Россия построит атомные эсминцы – Известия - Морские вести России

Россия построит атомные эсминцы – Известия

21.07.2016

Лента новостей

«Северное ПКБ» приступило к созданию технического проекта перспективного эсминца проекта 23560 «Лидер». Корабль будет обладать водоизмещением около 17,5 тыс. т, что приблизит его к самым большим атомным ракетным крейсерам российского Военно-морского флота проекта 1144 «Орлан» типа «Петра Великого».

Как сообщил «Известиям» бывший замглавкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов, появление таких кораблей говорит о геополитических интересах руководства России. Резка металла под новый корабль, по данным Объединенной судостроительной корпорации, начнется в начале 2018 года. Всего планируется построить восемь кораблей подобного класса.

«Атомные крейсеры автономны, хорошо вооружены и способны решать различные задачи в любой точке мирового океана, - отметил Игорь Касатонов. – Кораблей подобного класса российский ВМФ не заказывал с 1989 года, что означает, что у страны снова появились геополитические интересы по присутствию в отдаленных регионах мира».

Советник генерального директора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин, где создавался аванпроект эсминца, рассказал «Известиям», что новый корабль должен будет совместить в себе качества сразу нескольких проектов. Эсминцы будут оснащены элементами противоракетной и противокосмической обороны и станут «опорными точками в мировом океане».

Новейшая гидроакустическая система защитит Арктику от непрошенных гостей

«Лидер» станет универсальным кораблем, способным заменить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: собственно эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан», - рассказал «Известиям» Валерий Половинкин. - При этом корабль будет меньше кораблей 1144-го проекта, но будет нести куда большее количество вооружения. Автономность подобных кораблей обычно определяется запасами продовольствия, атомная энергетическая установка способна работать без перезарядки в течение нескольких лет».

По информации «Известий», новый эсминец получит атомную энергетическую установку РИТМ-200. Такой же агрегат устанавливается на перспективные ледоколы проекта 22220. Первый корабль серии – «Арктика» – спущен на воду в июне. Благодаря новой энергоустановке «Лидер» сможет развивать скорость до 30 узлов. Его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными кораблями типа «Арли Берк».

Судя по представленному на форуме «Армия-2015» макету, корабль получит от двух до четырехпусковых установок «Калибр» с ракетами «Калибр-НК» и «Оникс» дальностью действия более 300 км. Зенитное ракетное вооружение дальней зоны будет представлено корабельным вариантом комплекса С-500 «Прометей» с двумя пусковыми установками. Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера» будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли могут быть установлены по два боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм. Всего в арсенале эсминца окажется 200 ракет различного назначения.

Впрочем, как отметил эксперт в области военно-морских вооружений Александр Мозговой, окончательный облик «Лидера», набор его вооружений могут претерпеть существенные изменения в ходе выполнения технического проекта.

«Не так давно стали известны результаты эскизного проектирования корабля, которые показали, что его облик имеет значительные отступления от первоначального замысла, выработанного в рамках аванпроекта и одобренного Минобороны, - рассказал «Известиям» Александр Мозговой. – Учитывая высокий уровень инновационной составляющей и необходимость полной реализации научно-технического задела по перспективному эсминцу, скорее всего, на стадии технического проектирования будут внесены существенные изменения в его конструкцию, коснется это не только технического облика, но и дальнейших планов по строительству серии».

Как отмечает эксперт, выбор столь масштабного проекта вызван исключительно ситуацией, сложившейся в российском ВМФ с проблемой импортозамещения – отсутствием собственного производства газотурбинных энергетических установок. «В отличие от них производство атомных у нас идет серийно. Об этом свидетельствует успех с реализаций программы строительства серии атомных ледоколов. При этом успешно зарекомендовавшие себя в ходе сирийской компании корабли проекта 21631, вооруженные ракетными комплексами «Калибр», не имеют возможности действовать на большом удалении от собственных берегов – автономность их плавания не превышает 30 суток. Это практически переход от Мурманска к Гибралтарскому проливу, у атомных эсминцев она неограниченна», - отметил Александр Мозговой.

«Исправление ошибок, допущенных при определение технического облика и боевых характеристик на любой стадии проектирования, а тем более в ходе постройки корабля, очень дорогостоящее удовольствие», - соглашается Игорь Касатонов.

По словам адмирала, ошибки приводят к недопустимому затягиванию сроков ввода кораблей новых проектов. Некоторые из них эксплуатируются в режиме опытной эксплуатации, проходят бесконечные доработки, которые в итоге не приводят к реализации изначально заложенных идей, именно поэтому сейчас наступает решающий момент в судьбе будущего проекта, отметил Касатонов.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ