Коренные народы подключились к борьбе за квоты на вылов краба - Морские вести России

Коренные народы подключились к борьбе за квоты на вылов краба

30.10.2020

Лента новостей

Коренные народы подключились к борьбе за квоты на вылов краба

На российском рынке добычи краба наметилась новая проблема. Коренные малочисленные народы (КМН) Севера, Сибири и Дальнего Востока начали подавать в Росрыболовство заявки на сотни тонн вылова, что может в десятки раз превышать их возможности по освоению квот. Участники рынка и эксперты уверены, что промысел краба по заявкам будут вести компании, желающие обойти ограничения на вылов ценного ресурса. В результате части квот лишаются добросовестные краболовы, сообщает газета «Коммерсантъ».

О том, что представители КМН начали претендовать на вылов краба в промышленных объемах, руководитель Тихоокеанского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (ТИНРО) Алексей Байталюк сообщил на последнем заседании Дальневосточного научно-промыслового совета (ДВ НПС). Его слова газете пересказали участники совещания.

Проблема затронула прежде всего Хабаровский, Приморский и Камчатский края.

Президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко отмечает, что если в этом году КМН региона получили право на вылов 19 тонн краба, то в заявке на 2021 год объем вырос до 255 тонн.

Президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов подтверждает, что в Хабаровском и Камчатском краях объемы заявок от КМН на вылов краба на 2021 год соотносятся с промышленной добычей.

Представители КМН подают заявки на вылов водных биоресурсов для поддержания традиционного образа жизни в администрации субъектов, которые, в свою очередь, направляют документы в территориальные управления Росрыболовства, а затем заявки поступают в центральный офис агентства.

Как поясняет собеседник «Коммерсанта» в отрасли, отказать КМН регулятор не может. Отобранные для КМН квоты исключаются из общего допустимого улова и не могут добываться промышленным способом, указывает он. В Росрыболовстве уточнили, что на этот год между КМН распределили квоты на вылов 21,6 тонны краба. Данные на 2021 год будут известны после обработки информации, поступившей от субъектов, заявили там. По оценкам Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, в 2019 году в РФ добыли около 90 тыс. тонн краба.

Как поясняет Максим Козлов, освоить промышленные объемы квот на вылов краба традиционными орудиями невозможно.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов считает, что схемой могут пользоваться компании для обхода действующего законодательства, а выловленный таким образом краб пойдет не на поддержание традиционного способа жизни КМН, а будет поставляться на рынок.

Фактически эти объемы вычитаются из квот, которыми владеют добросовестные добытчики краба, заплатившие в 2019 году за доступ к ресурсу на аукционах 142 млрд руб. и обязавшиеся инвестировать в строительство 35 краболовов, отмечает глава Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев. До пандемии COVID-19 российские крабы торговались примерно по $15–18 за 1 кг. Крупные российские добытчики краба «Антей» и ГК «Русский краб» Глеба Франка комментарии не предоставили.

По словам Максима Козлова, Росрыболовство может решить проблему путем установки критериев для получения статуса, который позволит относиться к КМН. Сегодня их деятельность недостаточно контролируется, а получить статус КМН просто, чем пользуются многие, указывает он.

Сергей Рябченко добавляет, что ДВ НПС уже рекомендовал регионам указывать в заявках для КМН тот объем квот, который был фактически ими освоен годом ранее.

В Минсельхозе признают, что вопрос совершенствования законодательства в этой сфере является актуальным. По словам представителя министерства, сейчас идет совместная работа с Росрыболовством по согласованию подходов в данной области с Федеральным агентством по делам национальностей и другими заинтересованными ведомствами.

Фото: rbk.ru

 

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России