Гид по самым секретным подводным роботам России - Морские вести России

Гид по самым секретным подводным роботам России

28.07.2018

Лента новостей

Военно-морской флот (ВМФ) России наращивает свои возможности не только за счет надводных и подводных кораблей различных рангов, но и с помощью новейших робототехнических комплексов. О том, какие российские роботы уже бороздят морские глубины, а какие еще готовятся к покорению морей, – в материале ТАСС ко Дню ВМФ.

Властелин морей

О создании океанской многоцелевой системы «Посейдон» стало известно еще несколько лет назад. Правда, тогда она носила имя «Статус-6», а информация о ней была неофициальной.

В феврале этого года глава страны Владимир Путин во время послания Федеральному собранию сообщил о том, что в России разрабатывается беспилотный подводный аппарат с ядерной энергетической установкой. Позже главком ВМФ Владимир Королев уточнил, что это оружие позволит флоту решать широкий спектр задач в акваториях рядом с территорией противника, а система наведения даст возможность аппаратам самостоятельно выходить к цели с высокой точностью.

Теперь Россия готова защищать себя в морских глубинах не только стратегическими и многоцелевыми подводными лодками, но и при помощи принципиально нового вида морского подводного оружия, основанного на применении беспилотных подводных аппаратов. В ходе народного голосования на сайте Минобороны эта уникальная система получила свое нынешнее имя – «Посейдон».

Уже проведены испытания основного элемента беспилотника – ядерной энергетической установки, благодаря которой аппарат сможет двигаться на глубине свыше 1 км на большой скорости, оставаясь незамеченным. Позднее в Минобороны уточнили, что этот «властелин морей» сможет бороться с авианосцами противника и поражать его береговые объекты на межконтинентальной дальности.

«Главным преимуществом «Посейдона» является практически стопроцентная неуязвимость от средств противодействия противника. Уникальные возможности аппарата позволят ВМФ бороться с авианосными и корабельными ударными группами вероятного противника на любых направлениях океанского театра военных действий, поражать объекты береговой инфраструктуры на межконтинентальной дальности», – сообщили в российском военном ведомстве.

Неуязвимость «Посейдона» достигается за счет большой глубины погружения, высокой скорости хода, а также непрогнозируемого для противника маршрута движения к цели.

Титановый «Лошарик»

Атомная глубоководная станция (АС-12), созданная конструкторами Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» в конце 1980-х годов, получила свое «несерьезное» прозвище в честь героя одноименного мультфильма — лошадки из шариков. Поводом для этого послужила специфическая конструкция незаметного героя глубин: прочный корпус АС-12, по данным открытых источников, состоит из нескольких титановых сфер, соединенных друг с другом и покрытых легким корпусом. Именно такая форма позволяет станции опускаться на глубину до 6 тыс. м, не рискуя быть раздавленной толщей воды.

АС-12 относится к обитаемым подводным аппаратам. Его носителем в открытых источниках указывается АПЛ специального назначения «Оренбург», переделанная из проекта 667БДР «Кальмар».

В 2012 году «Лошарик» принял участие в экспедиции «Севморгео» для уточнения высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. Экипаж АС-12 помогал ученым на ледоколах «Капитан Драницын» и «Диксон» собирать образцы грунта и донных пород на шельфе Менделеева.

Данных о каком-либо вооружении «Лошарика» до сих пор нет. Этот аппарат позиционируется как научно-исследовательский.

«Клавесины» в море

Необитаемый подводный аппарат «Клавесин-2Р-ПМ», предназначенный для поисковых операций и исследований, создают для флота специалисты ЦКБ «Рубин». Гендиректор конструкторского бюро Игорь Вильнит ранее рассказывал в интервью ТАСС, что этого робота должны испытать в Черном море.

«Это первый образец, который мы создали по заданию военных. Он уже прошел первые испытания, бассейновые, парные испытания оборудования», – рассказывал Вильнит.

По его словам, это «большой аппарат с обширными возможностями2. В будущем предполагается целая серия подобных аппаратов.

«Конечно, они штучного изготовления, будут незначительно отличаться друг от друга, исходя из конкретных задач, но в целом это будет одно семейство. И очень приятно, что оно запущено в жизнь», –подчеркнул гендиректор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит

Помимо обзорно-поисковых функций, «Клавесины» будут решать задачи научно-исследовательского изучения Мирового океана в глубоководных районах. Глубина погружения аппарата достигает 6 тыс. м, при этом у него нет ограничений по району плавания.

«Юнона» и «Амулет»

Мобильный автономный необитаемый подводный аппарат «Юнона» впервые был представлен широкой общественности в 2015 году. Он предназначен для обследования подводной обстановки, изучения, сбора и передачи информации, работы на арктическом шельфе, решения поисковых задач и обеспечения спасательных операций.

Также «Юнона» сможет определять рельеф морского дна, исследовать расположение температурных границ в водной толще и помогать картографам. Этот робот рассчитан на глубину до 1000 м, его автономность достигает 6 часов. Длина «Юноны» м 2,9 м, диаметр – 0,2 м, а масса составляет 80 кг.

«Есть зарубежные аналоги, но у нашего аппарата в разы меньше цена. Комплектующие на 100% отечественные. «Рубин» в данном случае выступает не только как проектировщик, но и как изготовитель этого аппарата», – рассказывал Игорь Вильнит.

По его словам, аппаратом заинтересовались не только российские военные, но и зарубежные заказчики.

Младший «брат» «Юноны» — автономный необитаемый подводный аппарат «Амулет». В его задачи входит проведение поисковых и исследовательских операций, а также наблюдение за показателями подводной среды: температурой, давлением и скоростью распространения звука.

Длина аппарата – 1,6 м, вес – 25 кг, диаметр – 16 см. Предельная глубина погружения аппарата составляет 50 м, максимальная скорость подводного хода – 5,4 км/ч, дальность действия – 15 км.

Имитатор «Суррогат»

Также для ВМФ РФ создается робот, способный имитировать любую подлодку. Специалисты ЦКБ «Рубин» уже разработали концепт-проект морского роботизированного комплекса «Суррогат» для проведения учений ВМФ. Как ранее рассказывали ТАСС в конструкторском бюро, с военными моряками ведутся консультации по поводу этого проекта.

«Сравнительно большие размеры (длина около 17 м) и возможность нести буксируемые антенны различного назначения позволят реалистично воспроизвести физические поля подлодки противника — акустическое и электромагнитное», – отмечали в ЦКБ «Рубин».

«Суррогат» оснащен литий-ионной батареей. Этот имитатор подводной лодки способен обеспечивать учения длительностью до 15–16 часов, причем все это время он будет воспроизводить маневрирование подлодки противника, в том числе на больших скоростях хода.

Модульная конструкция имитатора позволит менять его функциональность: «Суррогат» сможет имитировать как неатомную, так и атомную подводную лодку, а также вести картографирование местности и разведку.

Создание такого робота продиктовано практическими соображениями: сегодня для учений или испытаний необходимо привлекать боевые подлодки, отрывая их от решения основных задач. Использование необитаемого имитатора позволит избежать этого и снизит стоимость учений, кроме того, "безэкипажная" лодка уменьшает риски, сохраняя реалистичность.

«Этот аппарат будет отличаться простотой в эксплуатации и невысокой стоимостью обслуживания и модернизации. Сейчас мы ведем консультации с представителями ВМФ РФ, чтобы имитатор полностью отвечал потребностям военных моряков», – расказал гендиректор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит.

Водоизмещение автономной необитаемой подводной лодки «Суррогат» составит около 40 т, дальность плавания – около 600 миль при скорости 5 узлов, максимальная скорость – свыше 24 узлов, предельная глубина погружения – 600 м.

Богатства Арктики

Для освоения арктического шельфа предназначен проект «Айсберг», которым занимаются ЦКБ «Рубин» и Фонд перспективных исследований (ФПИ). Он состоит из пяти взаимосвязанных подпроектов, которые в комплексе дадут возможность создать целый подводный «город».

Это комплекс подводной сейсморазведки, подводный энергетический комплекс, буровая установка, подводный транспортно-монтажный сервисный комплекс катамаранного типа и особая система безопасности, предусматривающая в том числе и создание робототехнического комплекса с охранными функциями.

Как рассказывал в интервью ТАСС главный конструктор ЦКБ «Рубин» Евгений Торопов, работа, предусмотренная техническим заданием, уже завершена.

«В рамках проекта «Айсберг» был разработан аванпроект роботизированного подводного бурового комплекса. Он состоит из нескольких модулей — модуля бурения, подготовки бурового раствора, очистки. Все это объединено в единый подводный «город». Инструменты, трубы, расходные материалы, буровой раствор – все это применяется под водой в автоматическом режиме, проводится лишь удаленный мониторинг с берега», — рассказывал конструктор.

Исследования глубин

В целом проекты подводных исследовательских роботов, которые разрабатываются сегодня в России, можно условно разделить на две составляющие. Это классические автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) различных классов и автономные необитаемые подводные аппараты глайдерного типа.

Как рассказывал в интервью ТАСС начальник Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники МО РФ (ГНИИЦ) Сергей Попов, «за последнее время появились, оформились, получили признание и наработали большой научно-промышленный потенциал новые классы подводных роботов, в том числе и подводные планеры с гидростатическим принципом движения».

По его словам, долговременный мониторинг в определенном районе, скрытные перемещения, создание временной распределенной наблюдательной сети «должны решаться группой аппаратов, причем во взаимодействии с техническими средствами других типов и родов».

Отдельное направление представляют собой микророботы – исследовательские аппараты «карманного» формата, которые при весе 8–10 кг могут выполнять миссии до 4 часов и на расстоянии до 4 км от точки запуска. Запускать их можно прямо под лед с рук, куда они и будут возвращаться. В настоящее время такие аппараты уже разработаны и проходят первые испытания.

Подготовила Анна Юдина

Баннер
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Советская Гавань
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021