Экспертное мнение: как России заработать миллиард евро в год на китайском транзите? - Морские вести России

Экспертное мнение: как России заработать миллиард евро в год на китайском транзите?

30.12.2019

Лента новостей

Еще десятилетие назад логистические потоки из Европы в Азию и наоборот почти целиком шли по морю, в основном через Суэцкий канал. За несколько лет РЖД и ее партнерам по Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК, часть акций компании принадлежит железным дорогам Белоруссии и Казахстана), а также другим российским операторам удалось переманить часть контейнерных грузов на железную дорогу. Вероятные пути увеличения сегмента описаны в газете «Морские вести России».

Почти все транзитные грузы проходят по территории России через железную дорогу, рассказал порталу «Будущее России. Национальные проекты» генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. Суммарный оборот торговли между странами ЕС и Китаем по итогам 2018 г. вырос на 6% по сравнению с 2017 годом и составил 607,5 млрд евро. Для России эта торговля – основной источник транзита, мы забрали на себя 4% от этого объема, а стремимся довести эту долю до 10%, говорится в подготовленном Infranews исследовании контейнерного рынка России за 2018 год.

Доминирующее положение на рынке транзитных контейнерных перевозок занимает оператор ОТЛК, но вместе с ним работают и другие российские компании, в частности Fesco. Они принимают грузы на восточной или западной границе, «пересаживают» их в свой железнодорожный состав и везут до противоположной границы. При этом отправляющая сторона заполняет таможенные транзитные документы и оплачивает тариф оператора, а также железнодорожный тариф.

По словам Безбородова, ФТС за последние годы значительно усовершенствовала процедуру оформления транзитных документов. Но пока вся документация оформляется вручную и на бумаге, отмечает генеральный директор исследовательского института «Международная торговля и интеграция» Владимир Саламатов. Таможня, заметил он, обещала уже со следующего года перевести всю документацию в электронно-цифровой вид, что должно оптимизировать оформление документов.

При этом, говорит эксперт Infranews, транзит приносит прибыль РЖД и операторам, позволяет создавать рабочие места и в итоге отражается в статистике как прибыль от экспорта транспортных услуг. А интерес к транзиту подкрепляется и тем, что этот вид перевозок облагается в РФ нулевым НДС.

В дальнейшем транзитные железнодорожные составы могут быть использованы для развития уже не экспорта услуг, а экспорта товаров. Для этого к составу нужно присоединять контейнеры с российскими грузами. Но этому препятствует ФТС, сетует генеральный директор Infranews: если состав обозначен как транзитный, добавить к нему внутренние вагоны нельзя. Эту мысль продолжает Саламатов: «Мы могли бы вставить свои контейнеры в существующий поток из Евросоюза в Китай. Но нет функционирующих транспортно-логистических центров, где мы могли бы это сделать, и Евросоюз существенно загружает обратный поток контейнеров. Сегодня до 87% состава при обратном пути загружается», – рассказывает он.

Поспособствовать увеличению транзита может «цифра». Исполняющий обязанности директора департамента программ развития Минтранса Сергей Егоршев подтвердил, что один из приоритетов российских властей – это введение электронного документооборота на всех стадиях прохождения грузов, а также унификация товарно-транспортных документов. Россия старается договориться со странами ЕС о введении идентичных стандартов оформления товаросопроводительных документов, говорит он.

Сложности, по его словам, вызывает как раз переход к мультимодальным перевозкам, когда один груз перевозится с применением всех видов транспорта: железнодорожного, автомобильного и морского. Для этого требуется принятие закона о смешанных перевозках, отметил он. Некоторые частные компании уже начинают развивать это направление, предлагая свои мультимодальные услуги, и властям нужно подключиться к этому вопросу, обеспечив формирование единой транспортно-логистической среды.

Но эксперт Infranews сомневается в необходимости экстренного перехода на мультимодальность. По его словам, сначала нужно довести до совершенства те механизмы, которые сейчас показывают результат, в частности железнодорожный транзит. Помимо юридических сложностей есть и инфраструктурные препятствия на пути мультимодальности, убежден эксперт.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ