Гид по самым секретным подводным роботам России - Морские вести России

Гид по самым секретным подводным роботам России

28.07.2018

Лента новостей

Военно-морской флот (ВМФ) России наращивает свои возможности не только за счет надводных и подводных кораблей различных рангов, но и с помощью новейших робототехнических комплексов. О том, какие российские роботы уже бороздят морские глубины, а какие еще готовятся к покорению морей, – в материале ТАСС ко Дню ВМФ.

Властелин морей

О создании океанской многоцелевой системы «Посейдон» стало известно еще несколько лет назад. Правда, тогда она носила имя «Статус-6», а информация о ней была неофициальной.

В феврале этого года глава страны Владимир Путин во время послания Федеральному собранию сообщил о том, что в России разрабатывается беспилотный подводный аппарат с ядерной энергетической установкой. Позже главком ВМФ Владимир Королев уточнил, что это оружие позволит флоту решать широкий спектр задач в акваториях рядом с территорией противника, а система наведения даст возможность аппаратам самостоятельно выходить к цели с высокой точностью.

Теперь Россия готова защищать себя в морских глубинах не только стратегическими и многоцелевыми подводными лодками, но и при помощи принципиально нового вида морского подводного оружия, основанного на применении беспилотных подводных аппаратов. В ходе народного голосования на сайте Минобороны эта уникальная система получила свое нынешнее имя – «Посейдон».

Уже проведены испытания основного элемента беспилотника – ядерной энергетической установки, благодаря которой аппарат сможет двигаться на глубине свыше 1 км на большой скорости, оставаясь незамеченным. Позднее в Минобороны уточнили, что этот «властелин морей» сможет бороться с авианосцами противника и поражать его береговые объекты на межконтинентальной дальности.

«Главным преимуществом «Посейдона» является практически стопроцентная неуязвимость от средств противодействия противника. Уникальные возможности аппарата позволят ВМФ бороться с авианосными и корабельными ударными группами вероятного противника на любых направлениях океанского театра военных действий, поражать объекты береговой инфраструктуры на межконтинентальной дальности», – сообщили в российском военном ведомстве.

Неуязвимость «Посейдона» достигается за счет большой глубины погружения, высокой скорости хода, а также непрогнозируемого для противника маршрута движения к цели.

Титановый «Лошарик»

Атомная глубоководная станция (АС-12), созданная конструкторами Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» в конце 1980-х годов, получила свое «несерьезное» прозвище в честь героя одноименного мультфильма — лошадки из шариков. Поводом для этого послужила специфическая конструкция незаметного героя глубин: прочный корпус АС-12, по данным открытых источников, состоит из нескольких титановых сфер, соединенных друг с другом и покрытых легким корпусом. Именно такая форма позволяет станции опускаться на глубину до 6 тыс. м, не рискуя быть раздавленной толщей воды.

АС-12 относится к обитаемым подводным аппаратам. Его носителем в открытых источниках указывается АПЛ специального назначения «Оренбург», переделанная из проекта 667БДР «Кальмар».

В 2012 году «Лошарик» принял участие в экспедиции «Севморгео» для уточнения высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. Экипаж АС-12 помогал ученым на ледоколах «Капитан Драницын» и «Диксон» собирать образцы грунта и донных пород на шельфе Менделеева.

Данных о каком-либо вооружении «Лошарика» до сих пор нет. Этот аппарат позиционируется как научно-исследовательский.

«Клавесины» в море

Необитаемый подводный аппарат «Клавесин-2Р-ПМ», предназначенный для поисковых операций и исследований, создают для флота специалисты ЦКБ «Рубин». Гендиректор конструкторского бюро Игорь Вильнит ранее рассказывал в интервью ТАСС, что этого робота должны испытать в Черном море.

«Это первый образец, который мы создали по заданию военных. Он уже прошел первые испытания, бассейновые, парные испытания оборудования», – рассказывал Вильнит.

По его словам, это «большой аппарат с обширными возможностями2. В будущем предполагается целая серия подобных аппаратов.

«Конечно, они штучного изготовления, будут незначительно отличаться друг от друга, исходя из конкретных задач, но в целом это будет одно семейство. И очень приятно, что оно запущено в жизнь», –подчеркнул гендиректор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит

Помимо обзорно-поисковых функций, «Клавесины» будут решать задачи научно-исследовательского изучения Мирового океана в глубоководных районах. Глубина погружения аппарата достигает 6 тыс. м, при этом у него нет ограничений по району плавания.

«Юнона» и «Амулет»

Мобильный автономный необитаемый подводный аппарат «Юнона» впервые был представлен широкой общественности в 2015 году. Он предназначен для обследования подводной обстановки, изучения, сбора и передачи информации, работы на арктическом шельфе, решения поисковых задач и обеспечения спасательных операций.

Также «Юнона» сможет определять рельеф морского дна, исследовать расположение температурных границ в водной толще и помогать картографам. Этот робот рассчитан на глубину до 1000 м, его автономность достигает 6 часов. Длина «Юноны» м 2,9 м, диаметр – 0,2 м, а масса составляет 80 кг.

«Есть зарубежные аналоги, но у нашего аппарата в разы меньше цена. Комплектующие на 100% отечественные. «Рубин» в данном случае выступает не только как проектировщик, но и как изготовитель этого аппарата», – рассказывал Игорь Вильнит.

По его словам, аппаратом заинтересовались не только российские военные, но и зарубежные заказчики.

Младший «брат» «Юноны» — автономный необитаемый подводный аппарат «Амулет». В его задачи входит проведение поисковых и исследовательских операций, а также наблюдение за показателями подводной среды: температурой, давлением и скоростью распространения звука.

Длина аппарата – 1,6 м, вес – 25 кг, диаметр – 16 см. Предельная глубина погружения аппарата составляет 50 м, максимальная скорость подводного хода – 5,4 км/ч, дальность действия – 15 км.

Имитатор «Суррогат»

Также для ВМФ РФ создается робот, способный имитировать любую подлодку. Специалисты ЦКБ «Рубин» уже разработали концепт-проект морского роботизированного комплекса «Суррогат» для проведения учений ВМФ. Как ранее рассказывали ТАСС в конструкторском бюро, с военными моряками ведутся консультации по поводу этого проекта.

«Сравнительно большие размеры (длина около 17 м) и возможность нести буксируемые антенны различного назначения позволят реалистично воспроизвести физические поля подлодки противника — акустическое и электромагнитное», – отмечали в ЦКБ «Рубин».

«Суррогат» оснащен литий-ионной батареей. Этот имитатор подводной лодки способен обеспечивать учения длительностью до 15–16 часов, причем все это время он будет воспроизводить маневрирование подлодки противника, в том числе на больших скоростях хода.

Модульная конструкция имитатора позволит менять его функциональность: «Суррогат» сможет имитировать как неатомную, так и атомную подводную лодку, а также вести картографирование местности и разведку.

Создание такого робота продиктовано практическими соображениями: сегодня для учений или испытаний необходимо привлекать боевые подлодки, отрывая их от решения основных задач. Использование необитаемого имитатора позволит избежать этого и снизит стоимость учений, кроме того, "безэкипажная" лодка уменьшает риски, сохраняя реалистичность.

«Этот аппарат будет отличаться простотой в эксплуатации и невысокой стоимостью обслуживания и модернизации. Сейчас мы ведем консультации с представителями ВМФ РФ, чтобы имитатор полностью отвечал потребностям военных моряков», – расказал гендиректор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит.

Водоизмещение автономной необитаемой подводной лодки «Суррогат» составит около 40 т, дальность плавания – около 600 миль при скорости 5 узлов, максимальная скорость – свыше 24 узлов, предельная глубина погружения – 600 м.

Богатства Арктики

Для освоения арктического шельфа предназначен проект «Айсберг», которым занимаются ЦКБ «Рубин» и Фонд перспективных исследований (ФПИ). Он состоит из пяти взаимосвязанных подпроектов, которые в комплексе дадут возможность создать целый подводный «город».

Это комплекс подводной сейсморазведки, подводный энергетический комплекс, буровая установка, подводный транспортно-монтажный сервисный комплекс катамаранного типа и особая система безопасности, предусматривающая в том числе и создание робототехнического комплекса с охранными функциями.

Как рассказывал в интервью ТАСС главный конструктор ЦКБ «Рубин» Евгений Торопов, работа, предусмотренная техническим заданием, уже завершена.

«В рамках проекта «Айсберг» был разработан аванпроект роботизированного подводного бурового комплекса. Он состоит из нескольких модулей — модуля бурения, подготовки бурового раствора, очистки. Все это объединено в единый подводный «город». Инструменты, трубы, расходные материалы, буровой раствор – все это применяется под водой в автоматическом режиме, проводится лишь удаленный мониторинг с берега», — рассказывал конструктор.

Исследования глубин

В целом проекты подводных исследовательских роботов, которые разрабатываются сегодня в России, можно условно разделить на две составляющие. Это классические автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) различных классов и автономные необитаемые подводные аппараты глайдерного типа.

Как рассказывал в интервью ТАСС начальник Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники МО РФ (ГНИИЦ) Сергей Попов, «за последнее время появились, оформились, получили признание и наработали большой научно-промышленный потенциал новые классы подводных роботов, в том числе и подводные планеры с гидростатическим принципом движения».

По его словам, долговременный мониторинг в определенном районе, скрытные перемещения, создание временной распределенной наблюдательной сети «должны решаться группой аппаратов, причем во взаимодействии с техническими средствами других типов и родов».

Отдельное направление представляют собой микророботы – исследовательские аппараты «карманного» формата, которые при весе 8–10 кг могут выполнять миссии до 4 часов и на расстоянии до 4 км от точки запуска. Запускать их можно прямо под лед с рук, куда они и будут возвращаться. В настоящее время такие аппараты уже разработаны и проходят первые испытания.

Подготовила Анна Юдина

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России