Чуть не сгорел и едва не подстрелили: плохие дни авианосца "Энтерпрайз" - Морские вести России

Чуть не сгорел и едва не подстрелили: плохие дни авианосца "Энтерпрайз"

14.01.2022

Лента новостей

Чуть не сгорел и едва не подстрелили: плохие дни авианосца "Энтерпрайз"

Пилоты занимали свои места, механики запускали двигатели, когда под крылом одного из палубных самолетов взорвалась неуправляемая ракета. 14 января 1969 года у Гавайских островов на американском авианосце "Энтерпрайз" произошел пожар. Подробности у радио Sputnik.

За первой ракетой взорвались еще три – разлилось и загорелось топливо: через пробоины в полетной палубе оно потекло внутрь авианосца – там сдетонировали авиабомбы. В дыру величиной с трамвай огонь спустился еще ниже, к системе пожаротушения: вывел ее из строя и снова поднялся – теперь к самолету-заправщику. 23 тонны авиабензина закрыли солнце черно-красным шаром. Итог – 28 погибших, 314 раненых, 15 сгоревших истребителей.

"Энтерпрайз" выстоял. С кораблей сопровождения пожар потушили в течение трех часов. Ремонт занял меньше двух месяцев. Это был непотопляемый гигант – первый в мире атомный авианосец. Длина 342 метра, водоизмещение – 94 000 тонн. "Энтерпрайз" находился на службе более полувека. Впервые появился у берегов Кубы – для устрашения во время Карибского кризиса. Потом отличился на Вьетнамской войне, участвовал в антииракской операции "Пустынная лиса". У него был достойный эскорт – два атомных ракетных крейсера. Равных "Энтерпрайзу" в мире до сих пор не нашлось. И это тот редкий случай, когда СССР даже не попытался включиться в соревнование.

За годы существования Советский Союз не построил ни одного серьезного авианосца. Говоря об этом, главный редактор издательства "Морские вести России" Анатолий Кузнецов называет причины:

"Авианосец – это наступательное оружие, а Советский Союз был большой континентальной державой, которая не имела планов завоевания каких-то других континентов. Считалось, что если нет стремления доминировать в мире, то такое оружие развивать незачем. У СССР была своя сфера интересов и свой круг так называемых друзей – для них, как и для демонстрации флага, вполне хватало флота во главе с очень неплохими крейсерами. Ну и кроме того, на строительство настоящей авианосной ударной группы никогда не хватало денег".

В отличие от США, СССР всерьез сосредоточился на развитии не надводного, а стратегического подводного флота. Тут его успехи были оглушительны. За год до пожара их смогла оценить команда "Энтерпрайза". Советская подлодка К-10 подобралась под днище авианосца и в "мертвом секторе" 13 часов шла в составе американской эскадры. Снимала параметры всех кораблей и даже немножко "постреляла" в них. Учебно-теоретически. После этого в эскорте "Энтерпрайза" появилась многоцелевая АПЛ – специально для слежки за "мертвым сектором".

Фото : Public Domain

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты