Исполнилось 169 лет со дня рождения легендарного адмирала Макарова - Морские вести России

Исполнилось 169 лет со дня рождения легендарного адмирала Макарова

09.01.2018

Лента новостей

В последний день нынешних новогодних каникул, 8 января 2018 года, исполнилось 169 лет со дня рождения гениального русского флотоводца, морского инженера, океанографа и кораблестроителя Степана Осиповича Макарова. Корифей мировой кораблестроительной науки академик А.Н. Крылов писал, что адмирал С.О. Макаров «вошёл в историю русского флота не только как замечательный флотоводец, но и как выдающийся теоретик военно-морского дела», написавший более пятидесяти научных работ по вопросам кораблестроения и океанологии.

Макаров - изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, развитой академиком Крыловым, отец русского и мирового ледоколостроения, пионер практического использования ледоколов в морском деле, разработчик русской семафорной азбуки.

Первыми обратили внимание на дарование юного Макарова, проявлявшего вдумчивость и любознательность, командиры кораблей, на которых он плавал кадетом. О необыкновенном кадете доложили адмиралу Андрею Александровичу Попову, командовавшему эскадрой Тихого океана. Сам заядлый изобретатель, новатор и кораблестроитель Попов перевёл юного Макарова на флагманский корвет «Богатырь» и приказал столоваться у себя в адмиральской каюте. Так же поступил и сменивший Попова адмирал Ендогуров. Оба выдающихся адмирала лично убедились в блестящих дарованиях кадета Степана Макарова.

После плавания на ряде кораблей в апреле 1865 года Макаров сдал выпускные экзамены в училище и за выдающиеся успехи в учёбе был представлен к производству не «в кондукторы корпуса штурманов флота», а в гардемарины флота (наравне с выпускниками морского корпуса). Плавания мичмана Макарова, в том числе на броненосной лодке «Русалка», получившей пробоину и севшей на мель, а также случаи гибели кораблей от полученных пробоин в отечественном и зарубежных флотах послужили поводом к написанию Макаровым «Исследований по непотопляемости судов».

Макаров определил непотопляемость (термин, введённый им в судостроение) как способность судна плавать и не терять своих боевых качеств от полученных пробоин, предлагал «ряд устройств для откачивания воды, свой знаменитый рейковый пластырь для быстрой заделки пробоины, систему затопления отдельных отсеков корабля для выравнивания крена и дифферента».

Одни из его знаменитых изобретений - «макаровские колпаки» для бронебойных снарядов. Макаров предложил надевать на головку бронебойного снаряда колпачок из мягкого металла, который в момент пробивания брони сохранял целостность бронебойной головки и служил «смазкой» для снаряда. Снаряды с «макаровскими колпаками» вскоре появились на флотах разных держав. «По законам того времени Макаров имел право взять на своё изобретение патент во всех странах и нажил бы миллионы... Но не таков был Макаров, истинный патриот своей родины», - отметит А.Н. Крылов.

8 января 1904 года Макаров, предвидя неизбежность войны с Японией, подаёт письмо управляющему морским министерством, где говорит о необходимости держать флот на внутреннем рейде Порт-Артура, а не на внешнем, как это было в то время. Ответ генерал-адмирала Алексея Александровича был таков: «Никакой войны не будет», но она началась в ближайшую ночь, и были выведены из строя броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», крейсер «Паллада». После этого 14 февраля С.О. Макаров был назначен командующим флотом в Тихом океане.

Деятельность адмирала Макарова на посту командующего флотом на Тихом океане детально описана в романе А.С. Степанова «Порт-Артур». Автор даёт такое описание гибели адмирала Макарова и художника Верещагина, когда броненосец «Петропавловск» натолкнулся на мину: «Петропавловск» медленно двигался перед Электрическим Утёсом... Вдруг на броненосце высоко в воздух взметнулся столб огня и жёлтого дыма... Дым закрыл весь броненосец, затем хлынул белый пар. Корма броненосца поднялась из воды, обнажив лопасти винтов, и корабль исчез с поверхности моря. Только не успевшее ещё разойтись облако пара и дыма указывало на место, где минуту назад был «Петропавловск».

Степан Осипович Макаров погиб на 56-м году жизни, доблестно исполняя свой долг по защите родины. В честь его названы многие корабли и географические объекты. В Кронштадте, Николаеве, Владивостоке, в здании ГУМРФ в Санкт-Петербурге на Васильевском острове поставлены памятники нашему великому соотечественнику.

Флагманский вуз морского образования России - Государственный университет морского и речного флота – с гордостью носит имя адмирала Степана Осиповича Макарова и многое делает для того, что бы наследие великого моряка, дело его героической жизни, воинское мужество и творческое горение выступали в качестве вдохновляющего примера и путеводного маяка для новых поколений русских мореплавателей, флотских специалистов, инженеров и ученых, проходящих здесь обучение.

Баннер
Газпромбанк
Советская Гавань
Тенденции в управлении портовым бизнесом
Конференция ПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА
6MX
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021