На круглом столе Арктического экономического совета обсудили перспективы инфраструктурных проектов - Морские вести России

На круглом столе Арктического экономического совета обсудили перспективы инфраструктурных проектов

27.08.2021

Лента новостей

На круглом столе Арктического экономического совета обсудили перспективы инфраструктурных проектов

Круглый стол на тему «Реализация инфраструктурных проектов в Арктике на основе ГЧП: опыт и перспективы» состоялся в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) при поддержке Минвостокразвития в рамках председательства Росси в Арктическом экономическом совете (АЭС).  Участники встречи обсудили лучшие практики реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) в странах АЭС, в частности России, США, Канаде и Исландии. Подробности приводит пресс-служба министерства.

По информации советника Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Ольги Смирновой, сегодня российская Арктика – самая большая экономическая зона мира площадью более 5 млн кв. км. Резидентами Арктической зоны РФ стали 187 компаний с проектами на сумму около 268 млрд рублей и получили пакет преференций, а шести производственным инфраструктурным проектам оказана государственная поддержка с общим объемом инвестиций в размере 214 млрд рублей.

По статистике: 88% резидентов АЗРФ относятся к малому и среднему предпринимательству (164 резидента реализуют проекты на сумму 75,7 млрд рублей) и 12% резидентов – представители крупного бизнеса (22 резидента реализуют проекты на сумму 192 млрд рублей). Проекты реализуются в таких отраслях как туризм, транспорт и логистика, рыболовство и аквакультура, недвижимость и девелопмент, производство строительных материалов, ЖКХ и сфера услуг, горнорудная промышленность, сельское хозяйство, производство продуктов питания, медицина, спорт, обработка вторичного сырья, судостроение и др.

«В Арктике есть все условия для развития государственно-частного партнерства, поскольку существует совпадение интересов государства и бизнеса в части повышении уровня социально-экономического развития территорий, привлекательности инвестиционного потенциала ГЧП, обеспечения большей доступности и повышения качества услуг социальной инфраструктуры для населения», – резюмировала Смирнова.

«Рост инвестиций в устойчивое развитие Арктики - один из приоритетов, которые ставит перед собой Арктический экономический совет на ближайшую перспективу. Реализация проектов ввиду климатических и экосистемных особенностей арктических территорий требует концентрации значительных экономических и административных ресурсов, что зачастую сложно реализуемо одной из сторон без значимой поддержки и кооперации со всеми заинтересованными участниками. А государственно-частное партнерство позволяет аккумулировать усилия государства, бизнеса и общества для достижения поставленных целей», – заявил Председатель Арктического экономического совета, Заместитель Председателя Правления, директор по морским операциям, судоходству и логистике ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов, добавив, что при реализации арктических проектов нужно опираться на принципы безусловной социальной ответственности перед местным населением, значительную долю которого составляют малочисленные коренные народы Севера. 

В качестве положительного примера партнерства государства и бизнеса он представил проекты, создаваемые в Арктической зоне Российской Федерации ПАО «НОВАТЭК».  Интегрированный проект по добыче, сжижению и реализации газа «Ямал СПГ» был реализован в рекордно короткий срок и производит 19 млн тонн «голубого топлива» ежегодно, что составляет 5% от общего производства газа в мире.

«Арктик СПГ 2» – еще один проект компании, связанный с производством сжиженного природного газа и реализуемый в рамках ГЧП. Он основан на инновационной концепции строительства с использованием оснований гравитационного типа (ОГТ). Для обеспечения изготовления ОГТ, сборки и установки модулей верхних строений в Мурманской области вблизи поселка Белокаменка ООО «НОВАТЭК-Мурманск» создает Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (проект реализуется в статусе резидента ТОР «Столица Арктики»). Производительная мощность «Арктик СПГ 2» – 27 млн тонн газа ежегодно, причем 80% СПГ будет поставляться в регионы Дальнего Востока.

Председатель Комитета Старших должностных лиц Арктического Совета, Посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов отметил, что будущее Арктики – за эффективными решениями и гибкими инновационными подходами, в том числе за государственно-частным партнерством.

«Обеспечение устойчивого развития региона является приоритетом начавшегося в мае этого года двухлетнего председательства Российской Федерации в Арктическом совете. Реализация принятых 20 мая 2021 года на 12-ой Министерской сессии Совета в Рейкьявике Министерской декларации Арктического совета и Стратегического плана Арктического совета на 2021-2030 годы предполагает организацию задач по развитию инфраструктуры – как физической, так и виртуальной. Это является основополагающей предпосылкой улучшения благосостояния проживающего в Арктике населения, а также ее устойчивого экономического освоения. Принимая во внимание большое значение реализуемых в Арктике государственных функций и задач, и в то же время имеющиеся риски, залогом успешной деятельности инвесторов и устойчивого развития региона является активное применение механизмов государственно-частного партнерства», – сообщил Корчунов.  

О новом инструменте под названием «дальневосточная и арктическая концессия», который должен помочь кратно увеличить объемы и темпы создания инфраструктуры за счет привлечения частных инвестиций в концессионные проекты, рассказал управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Токарь.

«В силу географических и исторических особенностей в Арктической зоне России существует огромная потребность в создании новой инфраструктуры. Для крупнейших проектов, географически удаленных от городов, как правило, нужно с нуля создавать автомобильные и железные дороги, портовую инфраструктуру, объекты электро- и водоснабжения. Для сотрудников, которые приедут работать на новые предприятия, нужна новая, качественная социальная и коммунальная инфраструктура, современная комфортная городская среда. При этом далеко не всегда у инвестора и региона есть возможность построить такие объекты и тем более единовременно. Именно для снятия подобных инфраструктурных ограничений по инициативе Минвостокразвития России разработан и запущен механизм господдержки - «дальневосточная и арктическая концессия». Уже сейчас у нас в работе находится около 30 проектов, часть из них – в Арктической зоне. Например, строительство сетей электроснабжения для ТОР «Столица Арктики», – рассказал Алексей Токарь, добавив, что в июне 2021 года был запущен механизм инвестиционного акселератора для ускорения и повышения качества подготовки концессионных проектов.

В заключение вице-президент Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, руководитель секретариата российской национальной части АЭС Виталий Симоненко отметил схожесть проблем, стоящих перед бизнесом и органами власти в странах АЭС при реализации инфраструктурных проектов в Арктике. По его словам, ГЧП – действенный механизм решения задач по экономическому развитию удаленных северных территорий и повышению уровня жизни местного населения.

«Проведение подобных круглых столов на постоянной основе будет способствовать обмену лучшими практиками, опытом, а также позволит обеспечить обсуждение новых тенденций в сфере ГЧП в Арктике», – подвел итог Симоненко.

Активными участниками круглого стола стали представители федеральных и региональных органов власти, банковского сектора (Газпромбанк, ВЭБ-Инфраструктура) и руководители компаний, включая российских ГК «Росатом», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Мегафон», а также иностранных Sýn hf. (Vodafone), Ursus Investments, GCI, Northwestel. 

По итогу круглого стола выпустят справочный материал с основными тезисами и рекомендациями по созданию и развитию объектов инфраструктуры в Арктике.

Фото: пресс-служба Минвостокразвития
ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон