Эксперт: Китай пытается регулировать судоходство в Арктике - Морские вести России

Эксперт: Китай пытается регулировать судоходство в Арктике

26.05.2022

Лента новостей

Эксперт: Китай пытается регулировать судоходство в Арктике

Китай не имеет островного или материкового побережья в Северном Ледовитом океане и не относится к приарктическим государствам не относится. Тем не менее, КНР определяет себя как околоарктическое государство и проявляет большую активность в Арктическом совете, где является наблюдателем.

«В арктической политике КНР утверждается намерение государства создать «Полярный шелковый путь», который прошел бы в рамках уже существующих судоходных маршрутов: Северо-Восточного прохода, Северо-Западного прохода. При этом в стратегии не говорится о судоходной кооперации с кем-либо из приполярных стран, включая Россию», - сообщил и. о. директора Института Дальнего Востока РАН Кирилл Бабаев в ходе конференции Арктического совета «Российско-китайское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктического региона».

Эксперт добавил, что российский термин «Северный морской путь» в Китае употребляется только в двухсторонних документах. В национальных же КНР опирается на более широкое понятие Северо-Восточный проход, где Севморпуть является только одним из маршрутов.

«Китай не оспаривает наших прав на законодательное регулирование прохода судов по СМП, при этом их юристы всегда высказываются за некое многостороннее согласование. Например, правового режима Берингова пролива, как будто у нас нет двухсторонних документов приарктических государств и США, которые образуют этот пролив», - отметил и. о. директора Института Дальнего Востока РАН.

Он подчеркнул, что стремление Китая заменить понятие «Северный морской путь» на понятие «Полярный шелковый путь» в двухсторонних документах вызывает опасения.

Также вызывает вопросы юридическая сила Руководства по судоходству по Северо-Восточному проходу, изданного властями КНР в 2014 году.

«Когда в Китае издали аналогичное руководство по Северо-Западному проходу, то есть пути к Северу от Канады, Оттава очень четко дала понять, что не считает подобный акт юридически уместным. Россия же в своем случае ничего подобного не сделала», - сказал Кирилл Бабаев.

«В данном контексте очень важно выверять подход который помог бы России выстроить с Китаем оптимальную модель арктического взаимодействия в судоходной части и защитить наши региональные интересы. Мы КНР здесь нужны не меньше, чем они нам. В этом смысле акцентирование сюжетов по Арктике, связанных с принципами свободного судоходства, должно быть предметом пристального внимания экспертного сообщества и руководства РФ», - подытожил эксперт.

Фото: https://inosmi.ru/

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты