Законопроекту об ответственности портовых инвесторов РФ обрадовались в Эстонии - Морские вести России

Законопроекту об ответственности портовых инвесторов РФ обрадовались в Эстонии

24.02.2021

Лента новостей

Законопроекту об ответственности портовых инвесторов РФ обрадовались в Эстонии

Госдума завершает прием поправок в ФЗ "О морских портах в РФ…" для его рассмотрения во втором чтении, сообщает «Российская газета». Он предусматривает введение обязательств для инвесторов.

Внесение поправок продиктовано необходимостью подтверждения планов и закрепления обязательств инвесторов по созданию и развитию портовых мощностей. Из пояснительной записки разработчиков документа следует, что в последнее время в морских портах выросло число проектов, реализация которых приостановлена инвестором на неопределенный срок. Из-за этого не используется земля, выделенная под строительство. В качестве примеров приводятся четыре проекта на Дальнем Востоке и два в Азово-Черноморском бассейне. Их реализация приостановлена из-за отсутствия денег. Законодательного механизма урегулирования взаимоотношений с инвестором, не реализующим проект в установленный срок, попросту нет. Этот правовой пробел и планируется устранить.

Законопроектом предлагается ввести порядок, по которому на основании декларации будет заключаться трехстороннее (инвестор, Росморречфлот и администрация региона) соглашение. В нем будут прописаны обязательства бизнеса как по объему инвестиций и сроку ввода в эксплуатацию, так и по объемам перевалки грузов. Инвестора также обяжут предоставить финансовое обеспечение исполнения соглашения на сумму, соразмерную вкладу государства или инвестпрограммы ОАО "РЖД" либо Росавтодора в развитие подъездной инфраструктуры к портам.

Последнее условие стало одним из самых обсуждаемых в экспертной среде. Не все сочли его справедливым, посчитав, что и бизнес имеет право на гарантии на случай неисполнения обязательств со стороны других сторон соглашения. Так, по мнению аналитиков Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), данное требование может привести к дополнительным капитальным расходам и существенно снизить экономическую привлекательность ряда проектов, а некоторые из них сделает невыгодными для инвесторов.

По оценкам аналитиков, принятие текущей редакции законопроекта может привести к тому, что инвесторы решат отказаться от 54% планируемых вложений в развитие портовых мощностей. Поэтому предлагается скорректировать требование об ответственности за неисполнение обязательств: пусть оно предполагает ответственность для обеих сторон - инвестирующей в порты и обеспечивающей подъездную транспортную инфраструктуру.

Эксперты сомневаются и в необходимости введения требования по обеспечению перевалки грузов на уровне не ниже заявленного. Просто потому, что объем перевалки предсказать почти невозможно, поскольку он зависит от конъюнктуры на товарных рынках.

Всего в законопроекте предложено семь новых требований к инвесторам. Четыре из них, по мнению ИПЕМ, являются целесообразными и повысят эффективность инвестиций в инфраструктуру. Таковыми институт считает требования "по осуществлению инвестиций в согласованных объемах и сроках, проектированию и созданию инфраструктуры, вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и эксплуатации объектов в согласованных целях и порядке".

Что касается оставшихся трех, то ИПЕМ прогнозирует: если их не скорректировать, то инвесторы могут сократить инвестиции в порты на горизонте до 2030 года на 376 млрд руб. Причем наибольший пересмотр планов предрекают по проектам в Балтийском (-234 млрд руб. инвестиций и -97 млн тонн перевалочных мощностей), Азово-Черноморском (-57 млрд руб., -65 млн тонн) и Арктическом бассейнах (-46 млрд руб., -31 млн тонн). Еще 26 проектов попали в "зону риска".

Это лишь один из многих возможных сценариев, но примечательно, что именно он удивительным образом заинтересовал наших ближайших соседей. Так, один из интернет-ресурсов Эстонии высказал мнение, что текущая редакция российского законопроекта "только на руку эстонской стороне". Ресурс напоминает, что начиная с 2015 года, нефтеналивные терминалы Эстонии терпят убытки в связи с уходом российской нефти и углеводородов. Особенно сказалось это на крупнейшем эстонском порту "Таллин", который называли "мазутным центром" СССР и всего постсоветского пространства. Не сладко приходится и другим эстонским гаваням: Сааремаа, Силламяэ, Мууга, Дирхами.

"Принятие закона в том виде, который имеется сейчас, в значительной степени исправит положение в Эстонии", - считают наши соседи.

Что ж, их интерес понятен: если прогноз об отказе частного бизнеса в инвестирование развития морских портов РФ сбудется, то доля контейнерного потока Таллинна, действительно, может возрасти, что позитивно скажется на экономике Эстонии. 

 

Фото: https://www.oilexp.ru/

Баннер
Газпромбанк
Советская Гавань
Тенденции в управлении портовым бизнесом
Конференция ПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021