Минтранс РФ предложил ввести новый портовый сбор - Морские вести России

Минтранс РФ предложил ввести новый портовый сбор

15.10.2021

Лента новостей

Минтранс РФ предложил ввести новый портовый сбор

Минтранс РФ ко второму чтению доработает законопроект об ограничении рейдовой перевалки опасных грузов с учетом предложений и замечаний бизнеса и профильных ведомств. Также министерство предлагает ввести новый портовый сбор при рейдовой грузоперевалке, передает «Интерфакс».

«Открою определенный, если не секрет, то новацию, которую мы предполагаем ко второму чтению. Мы говорим о рейдовом сборе, который обеспечивает покрытие расходов на несение аварийно-спасательной готовности в целях устранения последствий возможных аварий и негативных последствий для морской среды», - заявил статс-секретарь - заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев на совещании в Совете Федерации, на котором рассматривался законопроект, вводящий ограничения на рейдовую перевалку опасных грузов.

По его словам, с точки зрения ведомства, «представляется логичным дифференцировать рейдовый сбор в зависимости от районов мест перегрузки с судна на судно, таким образом, мы сделаем конкурентными и рейдовые сборы, и ставки морских портов». «Мы направили коллегам на рассмотрение проект акта правительства по утверждению перечня таких районов, второе - это утверждение перечня грузов, содержащих загрязняющие вещества, и проект правил осуществления погрузочных-разгрузочных операций», - добавил он.

Законопроект, который с 1 марта 2022 года вводит ограничения на перевалку опасных грузов с судна на судно за границами морских портов, Госдума приняла в первом чтении в четверг. Согласно документу, перевалка загрязняющих веществ за границами морских портов во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне РФ допускается только в специальных перегрузочных районах, закрепленных за соответствующим морским портом. Правительство РФ утвердит перечень таких портов и перечень веществ, которые можно будет перегружать. При этом перечень веществ, которые будут подпадать под определение «загрязняющих», в законопроекте не определен.

Именно это вызвало обеспокоенность участников совещания. Основная дискуссия касалась перспектив рейдовой перевалки зерна.

«Есть обеспокоенность наших двух комитетов, комитетов по экономической политике и аграрно-продовольственной политики, по нескольким позициям, - заявил зампредседателя комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов. - Прежде всего, нас волнует, как эти изменения коснутся перевалки зерна и перегрузки рыбной продукции, будут ли проблемы. Мы видим в законопроекте большое количество оценочных норм, которые можно по-разному впоследствии использовать, вводится термин «загрязняющие вещества», под который могут попасть практически все грузы, которые перевозятся водным транспортом».

Как пояснил Зверев, в проекте постановления правительства указываются грузы, содержащие загрязняющие вещества, перечень разработан вместе с Минприроды, Росприроднадзором.

В ходе дискуссии выяснилось, что в этот перечень не включено зерно, но «пыль муки зерна» осталась. При этом замдиректора департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза Ольга Полозюкова отметила, что в законе о защите окружающей среды «ни зерно, ни пыль мучная зерновая» не отнесены к загрязняющим веществам. К тому же перечень грузов в Минсельхоз официально не поступал, сказала она.

Полозюкова подтвердила позицию ведомства о том, что в перечне не должно быть зерна. Минсельхоз, по ее словам, обращался по этому поводу к президенту. «Законодательные дополнительные ограничения приведут к тому, что наши экспортеры, которые пользуются речным транспортом, будут вынуждены искать альтернативу, которая будет и дороже, и проблематичнее», - сказала она.

Эту позицию поддержали представители судоходного бизнеса, Россельхознадзора и комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации.

В то же время против рейдовой перевалки зерна высказались представители «Объединенной зерновой компании», «Деметра-Холдинга».

«Для нас принципиально, чтобы зерно и зерновая пыль оставались в перечне веществ, которые могут загрязнять водные ресурсы», - заявил первый заместитель гендиректора ОЗК Олег Солдатенков.

По его словам, компания начинает внедрять ESG-стратегию, поэтому принципиально важно, что экологическая история будет дополнительно регулироваться этим законом.

Как сообщалось, вопрос о запрете рейдовой перевалки зерна стоит с 2016 года. В Минсельхозе считают, что эта мера не позволит выполнить показатели по экспорту. «В настоящее время, учитывая нехватку береговой отгрузки, без рейдовой перевалки мы просто не справимся», - говорила замминистра сельского хозяйства Оксана Лут в мае этого года. На эту перевалку приходится до 12 млн тонн зерна, экспортируемого из РФ.

Фото: ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

ПАО СКФ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Mordraga
Camco
Портовый вебинар Административная ответственность за нарушение технических регламентов в портах
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России