У Земли Франца-Иосифа нашли затонувшую в 1881 году английскую шхуну «Эйра» - Морские вести России

У Земли Франца-Иосифа нашли затонувшую в 1881 году английскую шхуну «Эйра»

07.09.2017

Лента новостей

Экспедиция «Открытый океан: архипелаги Арктики-2017. По следам двух капитанов» обнаружила на юге архипелага Земля Франца-Иосифа затонувшую английскую шхуну «Эйра». Об этом агентству Интерфакс сообщил со-руководитель экспедиции Александр Чичаев на пресс-конференции в Мурманске в четверг.

Проект «По следам двух капитанов» посвящен поиску шхуны «Святая Анна» экспедиции знаменитого полярного исследователя Георгия Брусилова, пропавшего в 1910-х годах. Однако из-за тяжелой ледовой обстановки в августе яхта «Alter Ego» российской мемориальной экспедиции провела продолжительное время у мыса Флора, что натолкнуло путешественников на мысль поискать место гибели другого судна - британской шхуны «Эйра».

На «Эйре» английский исследователь и путешественник Бенджамин Ли Смит, открывший несколько островов архипелага, собирался продолжить изучение Земли Франца-Иосифа и ее природы. В августе 1881 года у мыса Флора льды затерли «Эйру» и судно затонуло, а Ли Смит и члены его экспедиции стали первыми путешественниками, которые остались там на зимовку. Вынужденная остановка на мысе Флора продлилась десять месяцев, на протяжении этого времени экспедиция продолжала вести наблюдения и собирать ценные для науки материалы.

Место гибели шхуны «Эйра» было задокументировано в дневнике Ли Смита, но до настоящего времени никто из полярников не находил точное место крушения.

«Мы увидели и нашли судно английского исследователя Бенджамина Ли Смита, судно «Эйра». Я уверен в этом на 100%, хотя мы, конечно, не проводили специальных исследований, мы технически не могли этого сделать, но набор той информации и тех признаков (которые известны о месте гибели шхуны - ИФ), однозначно (свидетельствуют - ИФ), это она», - рассказал Чичаев.

Затонувшее английское судно было обнаружено на глубине около 20 метров при помощи многолучевого эхолота. Съемка подводной камерой позволила установить, что размеры деревянной шхуны - 10 на 50 метров.

В дальнейшем для достоверности потребуется обследование с подводным погружением.

«Мы хотим это сделать, но это сложный и довольно трудоемкий процесс, финансово тоже очень затратный. Место, в котором она (шхуна - ИФ) затонула, не очень удобно для подводных работ», - отметил Чичарев.

Российские путешественники еще не сообщали о своем открытии английским коллегам.

Исследователи не исключают, что в будущем будет обсуждаться подъем шхуны на поверхность и ее музеефикация. Однако для такой процедуры потребуется соблюдение административных регламентов и, в первую очередь, согласие специалистов, которые оценят степень разрушения судна за прошедшие 136 лет.

«За последние годы очень много кораблей первоисследователей было найдено: «Террор», «Эребус», в Карском море фирма «Фертоинг» нашла сразу много кораблей, включая «Марину Раскову». Наверное, нужно смотреть на опыт людей, которые уже столкнулись с этим в Арктическом районе, и нужно понимать, что разрушение кораблей под водой здесь происходит иначе, не как в Средней полосе, это айсберги, постоянно перепахивающие дно, течение, с другой стороны холодная вода выступает как консерватор и сохраняет их», - пояснил Чичаев.

Международный интерес, надеются члены экспедиции, поможет привлечь все необходимые ресурсы для дальнейшей работы с «Эйрой».

Баннер
Газпромбанк
Советская Гавань
Тенденции в управлении портовым бизнесом
Конференция ПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021