Замруководителя Росморречфлота проинспектировал реконструкцию гидроузла Белоомут - Морские вести России

Замруководителя Росморречфлота проинспектировал реконструкцию гидроузла Белоомут

06.12.2019

Лента новостей

Замруководителя Росморречфлота проинспектировал реконструкцию гидроузла Белоомут

Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк 4 декабря проинспектировал реконструкцию гидроузла Белоомут, которую ведет ФГБУ «Канал имени Москвы». В сентябре 2019 года новым генеральным подрядчиком проекта стало ФГБУ «Морспасслужба». Завершить основные строительно-монтажные работы на этом стратегическом объекте планируется в марте 2020 года. Таким образом к весеннему паводку и началу нового судоходного сезона Белоомуту будет обеспечено устойчивое работоспособное состояние. Об этом сообщает пресс-служба Росморречфлота.

В тот же день на Белоомутском гидроузле состоялось выездное совещание, в котором приняли участие заместитель руководителя Росморречфлота Константин Стасюк, начальник Управления морских портов и развития инфраструктуры Алексей Петров, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, его первый заместитель Алексей Немков, заместитель руководителя по гидротехническому строительству ФГБУ «Морспасслужба» Александр Дружинин и представители подрядных организаций.

Морспасслужба завершает строительство основных гидротехнических сооружений гидроузла Белоомут, реконструкция которого ранее была выполнена на 88%. В частности, возведены новый шлюз и половина плотины. Так, к весне 2019 года на плотине был сделан первый глухой участок, две водосбросные секции и начато строительство еще двух оставшихся секций и второго участка глухой части плотины.

На новом этапе необходимо, в том числе, забетонировать второй глухой участок плотины, устои третьей водосбросной секции, смонтировать сегментные затворы и механическое оборудование третьей и четвертой секций. Помимо этого, на плотине предстоит создать автоматизированную систему управления технологическим процессом, выполнить монтаж систем электроснабжения, внутриплощадочных сетей и телемеханики, провести пусконаладочные работы и демонтировать часть временной строительной перемычки для пропуска воды. На новом шлюзе нужно завершить укладку плит и бетонирование левой палы верхнего бьефа, сделать подъездные дороги и площадки для складирования шандор, благоустроить территорию.

В настоящее время на объекте работают до 200 человек, несколько десятков единиц техники, мобилизовано два каравана судов. К 17 ноября строители завершили откачку воды из котлована плотины и наладили систему водоотлива. Кроме того, уложено песчаное основание глухой части плотины и выполнена бетонная подготовка. Специалисты приступили к армированию правого устоя третьей секции плотины.

Текущие работы будут финансироваться в рамках твердой цены контракта с ФГУП «Атэкс», в одностороннем порядке расторгнутого Каналом имени Москвы 9 апреля 2019 года. Цена данного государственного контракта составляла 5,54 млрд руб. Из этого объема по договорным обязательствам с ФГБУ «Морспасслужба» причитается 477,65 млн руб.

По итогам выездного совещания ответственным организациям поручено обеспечить исполнение государственного контракта, а также принять меры по готовности гидроузла Белоомут к весеннему паводку и началу судоходного сезона 2020 года.

Гидроузел Белоомут был построен на реке Оке одновременно с гидроузлом Кузьминск в 1911-1915 годы по проекту русского инженера Нестора Пузыревского. В 2015 году началась комплексная реконструкция объекта, которая предполагала строительство современного судоходного шлюза, капитальной плотины, автоматизированной системы управления, административно-бытового и производственных зданий, а также водозаборного узла с двумя артезианскими скважинами и системой водоочистки. Заказчик проекта – Росморречфлот, застройщик – ФГБУ «Канал имени Москвы», генпроектировщик – АО «Акватик». Реконструкция Белоомута позволит решить проблему мелководья на реке Оке, обеспечить гарантированные судоходные глубины и, таким образом, стабильную навигацию для транзитного флота – пассажирского и грузового. Согласно госзаданию, на этом участке внутренних водных путей (на реке Оке от гидроузла Белоомут до н.п. Щурово и далее от устья Москвы-реки до гидроузла Северка) ФГБУ «Канал имени Москвы» поддерживает гарантированные глубины габаритов судового хода на отметке 2 м.

В 2015 году был заключен госконтракт с генеральным подрядчиком строительно-монтажных работ на сумму 5,54 млрд руб. Конкурс выиграло ФГУП «АТЭКС».

Согласно госконтракту, до 1 января 2019 года на территории старого гидроузла нужно было возвести современный судоходный шлюз, капитальную плотину, автоматизированную систему управления, административно-бытовое и производственные здания, а также водозаборный узел с двумя артезианскими скважинами и системой водоочистки.

В 2017 году завершился первый этап реконструкции, который включал в себя строительство судоходного шлюза и первой очереди плотины. В 2018 году планировалось доделать плотину, систему транспортной безопасности и мониторинга инженерии, а также провести благоустройство территории гидроузла и демонтировать старые гидросооружения.

Возникшие у генподрядчика проблемы не позволили закончить реконструкцию Белоомута в заявленные сроки. Строительно-монтажные работы продолжались до конца марта 2019 года. К тому времени завершалось возведение новой плотины, а весь проект реконструкции был выполнен на 90%. Работы остановились в ожидании весеннего паводка-2019. Возобновить стройку уже не удалось.

11 октября 2018 года Арбитражный суд города Москвы ввел в отношении ФГУП «Атэкс» процедуру наблюдения в рамках дела о банкротстве этого предприятия. А в апреле 2019 года истекал срок действия банковской гарантии, которая являлась обеспечением выполнения обязательств ФГУП «Атэкс» перед ФГБУ «Канал имени Москвы» по контракту в Белоомуте. Проект реконструкции гидроузла мог остаться без финансирования и превратиться в долгострой.

Чтобы не допустить этого 9 апреля 2019 года в соответствии с требованиями законодательства контракт с ФГУП «Атэкс» был расторгнут в одностороннем порядке.

Сейчас река Ока на гидроузле проходит через два водосбросных устройства, что увеличило скорость потока в шесть раз, отмечал ранее Герман Елянюшкин. Никаких работ по реконструкции на объекте не ведется с середины апреля. 

Если работы не завершить, есть большая вероятность, что в весенний паводок все недостроенные сооружения будут снесены, большую нагрузку несет и старая плотина, добавил глава глава «Порта Коломна» Владимир Алексеев. Его слова приводит «Коммерсантъ».

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России