Обзор докладов конференции «Геоинформационная стратегия в морской отрасли». Часть 1
18.11.2019
Лента новостей
ГК «СКАНЭКС» начинает серию публикаций, посвященных обзору докладов, прозвучавших на конференции «Геоинформационная стратегия в морской отрасли». Она состоялась в октябре в Санкт-Петербурге на базе Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
Заместитель директора Департамента навигационных космических систем (ГЛОНАСС) Госкорпорации «Роскосмос» Валерий Заичко рассказал про «Возможности российской космической системы ДЗЗ по предоставлению космической геопространственной информации в интересах развития морской отрасли России». В состав российской орбитальной группировки КА ДЗЗ в 2018 году входило 11 КА, белорусский КА, с характеристиками аналогичными КА «Канопус». На сегодняшний день насчитывается более 300 потребителей российских данных ДЗЗ, крупнейшие из них — МЧС России, Минприроды России (Росгидромет), Минприроды России (Рослесхоз и другие агентства), Минэкономразвития России (Росреестр), Минобрнауки России (РАН, вузы), Минсельхоз России, органы исполнительной власти субъектов РФ. Основные направления развития российской системы ДЗЗ: создание, развитие и поддержание орбитальной группировки КА ДЗЗ, разработка системы сертификации данных ДЗЗ, совершенствование и модернизация наземной космической инфраструктуры ДЗЗ, совершенствование методов и технологий сбора, обработки, хранения и распространения данных ДЗЗ, в том числе реализация проекта «Цифровая Земля», формирование соответствующей требованиям нормативной правовой базы в области ДЗЗ.
С докладом «Мониторинг ледяного покрова как основа оперативного гидрометеорологического обеспечения судоходства в Арктике и замерзающих морях» выступил начальник центра «СЕВЕР» ФГБУ «ААНИИ» Сергей Бресткин. Сегодня мировая экономика все больше заинтересована в Арктике из-за того, что здесь сосредоточены основные мировые запасы углеводородов и других природных ресурсов, а также транзитный проход по СМП может стать востребован для перевозки грузов из Европы в Азию и обратно. В 2015 году объем перевозок по СМП составил 5,4 млн т, в 2016 году — 7 млн т, 2017 году — 10 млн т, в 2018 году — 19,7 млн т. В соответствии с указом Президента РФ Владимира Путина к 2024 году грузопоток по СМП должен увеличиться до 80 млн т в год. Для того, чтобы минимизировать риски при судоходстве в сложных ледовых условиях Арктики необходимо использовать мониторинг ледового покрова. В СССР была создана система гидрометеорологического обеспечения (Система «Север») как одна из подсистем системы обеспечения судоходства в Арктике, которая функционирует в модернизированном виде и сегодня. В современной версии Система «Север» способна осуществлять персонализированный информационный сервис одновременно большого числа потребителей — каждому оперативно передается информационная продукция, подготовленная с учетом специфики его деятельности и текущих потребностей. Номенклатура ледовой информации, необходимой для оперативного ГМО морских операций, включает: отдельные спутниковые изображения или их фрагменты, трансформированные в удобную для пользователя проекцию, обзорные и детализированные ледовые карты, анализ положения кромки льда, ледовые, метеорологические и гидрологические прогнозы, рекомендации по выбору вариантов и маршрутов плавания.
Заместитель директора – начальник Управления операционного управления и обеспечения мореплавания Дирекция СМП Госкорпорации «Росатом» Александр Ольшевский продолжил тему Арктики. Его презентация была посвящена «Использованию спутниковой информации при плавании во льдах в акватории Севморпути». На многочисленных наглядных примерах он показал, как компания использует спутниковые снимки для выбора маршрута движения судна во льдах. Гости конференции узнали, как космические данные помогли в планировании первого захода танкера СПГ «Кристоф де Маржери» в порт Сабетта в марте 2017 года, во время ледовых испытаний этого танкера в Карском море к северу от порта Диксон и познакомились с другими примерами.
Александр Ольшевский отметил, что очень важная проблема сегодня, которая не решена, — создание системы, способной выполнять автоматический расчет маршрута движения в сложной ледовой обстановке Арктики. И еще одна задача, которую необходимо решать, — в России необходимо создавать отечественный сегмент спутников с радиолокатором бокового обзора и спутников, несущих аппаратуру, способную принимать сигналы АИС-систем.
Следующие выступающие также посвятили свои доклады Арктике. Начальник управления систем поставок нефти департамента разработки ООО «Автоматика-сервис» Сергей Орлов представил доклад «Цифровая трансформация логистики нефти арктических проектов». Он рассказал про интеллектуальную цифровую систему управления арктической логистикой КАПИТАН ПАО «Газпром нефть». Она планировалась как система управления морским транспортом, но сейчас стала универсальной и способной решать задачи наземных и воздушных перевозок.
Система формирует график движения судов на месяц за 5 минут, за два часа составляет перспективный план на 3 года с почасовой дискретностью. В режиме реального времени система анализирует около семи тысяч различных входных параметров, ежечасно выбирая оптимальное решение из более чем 66,5 млн вариантов. Оптимальное решение складывается из минимизации расходов и рисков. За счет оптимизации логистики удалось снизить в 2018 году удельные затраты на вывоз 1 тонны нефти с арктических месторождений на 10% относительно показателей 2017 года. В планах развития системы — автоматическая прокладка маршрутов в системе с помощью нейросетей с учетом ледовой обстановки и отправка этих данных капитанам судов.
Специалист по безопасности мореплавания ООО «СКФ Менеджмент СПБ» Андрей Качура познакомил слушателей с «Методами контроля ледовой обстановки и анализа движения судов в Арктике для выбора оптимального маршрута». По его словам, «Совкомфлот» отказался от модели отправки необходимой информации капитанам на суда в виде отдельных файлов. Было принято решение обеспечить судам связь в высокоскоростном режиме, чтобы капитаны могли получать необходимую им информацию в разных видах и передавать данные с судов, необходимые для анализа, в головной офис. В этом году закончен перевод всего арктического флота и флота, обеспечивающего шельфовые проекты, на систему спутниковой связи. Это позволило создать аналитическую систему, в которой в режиме реального времени видно не только где находится судно, видеть ледовую обстановку вокруг него, но и получать несколько тысяч параметров по работе его механизмов. На специально созданном портале можно посмотреть состояние всего флота, увидеть, есть ли отклонения от норм в навигации, техническом или коммерческом состояниях (отстает или опережает график).
В этом году было несколько нововведений. Так, «Совкомфлот» начал анализировать движение судов по их скорости, так как ее снижение очень часто связано с возрастающей сложностью ледовой обстановки. Это позволяет выявить районы, где суда испытывают затруднения, и в дальнейшем капитанам эти участки лучше обходить. Но просто анализировать скорость, по словам Андрея Качуры, не всегда правильно, так как суда разные. Поэтому суда были разделены по группам и теперь можно анализировать движение по этим группам.
Еще среди нескольких ноу-хау этого года — возможность для капитанов создавать на портале для всех остальных пользователей заметки о том, как они проходили тот иной участок, установка на все суда камер наружного наблюдения, использование радарных снимков двух разных поляризаций.