

Как отмечается в протоколе заседания 22 сентября, в рамках корректировки майских указов президента и комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ) необходимо «обеспечить безусловное выполнение всех ранее принятых решений, в том числе сохранив в обновленном указе президента РФ целевые показатели по обеспечению пропускной способности для перевозки всех видов грузов — 180 млн тонн к 2024 году и 210 млн тонн к 2025 году».

Также следует учитывать, что основной потенциал роста спроса на продукцию российских экспортеров (в том числе из отраслей ТЭК) все более концентрируется на рынках стран АТР, сообщается в документе, а среднегодовой темп экономического роста стран Азии превышал рост ВВП Евросоюза более чем в десять раз и разрыв будет сохраняться. В этой связи рабочая группа считает необходимым в рамках корректировки КПМИ «предусмотреть проработку следующего (третьего) этапа модернизации» БАМа и Транссиба с целью увеличения провозной способности к 2030 году до не менее 260–280 млн тонн различных грузов, «определив при этом источники финансирования этих мероприятий».

 

Сейчас основной объем погрузки на Восточном полигоне приходится на энергетический уголь.

В ОАО РЖД заявляли, что перевозки угля на Восток для него нерентабельны и принесли в 2019 году более 52 млрд руб. убытка. Правительство, обсуждавшее возможность субсидирования транспортировки угля на экспорт (ОАО РЖД оценивало потребность в 55 млрд руб. в год), пока средства не выделило. Более того, хотя угольная стратегия предполагает бурный рост его перевозок до 2035 года, обновленный прогноз социально-экономического развития Минэкономики говорит о том, что в 2020–2022 годах добыча угля будет падать, в 2023-м — стагнировать и за четыре года в целом снизится на 11,8% к уровню 2019 года. Статистика из Кузбасса, основного региона добычи и экспорта угля, пока это подтверждает: за восемь месяцев добыча уменьшилась на 10,7%, а погрузка угля на сети ОАО РЖД упала на 8,1%.

В этой связи вопрос о том, под какие грузы расширять Восточный полигон и в каком объеме, выглядит дискуссионным. Прежде говорилось о наличии потенциала у перевозок зерна и контейнерных грузов: можно было бы уже сейчас начать отправлять на Восток около 2 млн тонн зерна в год при наличии провозных мощностей.

С другой стороны, по данным участников рынка, организация экспорта зерна в этом направлении требует от ОАО РЖД уменьшения цен вдвое.

В самой монополии теперь хотят снижать перевозки энергетического угля на Дальний Восток, замещая его более доходными грузами, в том числе металлургическими углями.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что цель 260–280 млн тонн кажется излишне оптимистичной — появляется опасность, что планы останутся только на бумаге. Эксперт подчеркивает, что, несмотря на декларации ОАО РЖД по замещению угля, он остается базовым грузом для Восточного полигона в горизонте 2030 года, однако планы расширения инфраструктуры должны учитывать несколько развилок.

Первая — будет ли построен Северомуйский тоннель-2 на БАМе, который нужно начинать строить уже сейчас, чтобы ввести к 2030 году. О готовности построить тоннель говорил совладелец «Сибантрацита» Дмитрий Босов — он даже закупил технику и начал работы, но после его кончины в мае эта инициатива оказалась под вопросом.

Вторая развилка, отмечает господин Бурмистров,— будет ли Транссиб перепрофилирован полностью под контейнерное движение. И третий вопрос — будут ли введены экологические ограничения на перевалку угля в портах Дальнего Востока, поскольку в таком случае ОАО РЖД следует синхронизировать свои планы с вводом угольных терминалов.

Фото: trainpix.org

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России