Исполняется 100 лет со дня рождения министра морского флота СССР Тимофея Гуженко - Морские вести России

Исполняется 100 лет со дня рождения министра морского флота СССР Тимофея Гуженко

15.02.2018

Лента новостей

Исполняется 100 лет со дня рождения министра морского флота СССР Тимофея Гуженко

Сегодня, 15 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Тимофея Борисовича Гуженко (1918-2008), легендарного министра морского флота СССР, Героя Социалистического труда, одного из основателей крупнейшей в России судоходной компании «Совкомфлот».


Т.Б. Гуженко родился 15 февраля 1918 г. в деревне Татариново Орловской губернии в семье кузнеца. Окончил в 1942 г. Одесский институт инженеров морского флота, а позже – Ленинградскую Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова.

В годы войны Т.Б. Гуженко работал в Мурманском морском торговом порту, обеспечивая прием легендарных полярных конвоев с военными и гражданскими грузами, необходимыми фронту. В послевоенные годы – начальник Холмского, а затем Корсаковского морских торговых портов. В 1955 г. Т.Б. Гуженко возглавил Сахалинское морское пароходство, став самым молодым (в возрасте 37 лет) начальником пароходства в СССР.С 1966 г. – первый заместитель Министра морского флота СССР, а с 1970 г. – Министр морского флота СССР. Т.Б. Гуженко трудился в этой должности до октября 1986 г.

Удивительная работоспособность, целеустремленность, сильная воля, решимость и стратегическое мышление, глубокое знание предмета позволили Тимофею Борисовичу стать высочайшим профессионалом в морском деле и успешным государственным руководителем важнейшей отрасли народного хозяйства страны.

С именем Т.Б. Гуженко связано становление советского морского флота, как конкурентоспособной, высокотехнологичной и прибыльной отрасли, вобравшей лучшую техническую мысль и новейшие достижения науки. Когда Т.Б. Гуженко стал министром, морской флот СССР являлся дотационной отраслью. В 1980-х годах Минморфлота СССР по объёму валютных поступлений занял пятое место в табеле о рангах среди 80 отраслевых министерств и пятое место в мире по дедвейту флота.

Бесспорным успехом того времени, достигнутым при непосредственном участии Т.Б. Гуженко, явилось заключение ряда двусторонних межправительственным соглашений в области морского судоходства, позволивших советскому торговому флоту на равных конкурировать с крупнейшими игроками на рынке морских перевозок грузов.


При непосредственном участии Т.Б.Гуженко в 1973 году Совет Министров СССР разрешил Минморфлоту СССР проведение бербоут-чартерных операций и сформировал источники их финансирования. Этот шаг стал основой для создания в 1988 году Акционерного коммерческого предприятия «Совкомфлот».

Т.Б. Гуженко внес огромный вклад в развитие арктического судоходства. 17 августа 1977 г. экспедиция на атомном ледоколе «Арктика» под его руководством впервые в истории человечества достигла Северного полюса на надводном судне. После успешного рейса «Арктики» началась системная работа по расширению временных рамок арктической навигации, а в районах максимальных грузопотоков (порты Дудинка, Игарка, Анадырь) навигация стала круглогодичной. За эту экспедицию Тимофей Борисович был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда.

Т.Б. Гуженко был удостоен многих почетных званий: кавалер ордена «За морские заслуги»,четырех орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета» и медалей «За трудовую доблесть».

Именем Тимофея Гуженко назван арктический челночный танкер «Совкомфлота», предназначенный для морской транспортировки нефти с находящегося в арктическом регионе стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала (СМЛОП) «Варандей» в порт Мурманск.


На танкере применены уникальные технические решения, позволяющие судну эффективно работать в арктических морях в условиях круглогодичной навигации. Его дедвейт составляет более 70 тыс. тонн, длина – 256 м., ширина – 34 м. Танкер обладает высоким ледовым классом Arc6, оснащен двумя винторулевымиколонками типа «Азипод» суммарной мощностью 20 МВт, системой динамического позиционирования и способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1,5 м. Танкер работает под государственным флагом России и эксплуатируется отечественным экипажем. Порт приписки судна — Санкт-Петербург.

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России