Планирование развития морских портов в регионах: задача государства или инвесторов? - Морские вести России

Планирование развития морских портов в регионах: задача государства или инвесторов?

18.05.2022

Лента новостей

Планирование развития морских портов в регионах: задача государства или инвесторов?

В Транспортной стратегии РФ до 2030 года отмечается:

«Рост экономики нашей страны, реализация ее экспортного и транзитного потенциала зависят прежде всего от масштабного развития транспортной инфраструктуры, которое происходит сегодня не такими быстрыми темпами, как хотелось бы....

Темпы развития инфраструктуры транспорта остаются низкими в том числе по причинам               стихийности процесса планирования, несогласованности планов строительства объектов разных видов транспорта между собой и с планами территориального развития».

Все мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры реализуются в рамках федеральных программ на конкретных объектах или территориях в регионах.

И здесь, как правило, возникают сложности, связанные с территориальным планированием, с возможностями размещения (расширения) объектов, отсутствием свободных земельных участков, сложностями инженерного обеспечения и т.д.

Нередко схемы территориального планирования (и зонирования), генеральные планы городов не учитывают потребностей развития транспортного комплекса, а только фиксируют существующее положение.Поправки в эти документы вносятся лишь с появлением реальных (чаще федеральных) проектов после длительных согласований.

Местные власти должны учитывать конкуренцию между направлениями регионального развития в отраслевом разрезе, когда на земельные участки, особенно прибрежные, претендуют представители транспортного, рыбопромышленного, строительного и туристического комплексов. Не редко новый проект встречает бурное сопротивление местных жителей, экологических и других общественных организаций.

Решение всех этих проблем возможно исключительно через планирование комплексного развития территорий. Такое мнение в ходе форума «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация» выразил советник генерального директора АО «ДНИИМФ» Евгений Новосельцев. Его слова приводит корреспондент «Морских вестей России».

«Планирование развития морских портов в транспортной системе региона имеет особенно важное значение, поскольку предприятия разных отраслей экономики получают возможность отправки своей продукции и на экспорт, и в другие регионы страны наиболее дешевым видом транспорта - водным. Не случайно во многих «морских» странах вокруг портов формируются промышленные зоны», - отметил эксперт.

Он напомнил, что в апреле 2007 года Росморречфлот издал Приказ №40, в соответствии с которым в Агентстве была создана Комиссия по перспективному развитию морских портов.

Задачами Комиссии являлась координация действий различных органов государственной власти по вопросам развития морских портов и эффективного использования федерального имущества в них, а также реализация на территории РФ единой государственной политики в сфере развития морских портов.

Спустя 9 лет «Росморпорт» Приказом №264 от 24.06.2016 г. утвердил «Положение о порядке разработки и согласования Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта».

Такие декларации о намерениях (ДОН) разрабатываются инвесторами и после утверждения являются основанием для получения необходимых земельных участков, технических условий и начала строительства (реконструкции) объектов.

В результате, постепенно в отрасли создается положение, когда планированием развития морских портов фактически занимаются инвесторы, которые решают где, когда и какой терминал они будут строить.

Роль государства в этой связи, по сути, являет собой «привлечение частных инвестиций», а не «планомерное, комплексное развитие транспортной системы».

Но такое положение дел во многом не устраивает самих инвесторов. Они вынуждены самостоятельно искать подходящий для их целей земельный участок, освобождать его от претензий других возможных собственников, решать вопросы с транспортными подходами и техническими условиями, уговаривать местное население и т.д.

В итоге, сроки начала строительства объектов портовой инфраструктуры затягиваются и зачастую инвесторы просто отказываются от своих намерений.

«Положение о разработке Перспективных планов развития морских портов» предусматривало решение многих вопросов развития портовой инфраструктуры.

Перспективный план развития морского порта (Генеральный план) должен был содержать данные о границах территории и акватории порта, о планируемых для развития, размещения и/или возведения новых перегрузочных комплексах в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Инвестору оставалось только выбрать земельный участок в границах морского порта, обосновать свой выбор и согласовать его с органами власти.

Актуальный Перспективный план позволяет федеральным органам исполнительной власти иметь основания для планирования государственных инвестиций в портовое строительство, предлагать инвесторам готовые площадки для размещения морских терминалов и согласовывать в соответствие с ним развитие других видов транспорта.

«Предлагается вернуться к вопросу нормативного закрепления Перспективных планов развития морских портов. За основу может быть принято ранее разработанное Росморречфлотом Положение, которое целесообразно откорректировать с учетом прошедших с тех пор изменений. Нужно сохранить положение о том, что «Перспективный план развития представляется в органы государственной власти для формирования схемы территориального планирования РФ, предусматривающей размещение объектов федерального значения».», - сказал советник генерального директора АО «ДНИИМФ».

По его словам, важной составляющей должен остаться Перечень основных мероприятий по реализации Перспективного плана развития морского порта.

Этот Перечень должен быть сформирован разработчиком, а включенные в него мероприятия (изменения документов территориального развития, юридическая очистка земельных участков, резервирование земельных участков и акваторий, вопросы подготовки инженерной инфраструктуры и т.п.) должны быть выполнены в установленный срок.

При формировании содержания разделов Перспективного плана необходимо учитывать, что ряд вопросов решается Инвесторами при подготовке ДОН, поэтому в Перспективном плане могут быть указаны только общие требования (например, по генплану участка, трассировки инженерной инфраструктуры, экологии, пункту пропуска и проч.).

«Создание и утверждение Перспективных планов развития морских портов РФ будет способствовать не только привлечению инвестиций в строительство и модернизацию морских портов, экономическому развитию регионов, но и повышению эффективности государственного управления развитием морской отрасли и транспортной системы в целом», - заключил Евгений Новосельцев.

Фото: Морские вести России

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты