«Танкерные войны» возвращаются? - Морские вести России

«Танкерные войны» возвращаются?

17.06.2019

Лента новостей

«Танкерные войны» возвращаются?
В атаках на танкеры в Оманском заливе на прошлой неделе некоторые увидели дурное предзнаменование – перед глазами замаячил призрак так называемых «танкерных войн», наблюдавшихся в регионе в 1980-х. Неужели все повторяется?

После инцидентов с Front Altair и Kokuka Courageous разговоры брокеров о том, что судовладельцы и грузоотправители стали весьма осторожны при заключении фрахтовых сделок на Ближнем Востоке, никого не удивляют.

«Владельцы танкеров тщательно анализируют ситуацию, перед тем как послать суда с грузом через регион», - говорится в еженедельном отчете известной брокерской конторы Poten&Partners, специализирующейся на работе с фрахтовыми контрактами.

Другая фирма - Gibson – в своем отчете пишет: «Как емко выразился один из наших брокеров – когда сомневаешься, лучше ничего не делай». Спасительная стратегия, к которой в свете происходящих событий, вероятно, прибегнут многие представители отрасли морских перевозок.

Frontline, компания-собственник подвергшегося нападению судна Front Altair, заявляет, что подходит «с исключительной осторожностью» к новым контрактам в регионе.

При возросшей региональной напряженности, в условиях которой танкеры становятся мишенями для атак второй раз за месяц, возникают опасения, что может повториться ситуация 1980-х годов. Тогда в ходе Ирано-Иракской войны обе стороны конфликта намеренно атаковали коммерческие суда.

В период с 1981 по 1984 годы Ирак предпринял 43 атаки, затем в игру включился и Иран. С 1984 по 1987 годы были совершены нападения на 408 судов, 168 из них атаковал Иран, 240 – Ирак.

Сегодня ситуация, конечно, другая. Да и войны между Ираном и Ираком или между какими-либо другими странами региона нет. Упомянутая выше компания Poten&Partners резонно отмечает, что и вектор грузопотока изменился. Тогда грузы шли преимущественно в США и Европу, а сейчас до 80% грузов идет через проблемный участок с Ближнего Востока в Китай.

«Возникает вопрос, как китайские власти будут реагировать на более чем возможные перебои в поставках», - добавляет Poten&Partners.

Между тем, определенные общие черты у нынешней ситуации и ситуации 1980-х все же есть. Так, региональное соперничество между Ираном и таким странами, как Кувейт или Саудовская Аравия, никуда не делось. Штаты и Иран наблюдают друг за другом с подозрением. И, наконец, танкерный рынок, переживавший в 1980-е едва ли не жесточайшую депрессию в своей истории, сегодня тоже отнюдь не на подъеме.

Геополитические противоречия обостряются. Штаты указывают пальцем на Иран, а нам остается только ждать, что будет дальше, и надеяться, что история не повторится.

Максим Недоступ, Morvesti.Ru
75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России