Экспертное мнение: России необходимы перспективные планы развития морских портов - Морские вести России

Экспертное мнение: России необходимы перспективные планы развития морских портов

09.02.2022

Лента новостей

Экспертное мнение: России необходимы перспективные планы развития морских портов

В соответствии с проектом «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» (далее – Стратегия) объемы перевалки грузов в морских портах РФ к 2035 году достигнут 1 109 млн тонн (грузооборот в 2020 году – 820,8 млн тонн).

Мероприятия по развитию инфраструктуры реализуются в рамках федеральных программ на конкретных объектах или территориях в регионах. И здесь нередко возникают сложности, связанные с территориальным планированием, с возможностями размещения объектов, сложностями инженерного обеспечения и т.д. Нередко новый проект встречает бурное сопротивление местных жителей, экологических и других общественных организаций.

Решение всех этих проблем возможно исключительно через планирование комплексного развития территорий, считают в Дальневосточном научно-исследовательском, проектно-изыскательском и конструкторско-технологическом институте морского флота.

В недалеком прошлом, в апреле 2007 года, в Федеральном агентстве морского и речного транспорта была создана Комиссия по перспективному развитию морских портов. Ее задачами являлись координация действий различных органов власти по вопросам развития портов и эффективного использования федерального имущества в них.

Важным инструментом в работе Комиссии должны были стать Перспективные планы развития морских портов. Для этого были подготовлены «Положение о разработке Перспективных планов развития морских портов» и «Типовая форма технического задания на разработку проекта Перспективного плана развития морского порта». Однако дальше дело не пошло.

Спустя 9 лет «Росморпорт» утвердил положение по согласованию деклараций об инвестициях в строительство портов. Эти документы после утверждения являются основанием для получения необходимых участков, технических условий и начала строительства (реконструкции) объектов. В результате в отрасли создается положение, когда развитием портов фактически занимаются инвесторы, которые решают, где, когда и какой терминал они будут строить.

Конечно, госорганы власти рассматривают и утверждают их заявки. Но когда эти заявки входят в противоречие с какими-то государственными или региональными планами или интересами, то, как правило, побеждают инвестиции. Роль государства в этой связи, по сути, являет собой «привлечение частных инвестиций», а не «планомерное, комплексное развитие транспортной системы».

Между тем сегодня такое положение дел во многом не устраивает самих инвесторов. Они вынуждены самостоятельно искать подходящий для их целей земельный участок, освобождать его от претензий других возможных собственников, решать вопросы с транспортными подходами и техническими условиями, уговаривать местное население и т.д. В итоге сроки начала строительства объектов портовой инфраструктуры затягиваются и зачастую инвесторы просто отказываются от своих намерений.

Подробности читайте в журнале «Морские порты» № 10 за 2021 г.

Фото: ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты