Прогноз: цены на перевозки продолжат расти в I квартале 2022 года - Морские вести России

Прогноз: цены на перевозки продолжат расти в I квартале 2022 года

10.01.2022

Лента новостей

По предварительной оценке Центробанка, инфляция в России по итогам 2021 года составит 7,4-7,9%, хотя ранее регулятор ставил цель удержать ее в пределах 4%. Минэкономразвития прогнозирует, что размер инфляции даже может выйти за пределы 8%. Свой вклад в превышение планируемых показателей внесли цены и тарифы на перевозки грузов, многократно возросшие в связи с экономическим кризисом, вызванным пандемией коронавируса и сбоем в логистических цепях поставок внешнеторговых и транзитных грузов. По оценкам экспертов, рост цен этим годом не ограничится – перевозка будет дорожать и в первом квартале 2022 года.

Цены и тарифы на грузоперевозки растут по всем видам транспорта. Основным ценовым потрясением 2021 года стало подорожание морских перевозок, отмечает основатель и генеральный директор логистической платформы Cargotogo Владимир Павловский. Стоимость перевозки грузов морем выросла в 3-5 раз и достигла рекордных показателей. Сейчас транспортировка стандартного 40-футового контейнера доходит до $17-20 тыс. Другие эксперты отмечают, что тарифы на доставку грузов из Южной и Юго-Восточной Азии в Россию морем выросли на 250-300%.

Непосредственно всеобщий рост тарифов запустили морские перевозки, считают эксперты. В пандемию накопились объемы неотгруженных товаров. Из-за периодических закрытий основных морских портов на карантин возник дефицит мест на судах и недостаток контейнеров. Если же товары вывозились, то порожние контейнеры возвращались обратно нерегулярно. Ситуация накалилась в начале 2021 года, когда начало восстанавливаться производство, стал расти спрос на транспортировку грузов.

Значительный дисбаланс в экспорте и импорте привел к нехватке оборудования и площадок для хранения контейнеров. В результате терминалы стали отдавать предпочтение тем морским перевозчикам, которые были способны возвращать порожние контейнеры. Это, в свою очередь, привело к системным сбоям в расписании, многие линии в третьем квартале просто не принимали заявки на букинг судов. Повышение ставок фрахта подогревает и непрерывный рост спроса на доставку грузов, особенно из Юго-Восточной Азии.

В 2022 году тарифы на перевозку продолжат расти, хотя и более спокойными темпами, считают представители логистического рынка, ожидая основного увеличения ставок на перевозки по направлению Юго-Восточная Азия – Европа и обратно. Они отмечают, что в начале декабря 2021 года им уже приходилось бронировать места для готового к отправке груза из Китай в железнодорожном составе на середину января 2022 года. То есть мест на судах, железнодорожных составах и даже самолетах по-прежнему не хватает.

Цены на перевозку разгонялись и в предновогодний период. Высокий сезон продлится до Нового года по китайскому календарю, до середины февраля, считают эксперты. Затем спрос на грузоперевозки немного пойдет на спад. К июню-августу 2022 года возможно снижение тарифов на 5-7,5% в мультимодальных перевозках. Но к осени следующего года потребность в грузоперевозках опять начнет расти, цены и тарифы снова могут пойти вверх.

По мнению генерального директора Gebrueder Weiss в России Владимира Серебрякова, дальнейший рост тарифов возможен в пределах 5-20%. Все будет зависеть от вида транспорта и результативности мер по увеличению пропускной способности транспортной инфраструктуры. Шаги в этом направлении сейчас предпринимают почти все страны, замечает он. Во всяком случае морские линии уже начали инвестировать в оборудование и суда на фоне повышенного спроса на морской фрахт.

Подробности читайте в журнале «Морские порты» за 2021 г.

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты