Ассоциация морских торговых портов подвела итоги года - Морские вести России

Ассоциация морских торговых портов подвела итоги года

20.01.2022

Лента новостей

Ассоциация морских торговых портов подвела итоги года

За прошлый год Ассоциацией рассмотрено 214 проектов нормативно-правовых актов, связанных с деятельностью организаций, оказывающих услуги в морских портах России, в том числе:

- Проект «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года»;

- 15 проектов изменений и дополнений в различные кодексы Российской Федерации;

- 34 проекта изменений в федеральные законы;

- 61 проект постановлений Правительства Российской Федерации;

- 104 проекта приказов и распоряжений федеральных органов исполнительной власти.

По всем проектам экспертами Ассоциации, в том числе, на основании замечаний и предложений, полученных от членов Ассоциации, сформирована консолидированная позиция АСОП и направлена непосредственно разработчикам нормативно-правовых документов, а также размещена на официальном сайте – федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В данной информационной справке указаны проекты, особо значимые для отрасли. Подробная информация о всех рассмотренных документах размещена на сайте Ассоциации.

Кодексы

- О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля в морских или речных портах

Проектом изменений в КоАП Российской Федерации предусмотрено введение ответственности в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля в морских и речных портах, в виде наложения административного штрафа за невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный экологический контроль(надзор),федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль(надзор),об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

По мнению Ассоциации, предлагаемые изменения в КоАП РФ направлены исключительно на субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих перевалку угля, тогда как необходимо создание механизма правового регулирования деятельности в области охраны окружающей среды в морском порту, адресованного неограниченному кругу лиц.

- О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Проектом поправок в КоАП Российской Федерации предусмотрено установление административной ответственности за нарушение правил осуществления погрузочно-разгрузочных операций с судна на судно в отношении загрязняющих веществ во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Изменения в КоАП РФ связаны с находящимся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания законопроекта, который регламентирует погрузочно-разгрузочную деятельность с судна на судно и принятого 14.10.2021 года в первом чтении.

Законопроект затрагивает интересы различных сфер деятельности водного транспорта, в том числе сферы деятельности морских портов, и вызвал широкий резонанс в портовом сообществе. В связи с этим, оба нормативных акта должны быть рассмотрены в совокупности.

Федеральные законы

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы развития морской портовой инфраструктуры, является Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 июля 2021 года принят Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который ввел новые существенные требования к инвесторам, носящие односторонний характер, в том числе, банковское обеспечение в размере равном государственным инвестициям и гарантии грузопотока.

Изменения, внесенные в отраслевое законодательство данным законом, имеют существенное влияние на инвестиционные процессы в портах и вызвали широкую дискуссию портового сообщества и депутатского корпуса. При этом закон рассматривался и утверждался без подзаконных актов, несущих основную содержательную и процедурную нагрузку вводимых изменений.

В настоящее время Ассоциация предложила создать совместную рабочую группу с участием ФОИВ, РСПП, АСОП и представителей бизнес-сообщества для совместного и конструктивного обсуждения проектов постановлений Правительства РФ в целях исключения рисков для инвестиционных механизмов.

- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с судна на судно) (законопроект № 1193668-7)

14.10.2021 года Законопроект принят в первом чтении. 

Согласно законопроекту погрузочно-разгрузочные операции с судна на судно в отношении загрязняющих веществ во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, в границах акватории морского порта осуществляются соответственно в специальных перегрузочных районах, морских портах перечень которых утверждается Правительством РФ. При этом перечень загрязняющих веществ, утверждается Правительством РФ.

В первоначальной концепции законопроекта речь шла о регулировании операций по рейдовой перевалке грузов за пределами акваторий морских портов во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации, однако в законопроект, внесенный в ГД РФ, были включены акватории морских портов.

Перегрузка грузов с судна на судно в границах акваторий морских портов в полной мере урегулирована нормами действующего законодательства.

Так, рейдовая перевалка возможна только в местах, указанных в Обязательных постановлениях в соответствующих морских портах и при соблюдении условий, указанных в Правилах оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно, утв. приказом Минтранса России от 29.04.2009 № 68. Кроме того, с целью обеспечения безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды перегрузка осуществляется в соответствии с разрабатываемой технологической схемой работ.

Предлагаемое регулирование повлечет значительное изменение условий осуществления предпринимательской деятельности, связанное с необходимостью пересмотра логистических маршрутов и договорных отношений. Принятие проекта негативно отразится на сроках реализации инвестиционных проектов и повлечет эксплуатационные и логистические затраты, значительно сузит имеющиеся возможности для перегрузки, повлечет создание дисбаланса в транспортной системе РФ.

Необходимо исключить из законопроекта рейдовую перевалку в границах акваторий морских портов.

- О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроектом предлагается установить право арендодателя объектов инфраструктуры морских портов, находящихся в государственной собственности, расторгать в судебном порядке договоры аренды, в случае неисполнения арендатором, осуществляющим деятельность по перевалке, дроблению, сортировке угля, на основании вступившего в законную силу судебного акта об административном приостановлении деятельности, в связи с неисполнением таким арендатором предписаний органов государственного контроля (надзора).

Предлагаемое регулирование порядка и оснований расторжения договора аренды имущества, находящегося в государственной собственности и расположенного в морском порту, является излишним и вводит избыточные ограничения и ответственность для деятельности хозяйствующих субъектов портовой инфраструктуры.

- О внесении изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (законопроект № 21275-8)

внесенный в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации Сенатором Российской Федерации С.В. Безденежных.

Законопроектом предлагается обязать стивидорные компании, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы по перевалке угля в морских портах, оборудовать населенные пункты, расположенные вблизи от мест расположения морских терминалов, комплексами технических средств, обеспечивающих автоматическое измерение и учет показателей выбросов загрязняющих веществ.

По мнению Ассоциации, представленный Законопроект не проработан должным образом, содержит некорректные термины и определения, избыточные, дублирующие и неопределенные нормы.

Ассоциацией направлены обращения:

·         Председателю Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды ГД РФ Кобылкину Д.Н.

·         Президенту Российского Союза промышленников и предпринимателей Шохину А.Н.

- Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт», основах деятельности акционерного общества «Росморпорт»» (законопроект № 1193673-7)

и проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 1193651-7)

Законопроекты разработаны Минтрансом России и устанавливают организационно-правовые особенности приватизации имущества ФГУП «Росморпорт», а также управления и распоряжения имуществом АО «Росморпорт».

По мнению членов Ассоциации, необходимо сохранить устоявшиеся правовые механизмы аренды, кроме того, Ассоциацией  предложено дополнить  законопроект положениями о возможности выкупа операторами морских терминалов арендованного имущества, а именно причалов, на условиях, сопоставимых со стоимостью их внесения в уставный капитал создаваемого акционерного общества.

- Федеральный Закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

Пунктом 2 статьи 34 Федерального Закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Ассоциацией совместно с экспертами организаций – операторов морских терминалов, подготовлен и направлен в Минтранс России проект федерального закона «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», направленный на исключение двоякого толкования указанной нормы, что позволит исключить необоснованные претензии территориальных органов Росприроднадзора к операторам морских терминалов и ФГУП «Росморпорт», в связи с отсутствием государственной экологической экспертизы на любой осуществляемый в морском порту вид деятельности и снизит административную нагрузку на хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги в морских портах.

-  О  прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (Законопроект  № 1179766-7)

Законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

В настоящее время перевозки осуществляются на основании действующего законодательства и регулируются статьей 788 Гражданского кодекса Российской Федерацией, главой V Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельными отраслевыми нормативно-правовыми актами, преимущественно в железнодорожно-водном сообщении.

Принятие Законопроекта может оказать значительное влияние на транспортную отрасль в целом, поэтому требует взвешенного подхода.

Постановления Правительства Российской Федерации

- О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов и по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

В связи с признанием утратившим силу с 01.01.2021 года постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» в настоящее время существует правовой вакуум в области лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов и деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), что негативно сказывается на деятельности хозяйствующих субъектов.

Вновь принятое постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1243 «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов и деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом» вступает в силу с 1 марта 2022 г., что является непреодолимым препятствием для предприятий морского транспорта.

- Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта

Согласно Проекту Положения к предметам государственного контроля (надзора) отнесены «обеспечение безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений», а также соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 в отношении гидротехнических сооружений.   

Включение в Проект Положения одновременно надзора за безопасностью портовых гидротехнических сооружений и соблюдения требований технического регламента противоречит принципам «регуляторной гильотины».

- Об утверждении Порядка и сроков согласования изменений в соглашение о создании объектов инфраструктуры морского порта в части изменения объема перевалки грузов

- Об утверждении содержания, формы, порядка разработки, утверждения и согласования инвестиционной декларации

- Об утверждении Порядка определения вида и размера ответственности инвестора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных соглашением о создании объектов инфраструктуры морского порта

- Об утверждении критериев, которым должно соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем по соглашению о создании объектов инфраструктуры морского порта

- Об утверждении Методики по определению суммы средств, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения соглашения о создании объектов инфраструктуры морского порта, равной объему средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо средств организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по  оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, в том числе капитальных вложений, направляемых на создание объектов государственной собственности в целях реализации мероприятий инвестиционной декларации

Ассоциация направила предложения к проектам документов, а также предложила создать совместную рабочую группу с участием ФОИВ, РСПП, АСОП и представителей бизнес-сообщества для совместного и конструктивного обсуждения проектов постановлений Правительства РФ в целях исключения рисков для инвестиционных механизмов.

- Об утверждении Положения о санитарно-защитных зонах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

Проектом Положения о СЗЗ предусмотрено, что Проект санитарно- защитной зоны должен содержать в том числе описание местоположения границ санитарно-защитной зоны объекта «координатами характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (XML-файл)», при этом не конкретизировано, в каком именно формате должны предоставляться координаты в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Отсутствие данной нормы приводит к тому, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти отказывают в установлении границ СЗЗ на основании того, что координаты границ представлены не в нужном формате.

В целях предотвращения появления избыточных требований к объектам, имеющим умеренное и незначительное воздействие на окружающую среду, а также устранения разночтений по тексту проекта Положения, предложено конкретизировать требования для объектов I и II классов опасности, а также для объектов, для которых санитарной классификацией не определены классы опасности, в составе выбросов которых присутствуют вещества доказанным канцерогенным действием.

Проект Положения о СЗЗ нуждается в существенной доработке. Ассоциацией направлены замечания и предложения Заместителю начальника отдела организации надзора по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к планировке и застройке Управления санитарного надзора Роспотребнадзора С.Д. Башкетовой

Приказы и иные нормативно-правовые акты ФОИВов:

- проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Правил буксировки» (1-я редакция)

Проект приказа ориентирован на морскую буксировку и не содержит необходимых и конкретных требований по портовой буксировке. 

По мнению членов Ассоциации, положения по портовой буксировке должны быть вынесены в отдельный нормативный правовой акт Минтранса России.

- проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения объектов инфраструктуры морского порта, внутренних водных путей всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, регулирование деятельности которых осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственное ему агентство, к критически важным объектам»

Проектом приказа предлагается ввести критерии отнесения объектов инфраструктуры морского порта (далее – ОИМП) к критически важным объектам.

Предлагаемые Проектом приказа критерии отнесения ОИМП к критически важным объектам содержат качественные и количественные критерии.  Качественные критерии определяются на основании рисков потери управления экономикой и существенного снижения безопасности жизнедеятельности населения на определенных территориях, а количественные на основании различных последствий чрезвычайной ситуации. В проекте не нашли своего отражения показатели количественных критериев, что может привести к дополнительным рискам при применении.

- проект приказа Минтранса России «О внесении изменений в Порядок сдачи в аренду федерального имущества, расположенного в морском порту, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. № 191»

Проектом приказа предлагается внести изменения в Порядок, направленный на уточнение процедуры подачи заявок, срока уведомления, перечня документов, необходимых для приложения к справке ФГУП, исключение излишних административных действий (процедур).

Ассоциацией направлены замечания и предложения в Департамент государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта.

- проект приказа Минтранса России «Об утверждении Правил буксировки» (2-я редакция)

По мнению Ассоциации, положения Проекта приказа не в полной мере позволят обеспечить безопасность мореплавания при осуществлении буксировки судов, в том числе при портовой буксировке.
В целях недопущения и минимизации рисков повреждения портовых гидротехнических сооружений (причалов), предложено установить минимальное количество и мощность буксиров, необходимых для обеспечения безопасности швартовых операций в морском порту. Ассоциация направила замечания и предложения к проекту в рабочую группу по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта.

- проект приказа Ространснадзора «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта»

Основной целью издания данного приказа Ространснадзора является утверждение примерных форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Ассоциацией направлены замечания и предложения в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

- проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения портовых гидротехнических сооружений, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов, гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, регулирование деятельности которых осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации, к потенциально опасным объектам»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. № 1226 утверждены Правила разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам, которыми определены категории опасности потенциально опасных объектов, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации. 

Проектом приказа во исполнение Правил предлагается ввести критерии отнесения портовых гидротехнических сооружений к потенциально опасным объектам.

По мнению Ассоциации, Проект приказа требует доработки и разработки иных критериев, не связанных с возникновением чрезвычайной ситуации в результате аварии на ПГТС. В противном случае портовые гидротехнические сооружения не попадут ни в одну из предложенных категорий опасности. Также текст Проекта приказа необходимо дополнить правилами применения вводимых критериев.

Замечания направлены в Министерство транспорта Российской Федерации ответственному за разработку проекта.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АССОЦИАЦИИ

Текущая деятельность рабочих органов Ассоциации осуществлялась в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой работы Ассоциации морских торговых портов.

Ассоциация приняла участие в следующих мероприятиях:

07 апреля 2021 года в г. Москва прошла II Агрологистическая конференция, организованная Российским Зерновым Союзом при поддержке Российского Экспортного Центра (РЭЦ). На Конференции с докладом о развитии морских портов выступил Председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации Д.Г. Морозов.

8 сентября 2021 года прошло очередное заседание Научно-технической секции «Государственная политика в области морского и внутреннего водного транспорта» Министерства транспорта Российской Федерации, под председательством Директора Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта – Клюева Виталия Владимировича.

13-19 ноября 2021 года в г. Москва прошла Транспортная неделя 2021, в которой приняли участие представители Ассоциации.

2-4 декабря 2021 года прошел XI Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», в котором принял участие Председатель Комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности – Тарасов Дмитрий Борисович.

Ассоциация провела 4 заседания Комитетов, включая совместные, в том числе:

5 марта 2021 года состоялось заседание Комитета по экономике и социальным вопросам, на котором обсуждались вопросы реализации требований нормативных актов, изданных в связи с принятием федерального закона от 2 августа 2019 г. № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».

22-23 апреля 2021 года состоялось выездное совместное заседание Комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности, и Комитета по коммерческо-правовым вопросам в городе Туапсе.

На заседаниях обсуждалась правоприменительная практика и планируемые изменения природоохранного законодательства, вопросы взаимодействия с ФТС России и ОАО «РЖД», изменения Типовой схемы организации пропуска через государственную границу, необходимости сохранения лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, ставки портовых сборов, а также состоялась презентация грузоподъемного оборудования ЗАО «СММ».

10-11 ноября 2021 года было проведено ежегодное заседание Комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности, на котором проводилось обсуждение вопросов по экологическому и природоохранному законодательству, а также вопросы в области технического регулирования, в том числе:

·         действия органов Росприроднадзора и прокуратуры, в рамках, Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ;

·         законодательные инициативы, связанные с нормами экологического регулирования;

·         правоприменительная практика.

15 декабря 2021 года состоялось заседание Комитета по экономике и социальным вопросам, на котором обсуждались вопросы:

·         соблюдения требований законодательства о естественных монополиях операторами морских терминалов и предприятий, оказывающих услуги по буксировке в морских портах после принятия постановления  Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

·         компенсации операторам морских терминалов затрат, связанных с содержанием помещений морских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предоставляемых в пользование федеральным надзорным органам.

Фото: Морские вести России

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты