Ученые реконструируют судно, совершившее первый торговый рейс с Енисея на Балтику - Морские вести России

Ученые реконструируют судно, совершившее первый торговый рейс с Енисея на Балтику

24.04.2017

Лента новостей

Ученые реконструируют судно, совершившее первый торговый рейс с Енисея на Балтику

Ученые Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) планируют к 2027 году реконструировать шхуну «Утренняя звезда», совершившую в 1877 году первый в истории торговый рейс из Енисейска в Санкт-Петербург. Об этом ТАСС сообщил доцент СибГАУ Александр Гончаров.

«Мы активно внедряем междисциплинарные подходы, такие как дистанционное зондирование земли, гидролокация, различные физические методы, помогающие установить историю производства и характеристики компонентов исторических судов. Эти исследования позволят в перспективе воссоздать подобное судно. В наших планах - реконструировать для проведения ряда исторических экспериментов первое русское судно - шхуну «Утренняя заря», прошедшее в 1877 году СМП (Северный морской путь) из Енисейска в Санкт-Петербург», - сказал Гончаров.

Он отметил, что сейчас идут архивные исследования, ученые ищут планы судна, технические характеристики, конструктивные особенности. Ученые рассчитывают к 2027 году - 150-летнему юбилею первого плавания шхуны - при поддержке Русского географического общества создать точную копию судна и повторить в порядке исторического эксперимента его маршрут на Балтику.

«Утренняя звезда» в 1877 году на средства купца Михаила Сидорова совершила первый коммерческий рейс с Енисея на Балтику по Северному морскому пути. Шхуна с экипажем из пяти человек за сто дней доставила в Санкт-Петербург различные товары из Сибири.

Гончаров также сообщил, что осенью из Красноярска стартует экспедиция по поиску судов, потерпевших крушение на Енисее, в частности, российской шхуны «Северное сияние» и британского парохода «Роддам».

«Планируется комплексная экспедиция по поиску затонувших судов, прежде всего царского периода. Надеемся решить вопрос по покупке гидролокатора бокового обзора, что даст возможность существенно повысить качество исследований. В планах - поиски британского транспорта «Роддам», потерпевшего крушение в 1905 году», - сказал Гончаров.

Он отметил, что это часть многолетних исследований, проходящих в этих местах. В 2015-2016 годах ученые уже обнаружили остатки английских судов «Феникс» и «Темза». В этом году экспедиция должна стартовать в сентябре.

«Роддам» участвовал в крупнейшей экспедиции того времени. Шла русско-японская война, и Сибирская железная дорога была перегружена. Для доставки грузов по Северному морскому пути была направлена экспедиция из 23 пароходов, доставивших грузы из Европы в устье Енисея. На обратном пути пароход наскочил на мель и команда оставила судно.

Гончаров подчеркнул, что пароход имеет интересную историю. В 1902 году он был единственным судном, что сумело спастись из порта Сен-Пьер на острове Мартиника, когда произошло извержение вулкана Мон-Пеле. Тогда погибли почти 30 тыс. человек и 16 судов.

«Одна из задач - поиск «Северного сияния», экипаж которого почти полностью погиб во время зимовки 1876-1877 годов. В прошлом году мы думали, что нашли его остатки на одном из Бреховских островов, однако экспертиза показала, что найденные предметы относятся к двадцатым годам XX века. Возможно, что это следы одной из барж или исследовательских шхун того времени», - сказал Гончаров.

По словам ученого, исследование необходимо также для уточнения гидрографии нижнего Енисея. Выявленные памятники и проведенные исторические эксперименты, связанные с историей судоходства, навигации и картографии, также позволят открыть новые маршруты на севере Красноярского края, повысив туристическую привлекательность региона, отметил он.

75 лет Великой Победы
Баннер
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России